Программа "Азбука жизни"
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_azbuka_zhizni.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования «Горнозаводский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Горнозаводска
АЗБУКА ЖИЗНИ
Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов (2 класс)
Мауль Людмила Иосифовна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска
г. Горнозаводск
2010
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современной России, такие как,
демократизация общества, построение правового государства, признание
основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития
духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему
готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию
в политической, экономической и культурной жизни.
Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления
целей и результатов образования и воспитания. В качестве главного
результата образования и воспитания должна рассматриваться готовность и
способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную
ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в
котором они живут.
Высшей ценностью государства становится человек, его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнуто, что школа – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»
В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового образования детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.
Цель программы:
- создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации младших школьников на следующей ступени обучения и в социуме.
Задачи:
- содействовать ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помогать в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей;
- обогащать знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определённых норм морали, нравственности.
Программа гражданско-правового воспитания носит ознакомительный характер, дает общее представление об основных правах и свободах маленьких граждан России, государственной символике.
Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:
- принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип преемственности (между классами начальной школы);
- принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
- принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
- принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
- принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).
Направления программы:
- Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. Конституция.
- Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие. Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Золотое правило нравственности.
- Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Триколор. Столица. Москва. Президент.
Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся:
- информационно-ознакомительные;
- игровые;
- дискуссионные;
- оценочные.
Формы работы по реализации программы: беседа, дискуссия, путешествие, чтение и обсуждение сказок, рассказов, конкурс рисунков; игровые технологии: деловая игра, ролевая игра, дидактические игры (викторины, кроссворды, ребусы); анкетирование, тест-опрос, практикум, тренинг, интеллектуальный марафон, КВН, презентация.
Направленность программы.
Предлагаемый опыт предназначен для учителей и учащихся начальных классов.
Содержание программы:
Программа рассчитана для учащихся 2-х классов. Предлагаемый материал освобождается от сложностей и дается в небольшом объеме. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Программа предусматривает проведение 17 часов в год (1 раз в 2 недели).
- Права ребенка.
- Кто Я? Какие мы?
Формирование представления о том, что все люди разные (по внешнему виду, характеру, физическим возможностям, роду занятий и т.д.), но все равны в своих правах.
- О человеческом счастье…
Формирование представления о том, из чего складывается человеческое счастье. Какие важнейшие условия для этого необходимы (друзья, взаимопонимание, семья, любовь, здоровье, достойный уровень жизни).
- О человеческом счастье…
Формирование представления о том, что человек сам создаёт своё счастье и что для этого следует предпринять (учиться, чтобы быть грамотным, образованным, получить возможность заниматься любимым делом, приносить людям пользу; создавать хорошие отношения в семье, среди окружающих, чтобы тебя уважали, любили; заботиться о здоровье; заботиться о счастье страны, мира и т.п.).
- Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Формирование представления о том, что такое хороший поступок;
плохой поступок.
- А нужны ли правила?
Соблюдение определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми и т.д.)
- Царство Закон.
Формирование понятия «закон», роль закона в обществе.
- Царство Беззаконие.
Формирование понятия «беззаконие» (уточнение представления о законе, оттенив его ситуацией беззакония), осознание неразрывности прав и обязанностей.
- Закон для нас. Закон внутри нас.
Знакомство со Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации (первичное образное знакомство).
- Что мы знаем о правах человека?
Обобщение знаний, представлений из области граждановедения, правоведения, культуры поведения.
- Государственная символика.
- Наша Родина – Россия.
Формирование устойчивого, уважительного отношения к родной стране. Создание эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Первоначальное знакомство с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).
- Для чего нужны флаг и герб страны.
Знакомство с символами РФ – флагом, гербом. Описание этих символов. Отличие и сходство флага, герба в прошлом и настоящем времени.
- Гимн – торжественная песня.
Знакомство с символом РФ – гимном. Заучивание гимна РФ. Отличие и сходство гимна в прошлом и настоящем времени.
- Самый главный человек в стране.
Формирование понятия «президент». Заочное знакомство с президентом России, его правами и обязанностями.
- Правила для учащихся.
- Правила школьной жизни.
Формирование отношения к школе, как к работе. Соблюдение правил поведения в школе.
- Правила поведения на природе «Не навреди!» (экскурсия в музей)
Формирование бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности. Составление и соблюдение правил поведения на природе.
- Правила поведения в театре (игра-тренинг)
Разыгрывание мини-спектакля, изготовление декораций, ролевые игры «Обслуживающий персонал театра», «Зрители», «Артисты». Соблюдение правил поведения в театре.
- Правила поведения в общественном транспорте (КВН)
Формирование правил поведения в общественном транспорте через инсценировку стихотворений: «Шёл трамвай десятый номер» С.В. Михалков, «Любочка» А.Л. Барто и рассказа «Девочка с куклой».
Требования к уровню реализации программы.
К концу 2-го класса учащиеся должны:
Знать:
- что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
- что поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие;
- что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
- что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране;
- название страны, главного Закона страны, государственных символов России, президента.
Иметь представление о понятиях:
- равноправие;
- хороший поступок;
- плохой поступок;
- правило;
- закон и беззаконие;
- уважение;
- культура поведения;
- права человека.
Уметь:
- оценивать поступок человека с точки зрения права;
- доказать своё мнение;
- корректировать своё поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека».
Литература:
- Азбука права: разработки занятий в начальной школе /авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс / Л.В. Управителева. – Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Урок есть жизнь. Жизнь есть урок"
В эссе отражена моя педагогическая позиция....
Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"
Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...
Жизнь виртуальная и жизнь реальная.
1) Сформировать понятие реальной и виртуальной жизни.2) Помочь разобраться, какая жизнь помогает стать настоящими людьми.2) Выяснить пользу или вред приносят компьютерные игры?...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...