Нестандартные формы организации занятий
статья (3 класс) по теме
- Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерба для их здоро-вья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нор-мативного до проведения отдельного урока – позволяет решить 2 другие: сохранение здоровья и воспитания культуры здоровья у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_formy_organizacii_zanyatiy.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные формы организации занятий
Говорова Н.А., учитель начальных классов
МОУ « СОШ № 59»
Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на
влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерба для их здоро-вья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нор-мативного до проведения отдельного урока – позволяет решить 2 другие: сохранение здоровья и воспитания культуры здоровья у школьников.
В своей работе использую секреты здоровьесберегающей педагогики.
Их всего 10 (по Смирнову Н.К.).
1.Секрет доброты . Идея добра должна пронизывать все свершения.
2.Секрет успешности. Состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идею «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики.
3.Секрет эффективности. Вложение средств в подготовку кадров, Повыше-ние профессионализма учителя.
4.Секрет результативности. В целенаправленном воспитании культурыздо-ровья учащихся, их потребности и умения заботиться о собственном здоро-вье, духовном и телесном благополучии.
5.Секрет соответствия. Состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.
6.Секрет технологичности – создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.
7.Секрет надежности получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, опытных практиков, а также обсуждение полученных результатов на конференциях, публикация материа-лов в печати. Происходит интеграция школы в социокультурное простран-ство, подпитывающее ее информационно и энергетически.
8.Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий.
9.Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовать долгосрочные проекты, состоит в материальном стимулировании профессионалов.
10.Секрет активности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, в соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движе-нию к цели нужное направление, являясь критерием его истинности, это -любовь, тот самый «5 элемент», который наделяет жизнь смыслом и радост-ной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.
Достижению поставленной цели способствует использование нестан-
дартных форм занятий: урок-квн, урок- игра, урок-путешествие, урок-сказка, проект, интегрированный и т.д. Важное место при подготовке урока отвожу разработке гибкого плана. Он включает:
- определение общей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;
- подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду, форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
- планирование разных форм организации учебной деятельности ( соотношение фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы);
- выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий ( дословный пересказ, краткое изложение своими словами, выполнение проблемных. творческих заданий).
Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока включает в себя:
- Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с
учетом конкретных целей урока.
- Проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учетом их
личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию
- Использование содержания субъективного опыта всех участников урока в диалоге « ученик – учитель», « ученик – класс».
- Предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.
Планирование результативности предусматривает:
- обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.
По опыту убедилась, что эффективность интегрированных уроков зависит от многих факторов: удачного сочетания учебных предметов и изу-чаемых тем, тщательного отбора содержания, методов, приемов работы с учетом возможностей учащихся данного класса. Наиболее удачны связи между предметами:
- чтение – русский язык;
- чтение – природоведение;
- математика – природоведение;
- чтение – изо – музыка;
- природоведение – трудовое обучение;
- математика – трудовое обучение.
Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и прочно запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов. Интегрированные уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторы одних и тех же знаний в разных учебных предметах. А это, в свою очередь, способствует снятию перенапряжения, утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Напри-мер, при изучении природных явлений включаю в уроки стихотворения, от-рывки из художественной прозы использую музыкальные произведения, про-изведения живописи.
На интегрированных уроках чтение - изо – музыка не только формирую
навыки чтения, грамотной речи, но и обогащаю ее за счет интенсивной сло-варной работы, развиваю чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать музыку, импровизировать, рисовать предметы, о которых идет речь в тексте.
Такая методика соответствует психологическим особенностям младших
школьников – целостному восприятию действительности.
Интегрированному уроку чтение – изо, посвященному Дню победы над фашистскими захватчиками предшествовала подготовительная работа: дети в любой форме готовили рассказы об участниках ВОВ, учили и декламировали стихотворения, другие ребята сделали рисунки, третья группа детей написала сочинения, двое ребят сами сочинили стихотворения о своих дедушках - уча-стниках ВОВ.
После урока провела анкетирование по вопросам.
- Понравился тебе или нет совместный урок?
- Что особенно понравилось?
- Какое настроение было у тебя в начале урока и в конце?
- Нужно ли проводить такие уроки?
Ответы были следующие:
на 1 вопрос из 29 учащихся сказали «да» все 29.;
по 2 вопросу мнение разделилось, но 80% понравилось слушать сочинения товарищей;
на 3 вопрос дети ответили так: «В начале урока я волновалась, а потом мне стало очень хорошо» , «У меня на уроке было все время хорошее настроение, мне все понравилось»
Высказывания остальных перекликались с последним изречением. На уроке не было ни одного безучастного ребенка.
на 4 вопрос из 29 учеников «да» сказали 29.Дети отмечали, что на таком уроке они не устали, и время пролетело очень быстро.
Активизация познавательной деятельности учащихся -одна из основных моих задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными
средствами. Одним из них является занимательность. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть собранным, находчивым. У учеников развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Условия, обеспечивающие привлекательность игр в образовании в целом, могут быть трансформированы в требования к играм на уроке:
- Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
- Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
- Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решение, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действий и т.д.
- Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудач.
- Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
- С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры;
На занятиях по обучению грамоте, другом моих детей был строгий дед Всевед – хозяин сказочного теремка. В теремке живут сказочные герои – звери. Это плоские фигурки с карманами для заданий с правой стороны. Дед Всевед посылает жителей теремка с заданиями к детям, которые с удовольствием выполняют их, получая право «проводить» сказочного персонажа домой, в теремок.
Так, заодно осуществляется дифференцированный подход, так как каждый ребенок получал задания по силам. Это не снижало интерес у сильных, и у слабых учеников.
А задания были разные. На уроках по обучению грамоте – дополнительный текст, загадки, пословицы, составление слов по схеме.
Деятельность в рамках проекта – это не задание учителя, за которое бу-
дет выставлена оценка. Работа должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию экологический проект открывает большие возмож-ности для творчества и импровизации. Он всегда предполагает активную деятельность детей, а ребенок никогда не испытывает утомления от того, что делает сам с интересом. При работе над проектом я как учитель выполняю следующие функции:
-помогаю ученикам в поиске источников , помогающих им в проекте;
-сама являюсь источником информации;
-координирую весь процесс;
-поддерживаю и поощряю учеников;
-поддерживаю непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.
Экологический проект предполагает интегрированный подход. Работа
ведется во внеурочное время, а также на уроках окружающего мира, чтения,
труда, изо.
Экологический проект предполагает единство обучения и воспитания,
использования различных форм работы: урок, классный час, беседу, внеклас-
сное занятие, экскурсию, встречу со специалистами и т.д.
Выделяю следующие этапы работы над проектом:
1.Целеполагание;
2.Планирование работы;
3.Самообразование;
4.Исследование, практическая работа;
5.Обобщение результатов, выводы;
6.Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
В этом году в рамках творческого объединения «Лесная академия» дети выполнили ряд проектов под рубрикой «Люби и знай свой отчий край»:
- История возникновения г. Астрахани
- Архитектура старого города
- Памятники в городе
- Астраханские мосты
- Музеи города, рассказывающие о его историческом прошлом
- Экскурсия по старому городу
При работе над проектами дети использовали современные информа-
ционные технологии, проявили свое творчество, сочинив сказки о родном городе, продумав реконструкцию мостов через водные каналы города, сочинив стихотворения о достопримечательностях своего родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как нестандартная форма проведения занятий
Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственн...
Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...
Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности по предмету "Музыка"
Доклад по теме.Включает в себя формы работы во внеурочной деятельности по предмету "Музыка"....
Доклад "Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности."
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества....
Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г
В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...
Синквейн как форма организации занятия внеурочной деятельности
Данный материал может быть актуален как для учителей начальной школы, так и для основной. Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически п...