Программа кружка "Палитра жизни"
рабочая программа по теме

Программа расчитана на 1 год. В кружке могут заниматься как начальные классы, так и средние классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка "Палитра жизни"273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Тукаевского муниципального района

                                                                                                      Утверждено  

                                                                                             на Совете ЦВР

Директор МОУ ДОД ЦВР

____________/Гараева Г.И./

«___» _____________2010г.

Протокол №2

от 26.08.2010

Образовательная программа объединения

(Для детей 9-12 лет,

программа рассчитана на 1 год)

Педагог дополнительного образования

Кашапова Роза Дамировна

Калмаш, 2010

Пояснительная записка

        Программа кружка «Палитра жизни » рассчитана на детей с 9 до 12 лет.

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы  внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок.

        Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

         Работа в кружке «Палитра жизни» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

   Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

        На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

       Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%. Занятия провожу в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, шкафы с образцами поделок. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.

       Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.

         На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует  практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.

         Занятия можно организовать по - разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через  несколько занятий желательно менять.

          В кружке «Палитра жизни» 15 человек. С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Руководителю кружка надо опираться на те знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать.

         В рабочей комнате у нас есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Наиболее оптимальная продолжительность занятий  40-50 минут.

        Дети с радостью идут на кружок, с увлечением работают, своими отличными работами радуют учителя, родителей, бабушек, ветеранов войны и труда. Участвуют в конкурсах школы и конкурсах районного масштаба.

       Имеют неплохие результаты. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

   

     

Цель программы -  научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, ткани и природных материалов, используя различные техники: аппликация, оригами, плетение, модульное оригами, квиллинг, фриволите.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

 Основные задачи образовательной программы кружка «Палитра жизни»:

   

              развитие:

  1. -  творчества;
  2. - сенсорики, мелкой моторики рук;
  3. - пространственного воображения;
  4. - технического и логического мышления, глазомера;
  5. - способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

овладение:

  1. - начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
  2. - опытом практической деятельности по созданию поделок;
  3. - способами планирования и организации досуговой деятельности;
  4. - навыками творческого сотрудничества.

воспитание:

  1. - уважительного отношения к результатам труда;
  2. - интереса к творческой и досуговой деятельности;
  3. - практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

           

 

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста.

Содержание разделено по видам обрабатываемых материалов.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Материальное обеспечение

 

1.     Природный материал

2.     Глина

3.     Соломка

4.     Ткани разных цветов

5.     Перья птиц

6.     Нитки разных цветов

7.     Капрон, шёлк

8.     Опил

9.     Полиэтиленовые мешки

10.                       Картон

11.                       Спичечные коробки

12.                       Мочало

13.                       Яичная скорлупа

14.                       Стружки

15.                       Газетная бумага

16.                       Мука

17.                       Бумага цветная

18.                       Ножницы, клей

19.                       Спицы

20.                       Крючок

21.                       Пластиковые бутылки

22.                      Соль

                                                                   

 

№ занятия

Тема занятий

Часы

Дата

Теор.

Прак.

1

Вводное занятие

1

2

Правила ТБ на занятиях

1

Вязание крючком

3

Вводное занятие

1

4

История вязания

1

5

Правила чтения условных обозначений

1

6

Правила чтения условных обозначений

1

7

Основные элементы техники вязания крючком

1

8

Основные элементы техники вязания крючком

1

9

Основные элементы техники вязания крючком

1

10

Основные элементы техники вязания крючком

1

11

Основные приемы вязания полотна крючком

1

12

Основные приемы вязания полотна крючком

1

13

Основные приемы вязания полотна крючком

1

14

Основные приемы вязания полотна крючком

1

15

Прибавление петель

1

16

Прибавление петель

1

17

Убавление петель

1

18

Убавление петель

1

19

Вязание длинным крючком

1

20

Вязание длинным крючком

1

21

Технология вязания узоров с бугорками

1

22

Технология вязания узоров с бугорками

1

23

Технология вязания узоров с рельефными столбиками

1

24

Технология вязания узоров с рельефными столбиками

1

25

Карандашница «Пес Барбос»

1

26

Карандашница «Пес Барбос»

1

27

Карандашница «Пес Барбос»

1

28

Карандашница «Пес Барбос»

1

29

Игольница «Мухомор»

1

30

Игольница «Мухомор»

1

31

Игольница «Мухомор»

1

32

Игольница «Мухомор»

1

Аппликация

33

Вводное занятие. В мире творчества

1

34

Правила ТБ. Основные приемы работы.

1

35

Способы изготовления деталей

1

36

Способы изготовления деталей

1

37

Способы оформлений

1

38

Способы оформлений

1

39

Объемная открытка «Подсолнух»

1

40

Объемная открытка «Подсолнух»

1

41

Изготовление картин из природного материала

1

42

Изготовление картин из природного материала

1

43

Изготовление картин из природного материала

1

44

Изготовление картин из природного материала

1

45

Аппликация на ткани

1

46

Аппликация на ткани

1

47

Аппликация на ткани

1

48

Аппликация на ткани

1

49

Выставка работ учащихся

1

50

Выставка работ учащихся

1

Вязание со спицами

51

Вводное занятие.

1

52

Правила ТБ при работе со спицами

1

53

Что могут спицы?

1

54

Что могут спицы?

1

55

Лицевое вязание

1

56

Лицевое вязание

1

57

Вязание с изнанки

1

58

Вязание с изнанки

1

59

Английское вязание

1

60

Английское вязание

1

61

Шарфик маме. Английское вязание

1

62

Шарфик маме. Английское вязание

1

63

Вязание «Башмачок»

1

64

Вязание «Башмачок»

1

65

Вязание «Башмачок»

1

66

Вязание «Башмачок»

1

67

Вязание «Башмачок»

1

68

Вязание «Башмачок»

1

Папье-маше

69

Вводное занятие

1

70

Правила ТБ

1

71

История папье-маше

1

72

Выставка работ мастеров, используя разные журналы и СМИ

1

73

Папье-маше «Конфетница»

1

74

Папье-маше «Конфетница»

1

75

Папье-маше «Конфетница»

1

76

Папье-маше «Конфетница»

1

77

Оформление работы

1

78

Оформление работы

1

Лепка

79

Вводное занятие

1

80

Правила ТБ

1

81

Основные приемы и материалы лепки

1

82

Основные приемы и материалы лепки

1

83

Лепка из пластилина

1

84

Лепка из пластилина

1

85

Лепка из соленого теста

1

86

Лепка из соленого теста

1

87

Лепка из глины

1

88

Лепка из глины

1

89

Оформление работ

1

90

Оформление работ

1

1

Оригами

91

Вводное занятие

1

92

Правила ТБ

1

93

Основные приемы оригами

1

94

Выбор материала для оригами

1

95

Объемные изделия «Чаша»

1

96

Объемные изделия «Чаша»

1

97

«Лебедь»

1

98

«Лебедь»

1

99

«Лебедь»

1

100

«Лебедь»

1

101

Завершение работ

1

102

Выставка работ

1

103

Вводное занятие

1

104

Правила ТБ

1

105

Цветок из пластиковых бутылок

1

106

Цветок из пластиковых бутылок

1

107

Цветок из пластиковых бутылок

1

108

Цветок из пластиковых бутылок

1

109

Цветок из ниток и медных проволок

1

110

Цветок из ниток и медных проволок

1

111

Цветок из ниток и медных проволок

1

112

Цветок из ниток и медных проволок

1

113

Завершение работ

1

114

Выставка работ

1

Моя любимая мягкая игрушка

115

Вводное занятие

1

116

Правила ТБ. Инструменты и материалы

1

117

Кукла-сувенир «Кот», «Заяц» по одной выкройке

1

118

Кукла-сувенир «Кот», «Заяц» по одной выкройке

1

119

Выполнение объемных игрушек. «Воробей»

1

120

Выполнение объемных игрушек. «Воробей»

1

121

Выполнение объемных игрушек. «Воробей»

1

122

Выполнение объемных игрушек. «Воробей»

1

123

«Курочка – ряба»

1

124

«Курочка – ряба»

1

125

«Курочка – ряба»

1

126

«Курочка – ряба»

1

127

Самостоятельное изготовление игрушки по выбору

1

128

Самостоятельное изготовление игрушки по выбору

1

129

Самостоятельное изготовление игрушки по выбору

1

130

Самостоятельное изготовление игрушки по выбору

1

131

Выставка работ

1

132

Выставка работ

1

133

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

134

Приготовление почвы

1

135

Приготовление семян

1

136

Приготовление семян

1

137

Посадка комнатных растений

1

138

Посадка комнатных растений

1

139

Секреты ухаживания за комнатными растениями

1

140

Секреты ухаживания за комнатными растениями

1

141

Пикировка рассад

1

142

Пикировка рассад

1

143

Выставка всех работ

1

144

Выставка всех работ

1

Итого:

Список литературы: 

  1. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.
  2. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.
  3. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.
  4. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.
  5. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.
  6.  Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с.
  1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
  2. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  3. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  4. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
  5. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  6. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  7. М.А.Гусакова “Аппликация”
  8. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  9. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  1. 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  2. 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
  3. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  4. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
  5. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  6. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  7. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  8. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

     “Копилка игр сибирячка”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Программа "Азбука жизни"

Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов (2 класс)...

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...

Профилактическая программа «Линия жизни»

Данная программа предназначена для младшего и среднего подросткового возраста (9-15 лет), что обусловлено особой ситуацией развития детей данного возраста. Существует необходимость найти точки соприко...