Нестандартные формы организации занятий
статья (3 класс) по теме

 

Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерба для их здоро-вья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нор-мативного до проведения отдельного урока – позволяет решить 2 другие: сохранение здоровья и воспитания культуры здоровья у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_formy_organizacii_zanyatiy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные формы организации занятий


Говорова Н.А., учитель начальных классов

МОУ « СОШ № 59»


Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на

влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерба для их здоро-вья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нор-мативного до проведения отдельного урока – позволяет решить 2 другие: сохранение здоровья и воспитания культуры здоровья у школьников.

В своей работе использую секреты здоровьесберегающей педагогики.

Их всего 10 (по Смирнову Н.К.).

1.Секрет доброты . Идея добра должна пронизывать все свершения.  

2.Секрет успешности. Состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идею «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики.

3.Секрет эффективности. Вложение средств в подготовку кадров, Повыше-ние профессионализма учителя.

4.Секрет результативности. В целенаправленном воспитании культурыздо-ровья учащихся, их потребности и умения заботиться о собственном здоро-вье, духовном и телесном благополучии.

5.Секрет соответствия. Состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.

6.Секрет технологичности – создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

7.Секрет надежности получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, опытных практиков, а также обсуждение полученных результатов на конференциях, публикация материа-лов в печати. Происходит интеграция школы в социокультурное простран-ство, подпитывающее ее информационно и энергетически.

8.Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий.

9.Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовать долгосрочные проекты, состоит в материальном стимулировании профессионалов.

10.Секрет активности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, в соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движе-нию к цели нужное направление, являясь критерием его истинности, это -любовь, тот самый «5 элемент»,  который наделяет жизнь смыслом и радост-ной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

Достижению поставленной цели способствует использование нестан-

дартных форм занятий: урок-квн, урок- игра, урок-путешествие, урок-сказка, проект, интегрированный и т.д. Важное место при подготовке урока отвожу разработке гибкого  плана. Он включает:

  1. определение общей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;
  1. подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду, форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
  1. планирование разных форм организации учебной деятельности ( соотношение фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы);
  1. выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий ( дословный пересказ, краткое изложение своими словами, выполнение проблемных. творческих заданий).

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока включает в себя:

  1. Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с

учетом конкретных целей урока.

  1. Проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учетом их

личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию

  1. Использование содержания субъективного опыта всех участников урока в диалоге « ученик – учитель», « ученик – класс».
  2. Предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.

Планирование результативности предусматривает:

  1. обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
  2. анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
  3. внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.

По опыту убедилась, что эффективность интегрированных уроков зависит от многих факторов: удачного сочетания учебных предметов и изу-чаемых тем, тщательного отбора содержания, методов, приемов работы с учетом возможностей учащихся данного класса. Наиболее удачны связи между предметами:

  1. чтение – русский язык;
  2. чтение – природоведение;
  3. математика – природоведение;
  4. чтение – изо – музыка;
  5. природоведение – трудовое обучение;
  6. математика – трудовое обучение.

Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и прочно запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов. Интегрированные уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторы одних и тех же знаний в разных учебных предметах. А это, в свою очередь, способствует снятию перенапряжения, утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Напри-мер, при изучении природных явлений включаю в уроки стихотворения, от-рывки из художественной прозы использую музыкальные произведения, про-изведения живописи.

На интегрированных уроках чтение - изо – музыка не только формирую

навыки чтения, грамотной речи, но и обогащаю ее за счет интенсивной  сло-варной работы, развиваю чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать музыку, импровизировать, рисовать предметы, о которых идет речь в тексте.

Такая методика соответствует психологическим особенностям младших

школьников – целостному восприятию действительности.

 Интегрированному уроку чтение – изо, посвященному Дню победы над фашистскими захватчиками предшествовала подготовительная работа: дети в любой форме готовили рассказы об участниках ВОВ, учили и декламировали стихотворения, другие ребята сделали рисунки, третья группа детей написала сочинения,  двое ребят сами сочинили стихотворения о своих дедушках - уча-стниках ВОВ.

После урока провела анкетирование по вопросам.

  1. Понравился тебе или нет совместный урок?
  2.  Что особенно понравилось?
  3.  Какое настроение было у тебя в начале урока и в конце?
  4.  Нужно ли проводить такие уроки?

Ответы были следующие:

на 1 вопрос из 29 учащихся сказали «да» все 29.;

по 2 вопросу мнение разделилось, но 80% понравилось слушать сочинения  товарищей;

на 3 вопрос дети ответили так: «В начале урока  я волновалась, а потом мне стало очень хорошо» , «У меня на уроке было все время хорошее настроение, мне все понравилось»

Высказывания остальных перекликались с последним изречением. На уроке не было ни одного безучастного ребенка.

на 4 вопрос из 29 учеников «да» сказали 29.Дети отмечали, что на таком уроке они не устали, и время пролетело очень быстро.

Активизация познавательной деятельности учащихся -одна из основных моих задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными

средствами. Одним из них является занимательность. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть собранным, находчивым. У учеников развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Условия, обеспечивающие привлекательность игр в образовании в целом, могут быть трансформированы в требования к играм на уроке:

  1. Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
  2. Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
  3. Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решение, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действий и т.д.
  4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудач.
  5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
  6. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры;

На занятиях по обучению грамоте, другом моих детей был строгий дед Всевед – хозяин сказочного теремка. В теремке живут сказочные герои – звери. Это плоские фигурки с карманами для заданий с правой стороны. Дед Всевед посылает жителей теремка с заданиями к детям, которые с удовольствием выполняют их, получая право «проводить» сказочного персонажа домой, в теремок.

        Так, заодно осуществляется дифференцированный подход, так как каждый ребенок получал задания по силам. Это не снижало интерес у сильных, и у слабых учеников.

А задания были разные. На уроках по обучению грамоте – дополнительный текст, загадки, пословицы, составление слов по схеме.

Деятельность в рамках проекта – это не задание учителя, за которое бу-

дет выставлена оценка. Работа должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию экологический проект открывает большие возмож-ности для творчества и импровизации. Он всегда предполагает активную деятельность детей, а ребенок никогда не испытывает утомления от того, что делает сам с интересом. При работе над проектом я как учитель выполняю следующие функции:

-помогаю ученикам в поиске источников , помогающих им в проекте;

-сама являюсь источником информации;

-координирую весь процесс;

-поддерживаю и поощряю учеников;

-поддерживаю непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.

Экологический проект предполагает интегрированный подход. Работа

ведется во внеурочное время, а также на уроках окружающего мира, чтения,

труда, изо.

Экологический проект предполагает единство обучения и воспитания,

использования различных форм работы: урок, классный час, беседу, внеклас-

сное занятие, экскурсию, встречу со специалистами и т.д.

Выделяю следующие этапы работы над проектом:

1.Целеполагание;

2.Планирование работы;

3.Самообразование;

4.Исследование, практическая работа;

5.Обобщение результатов, выводы;

6.Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

В этом году в рамках творческого объединения «Лесная академия» дети выполнили ряд проектов под рубрикой «Люби и знай свой отчий край»:

  1. История возникновения г. Астрахани
  2. Архитектура старого города
  3. Памятники в городе
  4. Астраханские мосты
  5. Музеи города, рассказывающие о его историческом прошлом
  6. Экскурсия по старому городу

При работе над проектами дети использовали современные информа-

ционные технологии, проявили свое творчество, сочинив сказки о родном городе, продумав реконструкцию мостов через водные каналы города, сочинив стихотворения о достопримечательностях своего родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как нестандартная форма проведения занятий

Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственн...

Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...

Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности по предмету "Музыка"

Доклад по теме.Включает в себя формы работы во внеурочной деятельности по предмету "Музыка"....

Доклад "Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности."

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества....

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...

Синквейн как форма организации занятия внеурочной деятельности

Данный материал может быть актуален как для учителей начальной школы, так и для основной. Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически п...