Синквейн как форма организации занятия внеурочной деятельности
статья по чтению

Залесова Ксения Андреевна
Данный материал может быть актуален как для учителей начальной школы, так и для основной.

Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.

Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Синквейн23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн как форма организации занятия внеурочной деятельности.

Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.

Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Наблюдения последних лет показали, что дети 6,5-7 лет, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов. Частично эти проблемы можно решить, применяя уже в 1 классе одну  из очень эффективных  форм – работу над созданием синквейнов.

  1. Синквейн – (от фр.) - стихотворение, состоящее из пяти строк. Его определили французы. Говорят, что слово "синквейн" в вольном переводе - «пять удач» или «пять вдохновений». В буквальном переводе с французского - «пять».
  2. Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Его используют на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии (быстрый, но мощный инструмент); составляют, когда изучают образы героев, говорят о нравственности, о долге, чести. 

Был разработан американской поэтессой Аделаидой Крэпси в США в начале XX века под влиянием японской поэзии (хокку).

Критерии: трехстишье, отсутствие рифмы, состоит из 17 слогов. Тем не менее, многие поэты отходили от такой структуры.
«Луна-проводник

Зовет: «Загляни ко мне».

Дом у дороги».                                                                        (Мацуо Басё)

Классификация:

  • Дидактический

- В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна (кто? что?).

Вторая строка – два прилагательных, описывающие признаки и свойства выбранной темы (какой?).

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы (что делает?).

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету (что автор-сочинитель думает о теме).

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием (кто? что?).

Книга

Познавательная, увлекательная

Читаем, узнаем, размышляем

Книга – мой мудрый друг.

Знания.

  • Традиционный

- Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет. Автор Ирина Янакова.

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

  • Обратный

- Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2. Автор Ариэль Дороро.

Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор.

  • Зеркальный

- Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный. Автор Ариэль Дороро.

Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом.

  • Синквейн-бабочка

- Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2. Автор Ариэль Дороро.

В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу.

  • Корона синквейнов

- Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов. Автор Алена Тимакова.

Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.

  • Гирлянда синквейнов

- Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д. Автор Юлия Зайцева.

Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,

Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.

Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ

Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой

Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“

Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.

Достоинства метода синквейн:

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

В заключение, синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Литература и интернет-источники

  1.  Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников  (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005).
  2.  http://festival.1september.ru/articles/103873/
  3. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.
  4.  Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.
  5. http://www.myshared.ru/slide/610163/    
  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2012–272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности по предмету "Музыка"

Доклад по теме.Включает в себя формы работы во внеурочной деятельности по предмету "Музыка"....

Доклад "Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности."

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества....

Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)

Республиканский открытый  конкурс  «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...