Сказка как нестандартная форма проведения занятий
статья по логопедии (1 класс) по теме
Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности. Все это позволяет эффективно устранять имеющиеся у детей нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_netradicionnaya_forma_provedeniya_zanyatiya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как нестандартная форма проведения занятий
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогов становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Основной задачей коррекционной работы с учащимися 1 классов является помощь в овладении навыками письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка, который является необходимым условием для изучения языковых явлений.
Большое значение в оптимизации коррекционного обучения имеет подбор учебного дидактического материала и самих коррекционных упражнений. В последние годы в логопедии вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционной работе с детьми. Я использую тексты русских народных сказок, которые позволяют мне решать одновременно несколько коррекционных задач: главную коррекционную задачу занятия и подготовка базы / по методу устного опережения/ для будущей работы над другими компонентами речевой системы: лексики, грамматического строя, связной речи. Таким образом , учитывается один из принципов коррекционно-развивающего обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
Сказка является уникальным средством достижения коррекционно – развивающих задач. Работа со сказкой включает речевое, эмоционально-
волевое развитие, приобщает к культурному наследию Родины, приучает к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира,
воспитывает интерес к нему. Сказка помогает мне формировать коммуникативную культуру, раскрывать духовный мир и творческий потенциал ребенка. А сюжетно – тематическая организация занятия способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, а, значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Особенностями построения такого занятия являются:
- Проведение специальной подготовительной работы( подготовка к восприятию и предварительный разбор сюжета с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий)
- Языковой разбор текста.
- Включение лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие.
- Использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные слова, иллюстрированный материал /серии сюжетных картинок/, составление вербальных алгоритмов и т.д.)
- Включение упражнений на коррекцию различных психических процессов.
Все задания объединяю сюжетом сказки. В каждое занятие я включаю задания по развитию звуко-слогового анализа и синтеза, по формированию лексико – грамматических средств языка, а также упражнения на развитие мелкой и общей моторики, пространственных представлений, графо – моторных функций, логического мышления, внимания, памяти. Динамические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия. По мере того, как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «буква», «предложение», закрепляют правильное употребление звуков в произнесении пословиц и поговорок. А работа с загадками и пословицами дает почувствовать красоту и образность родного языка.
Ребенку необходимо помочь осознать смысл сказки, выяснить чему она учит. На логопедических занятиях у учеников закрепляются навыки планирования пересказа текста, навыки грамматически правильного оформления высказывания, активизируется и обогащается словарный запас. Дети успешно используют приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок ( медведь – большой, мохнатый, косолапый, Колобок – круглый, румяный, веселый и т.д.).
Сказка способствует успешному формированию словообразования, создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Дети легко подбирают сравнения: «хитрая как лиса», «неуклюжий как медведь» и т. д.
Большинство сказок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Учащиеся перевоплощаются в героев сказок, учатся входить в воображаемую условную игровую ситуацию, включаться в коллективную игру – драматизацию, выражать характерные особенности персонажа с помощью мимики, интонации голоса. Таким образом, развиваются воображение, творческая фантазия, отрабатывается выразительность речи, навыки коммуникативной деятельности.
В дальнейшем дети сами придумывают сказки на заданные темы, учатся дополнять и изменять сюжеты уже знакомых сказок. Работа над сказкой влияет на эмоционально – волевую сферу детей, формирует мотивацию к процессу слушания и говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, к процессу чтения и анализа текста.
Задачи развития речи при этом я решаю в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка.
Таким образом, коррекционная работа со сказкой способствует:
- Развитию всех компонентов речевой системы.
- Формированию правильного звукопроизношения.
- Развитию познавательных процессов.
- Развитию творческих способностей детей.
- Воспитанию нравственно – эстетических чувств.
- Формированию коммуникативной культуры.
Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности. Все это позволяет мне эффективно устранять имеющиеся у детей нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества//Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте .СПб., 1996
- Александрова О. разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание . 1998 №12
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.2005 .№1,5,8.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки. СПб.,2002
- Ткаченко Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками //Практическая психология и логопедия. 2003.№3-4
- Середа А.И., Дробахина И.К. Сказкотерапия – новая комплексная интегративная психолого-логопедическая технология в коррекционно-развивающей работе//Практическая психология и логопедия.2003.№3-4
- Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков, 1997.
- Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы организации занятий
Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерб...
презентация " Нестандартные формы проведения уроков"
Данная презентация содержит нестандартные формы проведения уроков для активизации познавательной деятельнсти учащихся в словиях развивающего обучения. Это очень важный и нужный материал...
Нестандартные формы проведения родительского собрания
Сценарий итогового родительского собрания. Мастер-класс проводят обучающиеся......
Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики
Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д....
Изучение и внедрение нестандартных форм проведения уроков физической культуры в начальной школе (статья по теме самообразования)
В работе рассказывается о внедрении нестандартных форм проведения уроков физической культуры. В основе лежит сочетание продуктивных методов обучения и организации взаимодействия обучающихся 3 класса в...
Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г
В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...
сообщение на тему: "Нестандартные формы проведения урока физической культуры"
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры - один из путей улучшения школьной системы физической культуры. Сами же нестандартные формы урока позволяют не только развивать п...