Воспитательная программа «Рисуем жизнь»/конспект+презентация+приложение
материал на тему


Предварительный просмотр:

 

 Пояснительная записка

          Актуальность программы  состоит в том, что  дети в  процессе ее реализации не только развиваются в различных направлениях, но и узнают что – то новое, необходимое для дальнейшей социализации  личности в современном мире.  

           Я разработала программу воспитательной работы «Рисуем жизнь» в начальной школе. Эти годы самые важные в становлении личности человека. Программа нацелена на всестороннее развитие учеников и их стремление к самостоятельному саморазвитию.

           Любой ребенок должен рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность, а также реализовать себя в творчестве или в других сферах деятельности.

          Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать   в ребенке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребенка.

          В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

          Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

          Цель данной программы заключается в том, чтобы пробудить у младших школьников интерес не только к  учебной деятельности, но и к самому себе,  своему внутреннему духовному миру.

           Основные задачи:

  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  • создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  • развивать творческую деятельность;
  • создать условия для развития   творческих  способностей, формировать  учебную  мотивацию и  развивать  учебные  навыки;
  • воспитывать любовь к малой родине,  чувство патриотизма;
  • формировать интерес и потребность к саморазвитию, к самопознанию, самовоспитанию;
  • привлечь родительскую общественность к участию в воспитательной программе класса через патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное, трудовое, спортивное направления.

          Условия реализации программы

          Стандарт провозглашает определение форм организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы.

          Основу внеурочной деятельности обучающихся начальной школы образует сложившийся опыт и традиции внеклассной воспитательной работы, реализация программ дополнительного образования.

Для успешной реализации программы я выбрала приоритетные формы работы с младшими  школьниками:

  • беседы;
  • диспут;
  • игры;
  • викторины по различным областям знаний;
  • игры – путешествия;
  • театральные премьеры;  
  • экскурсии;
  • классные часы;
  • встречи с интересными людьми.

Экскурсии:

  • посещение картинной галереи;
  • повешение библиотеки;
  • посещение театров.

 

 Уровни воспитательных результатов, которых должен достигнуть выпускник:

  • приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

          Очевидно, что достичь воспитательных результатов первого и второго уровней учитель может и на уроке. Однако чтобы достичь результатов третьего уровня и дать возможность воспитанникам реализовать свои знания и отношения в жизни, в действии, в поступке, учителю необходимо использовать различные  формы внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление  активности не только в учебной, но и в кружковой деятельности;
  • ответственность  за порученное дело;
  • уважительное отношение к взрослым людям;
  • развитие  у учащихся духовно-нравственных качеств;
  • посещение кружков по интересам;
  • дальнейшее саморазвитие каждого ученика в учебной деятельности и кружках, секциях по интересам.

   

Методическое обеспечение

          Теоретические занятия:

  •  беседы, рассказы;
  •  обсуждение прочитанной литературы;
  •  исследование (обучение установлению причинно - следственных  связей).

          Практические занятия:

  • беседы;
  • диспут;
  • игры;
  • викторины по различным областям знаний;
  • игры – путешествия;
  • театральные премьеры;  
  • экскурсии;
  • классные часы;
  • встречи с интересными людьми.

Экскурсии:

  • посещение картинной галереи;
  • повешение библиотеки;
  • посещение театров.  

 Участники программы

          Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.

          Сроки реализации программы: программа рассчитана на четыре учебных

года.

Содержание программы воспитания.

Приоритетные направления воспитательной деятельности.

        Содержание программы я  разделила  на 7 основных направлений воспитательной деятельности:

  1.  духовно – нравственное воспитание;
  2.  патриотическое воспитание;
  3.  эстетическое воспитание;
  4.  спортивно – оздоровительное воспитание;
  5.  интеллектуальное воспитание;
  6.  трудовое воспитание;
  7.  работа с родителями.
  1. Духовно – нравственное воспитание

          Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и других людей.

          Основные задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
  • воспитание доброго отношения к окружающим людям, к природе;
  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
  • формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
  • развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Практическая деятельность

1 класс

2класс

3класс

4класс

Основные мероприятия

«Что такое доброта и отзывчивость»;

«Давайте будем вежливы!».

«Расскажи о своем любимом домашнем животном и как о нужно нем заботиться?»;

«Праздник доброты»;

«Путешествие в страну вежливости;

«Посещение кукольного театра.»

«Если с другом вышел в путь»;

«Ты не один на свете»;

«Не одежда красит человека, а добрые дела».

 «Родители важны, я их ценю»;

«Подарки и другие способы благодарности».

«Спешите делать добро»;

«Добрые дела - красят человека»;

«Подарки и другие способы благодарности»;

«Праздник для родителей»;

«Посещение  театра(спектакль)».  

 

«Без добрых дел нет доброго имени»;

«Жизнь дана на добрые дела»;

«Худо тому, кто добра не делает никому».

 

  1. Патриотическое воспитание

          Цель:

  • формирование патриотических чувств учащихся, развитие понятия Родина, малая Родина;
  • воспитание гордости за свой народ, подвиг патриотов России.

          Основные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к России

Практическая деятельность:

1 класс

2класс

3класс

4класс

                                                 Основные мероприятия

«Урок гражданственности»; «Я – гражданин России»;

«Москва – столица нашей Родины»;

«Почему учатся в школе?».

«9 мая – День Победы»;

«Флаг  России»;

«Пионеры - герои»;

«Что празднуют 1Мая»;

«Конкурс рисунков на военную тематику».

«Откуда есть земля русская»;

«Герои России»;

«Экскурсия в музей»;

«Фотографии моей родины».  

«Великая Отечественная Война»;

«Что такое патриотизм»?;

«Знаем ли мы себя?»;

««Конкурс чтецов «Широка страна моя родная»».

  1. Эстетическое воспитание

          Цель: учить учащихся видеть, ценить  и создавать прекрасное; развивать вкус; формировать представления об искусстве.

          Основные задачи:

  • Формирование гармоничной личности;
  • Развивать в человеке видеть и ценить прекрасное;
  • Выработка эстетических вкусов;
  • Побуждение к развитию творческих способностей.

Практическая деятельность

1 класс

2класс

3класс

4класс

Основные мероприятия

«Что есть красота?»

«Что такое искусство, его направления»;

«Путешествие в страну этикета».

«Этика общения человеческих отношений»;

«Этикет»;

«Прекрасное вокруг нас».

«Посещение картинной галереи»;

«Коллективный просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением»;

«Встречи с известными писателями, скульпторами, художниками»;

«Поговорим о том, как мы выглядим».

«Эстетика внешнего вида культурного человека»;

«Встречи с поэтами и с творческими личностями города».

  1. Спортивно – оздоровительное воспитание

          Цель:

  • использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
  • воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

          Основные задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
  • способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
  • знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.

Практическая деятельность

1 класс

2класс

3класс

4класс

                                                 Основные мероприятия

“Утренняя зарядка”;

«Телевизор в жизни, зачем он нужен?»;

«О необходимости соблюдения гигиены»;

«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»;

«Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник)»;

«Моя спортивная семья!».

 

«Правила дорожного движения»;

«Забота о здоровье»;

«О здоровом сне»;

«Здоровье и безопасность»;

«Спорт – это залог здоровья»;

Беседа: «Как быть здоровым».

  «О вредных привычках»;

«Разговор о правильном питании».

«Человек и природа»;

«Игра – быстрый и ловкий».  

«Режим дня в жизни школьника»;

«Если хочешь быть здоров - закаляйся».

  1. Интеллектуальное воспитание

          Цель: научить детей думать, анализировать, доказывать свое мнение.

          Основные задачи:

  • формирование необходимых интеллектуальных умений и навыков, а также интеллектуальных качеств;
  • формирование знаний, необходимых для осуществления интеллектуальной деятельности;
  • формирование умений осуществлять самоконтроль в процессе решения интеллектуальных задач и адекватно оценивать результаты своей интеллектуальной деятельности;
  • формирование у детей сознательной установки на развитие интеллектуальных способностей;
  • формирование у детей интереса к интеллектуальной деятельности.

Практическая деятельность

1 класс

2класс

3класс

4класс

Основные мероприятия

«Берегите  книгу»;

«Читать интересно!»

«Твои учебные принадлежности».

«Всемирный день книги»;

«12 апреля – День космонавтики»;

«Неделя детской литературы».

«Самостоятельное изучение чего любо»;

«Книга твой учитель и друг»;

«Как в нашу жизнь пришли газеты»;

 «Умею ли самостоятельно добывать знания и как я это делаю?».

«Умственный труд».

«Для чего я учусь»;

«Посещение библиотеки»    

  1. Трудовое воспитание

          Цель - воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Формирование постоянного проявления инициативы, активного, творческого подхода к труду; развивать внутреннюю  потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; формировать отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

          Основные задачи:

  • осознание целей и задач труда;
  • воспитание мотивов трудовой деятельности;
  • формирование трудовых умений и навыков.

          Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:

● самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг);

● хозяйственно-бытовой труд (уборка  классов и учебных помещений)

● труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка);

● ручной труд (изготовление поделок);

● художественный труд (рисунки).

Практическая деятельность

1 класс

2класс

3класс

4класс

                                                 Основные мероприятия

«Что такое труд и зачем он нам нужен?»;

«Как я тружусь?»;

«Экскурсия по школе – кто, как и для чего в ней трудится?».

«Всемирный день труда»;

«Как и для чего нужно помогать другим людям?».

«Что можно сделать, если потрудиться?»;

«Что мы можем сделать, чтобы у нас было чисто и красиво?».

«Какие есть профессии и для чего они нужны?».

  1. Работа с родителями

          Цель - привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

          Основные задачи:

●  повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;

● содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

●  развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;

● сформировать общие подходы к воспитанию;

●  развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;

● выработать близкие по сути требований  к уровню воспитанности ребёнка;

●  организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;

● создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.

Практическая деятельность

  • дни творчества детей и родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
  • совместные праздники;
  • творческие лаборатории  родителей;
  • походы, экскурсии  на природу;
  • игры-соревнования.

          При проведении родительских встреч, собраний нужно придерживаться правил и знать десять секретов успешного проведения родительского собрания:

1.     Для проведения родительского собрания выбирать наиболее благоприятный день и час

2.     Определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на её обсуждении строить разговор с родителями.

3.     Особое внимание обращать на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4.     Подготовить визитки с именами родителей,  если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.

5.     Вместе с родителями придумать правила для участников собрания.  

6.     Беречь время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливать регламент и строго следить за его соблюдением.

7.     В ходе собрания использовать игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8.     Делать общение на собрании непринужденным и откровенным при  помощи чашки чая.

Методические рекомендации.

          Классный руководитель планируют воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана воспитательной работы школы на учебный год. Планирование включает в себя разработку плана воспитательной работы класса на учебный год.

          Классный руководитель, исходя из задач деятельности класса, может разрабатывать комплексно-целевые программы, проекты, планы (ежемесячные, еженедельные) по различным направлениям воспитания обучающихся, другую планирующую документацию.

          Содержание работы классного руководителя отражается в дневнике классного руководителя и журнале, в результатах их педагогических исследований, методических материалах, иных формах отчетности.

          Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:

  •  педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год;
  •  определение классным руководителем модели плана воспитательной работы на следующий учебный год;
  •  моделирование классным руководителем образа учащегося, жизнедеятельности класса;
  •  коллективное планирование жизнедеятельности класса;
  •  уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы.

           Эффективность воспитательной работы определяют:

  •  уровень организации классного коллектива  во внеурочной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);
  •  уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т. п.);
  •  разнообразная и интересная для учеников внеурочная  жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т. п.;
  •  постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;
  •  уровень развития классного коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);
  •  степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);
  •  контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;
  • глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;
  •  комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и в школе.  

 

 

 

 

 

 

Использованные интернет – ресурсы:

  1. http://www.metod-kopilka.ru/vospitatelnaya_programma_dlya_nachalnoy_shkoly-46044.htm;
  2. http://festival.1september.ru/articles/635958/
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/06/vospitatelnaya-programma-na-4-goda-nachalnoy
  4. http://worldofteacher.com/2538-1039.html
  5. http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/03/20/esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov
  6. http://refac.ru/celi-i-zadachi-intellektualnogo-vospitaniya-mladshix-shkolnikov/
  7. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bd68a5d53b89421216c27_0.html

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки челябинской области

МАОУ СОШ № 25

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Рисуем жизнь»

Сроки реализации: 4 года.

      Классный  руководитель:  

   

Челябинск, 2015г

 

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………….….1 стр.

Содержание программы ……………………………………………………………….5стр.

План реализации программы  духовно – нравственного воспитания в начальной школе ……………………………………………. …………………………………………… 5 стр.

План реализации программы патриотического воспитания в начальной школе ………………………………………………………………………………………….7 стр.

План реализации программы эстетического воспитания в начальной школе ………………………………………….………………………………………………8 стр.

План реализации программы спортивно – оздоровительного воспитания в начальной школе……………….………………………………………………………………….9стр.

План реализации программы интеллектуального воспитания в начальной  школе………………………..………………………………………………………. .10стр.

План реализации программы трудового воспитания в начальной школе……… ...12 стр.

Работа с родителями…………………………………………………………………..13 стр.

Методические рекомендации………………………………………………………...15 стр.

Список литературы……………………………………………………………….…...18стр.

 

 



Предварительный просмотр:

                                    Приложения

     Классные часы:

  1. «Если с другом вышел в путь» - духовно – нравственное воспитание;
  2. «9 мая – День Победы» - патриотическое воспитание;  
  3. «Великая Отечественная Война» - патриотическое воспитание;
  4. «Правила дорожного движения» - спортивно – оздоровительное воспитание;
  5. «Забота о здоровье» - спортивно – оздоровительное воспитание;
  6. «Всемирный день книги» - интеллектуальное воспитание;
  7.  «12 апреля – День космонавтики» - интеллектуальное воспитание;
  8. «Неделя детской литературы» -  интеллектуальное воспитание;
  9. «Всемирный день труда» - трудовое воспитание.

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программа :"Рисуем радугу"

Программа по формированию элементов творчества....

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...