Развитие речи
план-конспект урока на тему

Ирина Викторовна Логинова

Конспекты занятий, консультации, презентации по развитию речи. Папка будет пополняться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема «Составление рассказа описания по картине Анатолия Щетинина « Лесная сказка »

Автор: воспитатель 1категории МДОУ №1 «Колокольчик» г.Новоалтайска Логинова Ирина Викторовна.

Образовательные цели. Совер шенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование на выка составления описательного рассказа по картине. Обобщение и систе матизация представлений о зиме. Актуализация и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи (подбор определений) и синтаксической стороны речи.

Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, выразительности движений.

Воспитательные цели. Воспитание эмоцио нального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творче ского воображения.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение и разучивание стихотворений, рассматривание картинок о зиме 

Оборудование. CD-проигрыватель, CD с записью музыки оркестра Сибирь (В.Городовская «Русская зима» №7)  мольберт, репродукция картины ,  мнемотаблица; сосуд с водой, полотенце, поднос со снегом и льдом.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Ребята, проходите пожалуйста. К нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Пройдите ребята на стульчики, сядьте красиво, ножки подружились, приготовили глазки и ушки.

  1. Объявление темы занятия

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы детей.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните и  расскажете все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину     алтайского  ху дожника Анатолия Щетинина и составим по ней свои рассказы.

На мольберте стоит репродук ция картины А. Щетинина «Лесная сказка».

- Как вы думаете, что за занавеской?

Ответы детей

Воспитатель снимает занавеску

- Верно здесь картина алтайского художника А. Щетинина.

  1. Рассматривание картины А. Щетинина  

-Посмотрите на картину и опишите настроение, которое у вас возникают при рассматривании.

Включается музыка оркестра Сибирь. Дети рассматривают картину 2 минуты.

- А сейчас  опи шите настроение, чувства, которые у вас возникли, когда вы слушали музыку и рассматривали картину.

Дети рассказывают о своем настроении.

- Все вы отмечаете, что вам  (спокойно, радостно) когда смотрите на эту картину. Почему?

-Как художник выразил свои чувства?

-Какими красками его можно нарисовать?

-Какое настроение у природы зимой?

Ответы детей.

  1. Рассказывание стихов русских поэтов и  алтайских поэтов о зиме.

-Мы с вами выучили много сти хов русских и алтайских поэтов о зиме. Вспомните и рас скажите те стихи, которые, на ваш взгляд, со звучны по настроению этой картине. Старай тесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.

Дети читают стихи.

- Вам понравились стихи, которые читали ваши товарищи? Почему?

Ответы детей.

Вы очень выразительно прочита ли стихи, которые иллюстрируют эту картину. Молодцы!

  1. Чтение описания зимы М.Ф. Стариковым. Беседа по тексту.

- Послушайте, как описыва ет природу зимой алтайский композитор Михаил Стариков

Зимняя красота вдохновляет…застыли хрустальные водопады, мороз сковал ледяным панцирем реки и озера, пушистый ковер прикрыл лесные поляны, белоснежные кафтаны надели деревья… мягко облеплена белоснежным инеем каждая ветка, большая и малая… Сказка, да и только…

-Что сделала зима с природой?

-Какие стали реки? Как об этом говорит М. Стариков?

-Как выглядит земля?

-Какие деревья?

- Почему иногда зиму называют зимушкой хрустальной, а иногда – злой старухой?

Ответы детей.

  1. Беседа по картине.

- А теперь давайте поговорим о картине Анатолия  Щетинина, на которой изображен сибирский зимний лес.

-Представьте, что вы попали в этот сказочный, волшебный уголок зимнего леса. Мы гуляем по лесу и смотрим его красоту.

-Сейчас вы по очереди будете называть, что изображено на картине и описывать красивыми словами.

-Узнаем, кто у нас самый внимательный, кто больше увидит и лучше, красивее об этом  расскажет.

Дети называют и описывают снег, деревья, небо, солнце, реку.

- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

- Какой период зимы изобразил художник? Почему?

Ответы детей.

-Как художник назвал картину, как вы думаете? Почему?

Ответы детей.

  1. Упражнение «Расскажи, какая».

-Как вы думаете там в лесу холодно или тепло?

-А вода в реке теплая или холодная?

-Давайте почувствуем картину и заглянем в нее.

-Попробуем почувствовать какая вода в реке.

Воспитатель ставит на стол таз с холодной водой.

-Не открывайте глаза. Опустите руки в зимнюю реку.

Дети опускают руки в воду.

- Расскажите, какая вода в реке.

Ответы детей.

- Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, до стает и подносит к лицу каждого ребенка поднос со снегом.  

- Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почув ствовали?

Дети нюхают снег.  Воспитатель ставит поднос на стол, предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.

- Вы почувствовали, чем пахнет лес зимой?

  1. Физминутка. Релаксация.

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

  1. Составление рассказов по картинам с использованием предложенного плана (мнемотаблица)

-Думаю, что теперь вы без труда расскажете о том, что вы видите на картине  по плану:

Исполь зуйте такой план (мнемотаблицы):

  1. Что изображено на картине? Какое время года?
  2. Какой лежит снег?
  3. Какие деревья зимой?
  4. Какая река?
  1. Какое небо?
  2. Какой воздух? Какие запахи можно ощутить?
  3. Какие чувства, настроение вызвала у вас картина? Почему?

-Можно добавить в рассказы что-то от себя.

Воспитатель вызывает 2-3 детей. Каждый из них составляет рассказ по предложенному плану.

Воспитатель предлагает детям определить лучшего рассказчи ка.

  1. Окончание занятия. Рефлексия. Оценка работы детей.

-Чем мы сегодня занимались?

 -Что вам понравилось на заня тии?

-Что было интересно делать? Почему?

- Было ли вам трудно? Что было трудным?

 Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.

-Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными.

Поставьте смайлик в уголке настроения.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Составление творческих рассказов»

Слайд 1

     Давайте вспомним, что такое творческие рассказы. Какие главные слова нам нужно рассмотреть?          Слайд 2

  1. РАССКАЗЫВАНИЕ - это самостоятельное связное и последовательное изложение своих мыслей.
  2. творческие рассказы – условное название рассказов, которые дети придумывают сами.
  3. Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.

Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия.      Слайд 3-4

Какие умения должны быть у ребенка, чтобы он мог составить творческий рассказ?

  1. Уметь самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования
  2. точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.
  3. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
  4. Подобные рассказы составляются на основе воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
  5. построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.

Воображение –психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

        Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта. Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

В каком возрасте следует обучать творческому рассказыванию почему?

Старший дошкольный возраст . В словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает все более активный и творческий характер.

Ребенок 6-7 лет вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое

Классификация творческих рассказов       слайд 5

творческие рассказы

1.по форме проведения

                    Описательные                                                            сюжетные

По форме:

        1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.

        2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.

                                                  2. используя

            Наглядную основу                       словесную основу

Игрушки картины       рассказ по предложенному сюжету     Сказки     загадки                                                                        

 Продолжение/завершение      по плану    по теме педагога(без плана)   по своей теме

       Аналогичных прочитанному                   описательные рассказы о природе

Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию

        Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия:

  1. Придумывани продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.
  2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.
  3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.
  4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
  5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».
  6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.
  7. Придумывание небылиц.

Составление творческих рассказов об игрушке

Когда можно начать составлять творческие рассказы используя игрушку?

Начинаем со старшей группы

Можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические: пирамидки, матрешки, флажки, погремушки и др.

Воспитатель, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы.

Например, показав игрушку, воспитатель предлагает ребятам придумать рассказ про мальчика или девочку, у которых якобы была эта игрушка.

Вот наиболее употребительный план такого рассказа:

 1) Как оказалась эта игрушка у ребенка?

2) Какая она была?

3) Что он стал с нею делать?

На первых занятиях целесообразно начать с разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2—3 варианта для составления рассказов (игрушку купили, подарили — кто, когда, по какому случаю; с игрушкой мальчик стал играть не один, а с товарищем или принес в детский сад).
      По ходу занятия заслушиваются рассказы сначала об одной, а затем о других игрушках, которые поочередно показывает воспитатель.

В подготовительной к школе группе приведенный выше план может быть дополнен такими пунктами:

  1. долго ли игрушка была у ребенка?
  2.  Что он делал, чтобы она была целой и красивой?

      Эти вопросы также побуждают детей творчески подойти к выполнению задания. Целесообразно разрешить во время рассказа взять игрушку в руки, показать некоторые действия с ней.
    Если дети легко придумывают короткие рассказы о какой-либо одной простой игрушке, воспитатель предлагает игрушки более сложные, а также две сразу или комплект (плита и холодильник, стиральный набор, конструктор, гараж с машинами и т. д.).
   

       Используя игрушки с детьми можно сочинять рассказы-инсценировки, которые придумывают сами дети. Специфика этих рассказов в том, что ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер).
       На первых порах роль рассказчика затрудняет ребенка, так как требует быстрой реакции, распределения внимания между показом и словом. Поэтому на первом занятии воспитатель применяет образец рассказа, повторив его 2—3 раза и объяснив, как надо рассказывать, например: «Сегодня мы снова будем придумывать рассказы об игрушках, но не так, как раньше. Нужно сразу говорить и передвигать игрушку на столе. Посмотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте о нем рассказ. Однажды выехал шофер на работу (передвигает автомобиль). Вдруг он вспомнил, что не заправил машину бензином (останавливает машину). Делать нечего, придется повернуть обратно (поворачивает). Набрал он бензина (останавливает машину у края стола) и быстро поехал на работу (быстро передвигает машину)».
     Воспитатель повторяет образец еще раз, затем вызывает ребенка (такой рассказ особенно охотно повторяют мальчики). Следует подчеркнуть, что первый рассказ должен быть кратким и включать лишь несколько действий с игрушкой.
На этом же занятии придумываются рассказы или сказки еще про 2—3 другие игрушки (котенок, матрешка). На последующих занятиях с демонстрационным, а затем и с раздаточным материалом можно использовать уже две игрушки, а также элементы декорации (животные, елочки, дом, кукла; кукла, стол, плита, посуда).

        Е. И. Тихеева рекомендовала еще один прием — совместное составление рассказов подгруппками детей. Можно применить этот прием в наиболее легком варианте: двум детям, сидящим за одним столом, предложить один набор игрушек для настольной инсценировки и дать задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет его рассказывать ребятам.
На всех занятиях-инсценировках важен неторопливый темп, предоставление детям времени для обдумывания и пробного проигрывания рассказа «для себя». Очень важно создать условия для использования дошкольниками полученных на занятиях умений в повседневной жизни, например при показе настольного театра игрушек.

Обучение творческому рассказыванию по картинам

В детском саду для обучения детей составлять рассказы используются  как предметные, так и сюжетные картинки  и картины.

    Какие виды творческого рассказывания можно предложить детям, используя сюжетную картину?

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (в порядке возрастания сложности):     слайд 6

  1. составление рассказа с добавлением последующих событий
  2. составление рассказа с заменой объекта
  3. составление рассказа с заменой действующего лица
  4. составление рассказа с добавлением предшествующих событий
  5. составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий
  6. составление рассказа с добавлением объекта
  7. составление рассказа с добавлением действующего лица
  8. составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц
  9. составление рассказа с изменением результата действия
  10. составление рассказа со сменой времени действия

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Предложите свои  варианты развития событий по картине.

«две клумбы» (составление рассказа с добавлением последующих событий) – пришла мама и отругала девочку; соседи из-за забора увидели и посоветовали; подошла подружка и объяснила       слайд 7

«Пугающая еда» (составление рассказа с заменой объекта) – куриную ножку можно заменить на яблоко, мороженое, бутерброд с колбасой       слайд 8

«Признание» (составление рассказа с заменой действующего лица) – мальчика можно заменить на кошку, маму на бабушку      слайд   9

«Приключение на рыбалке» (составление рассказа с добавлением объекта) – бревно, плот, спасательный круг, мель       слайд  10

«Справедливое возмущение» (составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц) – 2е детей и разбитое окно; девочка с фломастером в руках, нарисованные на обоях цветочки       слайд 11

«На рыбалке»  (составление рассказа с изменением результат действия) – мальчик выронил рыбу  и она упала; мальчик поскользнулся и вместе с рыбой упал в реку; щука ударила хвостом по фотоаппарату и выбила его из рук мальчика     слайд 12

   

Рассмотрим подробно  картину«На рыбалке»  (составление рассказа с изменением результат действия)   и составим этапы работы над картиной.    Слайд 13

1.Анализ содержания картины

Включает в себя установление: места действия, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа; причинно-следственных связей между объектами и явлениями и т.д.

  Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений

  1. где происходит действие картины? В какое время года?
  2. Куда пришли мальчики?
  3. Что каждый из них держит в руках?
  4. Какую рыбу поймал мальчик? (большую, скользкую)
  5. Как он это сделал?
  6. Для чего один мальчик фотографирует другого?
  7. Как можно назвать такую рыбалку?
  8. Придумай разговор между мальчиками.

2. активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказа (интереса, внимания, памяти, воображения, мышления..)

 Активизировать процессы можно с помощью вопросов и заданий. Помимо их содержания важна форма, то как они предлагаются

  1. Что кроме удочки, используется для ловли рыбы?
  2. Как ведет себя рыба, которую вытащили из воды? Почему?
  3. Для чего пойманную рыбу опускают в ведро с водой или садок?
  4. Кем приходятся друг другу оба мальчика?
  5. Откуда они прибыли на рыбалку?
  6. Как они добрались до реки?
  7. Для кого они ловят рыбу?
  8. Что может сделать большая, сильная, скользкая рыба, оказавшись в руках у мальчика?

3. составление исходного рассказа по картине

Цель этапа- на доступном материале выработать, закрепить или улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести его на творческий

4. планирование творческого рассказа

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины. (изменение результата действия)

Обсуждение замысла, выбора начала, середины , конца истории

Составление глагольной цепочки(перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям),  уточнить слова с которых ребенок начнет рассказ и финальные слова, в которых отразится основной смысл высказывания

Составление плана (графического)

Придумывания заголовка к рассказу

5. составление творческого рассказа

6. анализ и оценка творческого рассказа

понятен ли рассказ? О чем узнали? Что поняли?

Придумывание рассказа на предложенный сюжет

Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию

        Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия:

        1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

        2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

        3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

        4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

        5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

        6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

        7. Придумывание небылиц.

        

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ СЮЖЕТУ

Назовите приемы, которые можно использовать при обучении творческому рассказыванию по предложенному сюжету.      Слайд 14

  1. Вопросы

В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать.

  1. Указания 

В комплексе эффективных методических приемов на занятиях широко применяется и такой прием, как указания. Они бывают разного типа: рассказать подробно; обдумать весь рассказ; продумать начало рассказа; обязательно рассказать о том или ином; получше обдумать, как закончить рассказ, и т.п.

  1. Упражнения в разнообразных речевых действиях 

 На занятиях по рассказыванию большая роль отводится упражнениям. Воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. Предлагая различные варианты дети упражняются, приобретая необходимые навыки. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.

  1. Оценка речевых образцов. педагог отмечает наиболее интересные суждения, придает им лаконичную форму выражения и включает в план

  1. Приём совместных действий. 

педагог начинает рассказывать, а дети продолжают.  Выслушав от педагога начало рассказа, учатся продолжать повествование.

  1. Приёмы, активизирующие словарь детей. 

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Педагог привлекает внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании. С этой целью на протяжении всего занятия, особенно в объяснительной его части, он преднамеренно вводит в свою речь намеченный ранее словарный материал.

  7.  Художественные приёмы, обучающие выразительному рассказыванию

8.  Приёмы, обучающие внимательно слушать.

9. Оформление рассказов.

10. Оценка

Попробуем составить сказку. Определите,  какие приемы обучения были использованы

 Сочиняем сказку про Деда Мороза.

 

-    Ребята, какое скоро наступит время года? (Зима.)

-    Какой самый красивый, чудесный, волшебный праздник бывает зимой? ( Новый год.)  Послушайте, ребята, про кого эта новогодняя загадка:

Он в колодец заглянул –

Льдом колодец затянул,

 А на речку поглядел –

В ледяной тулуп одел.

 Он с седою бородой,

 Шуба, посох со звездой,

Он подарки нам принес

 Добрый... (Дедушка Мороз.)

-   Ребята, а кто знает, откуда Дед Мороз приходит к нам в детский сал? (Из леса, приезжает с Севера, прилетает с Северного полюса...)

-   Ребята, Дед Мороз - волшебный человек, значит, его дорога в наш детский сад обязательно бывает с приключениями. Давайте все вместе npидумаем сказку о том, как Дед Мороз пришел к нам на Новогоднюю елку.

-   Как начинаются все сказки?  С каких слов? (Жил-был... В некотором царстве...  Однажды... Это было давным-давно... и т.д.)

-   Итак, начнем. Жил-был Дед Мороз.

-   Где он жил? (В лесу. В тереме. В ледяном домике. Во дворце из сосулек. В снежном замке. И т.д.)

-   Пригласили его ребята к себе на праздник в детский сад.

-   Как ему сообщили? (Написали письмо. Отослали телеграмму. Снегиря попросили передать приглашение. Снеговика послали в лес...)    слайд 15

-   Прочитал Дед Мороз приглашение и стал в дорогу собираться. Что же он с собой взял? (Мешок с игрушками, конфеты, апельсины, орехи u m.д.)

-   Сел он в сани, запряженные тройкой лошадей, и отправился в дальний путь.

-   Где проходила дорога? (Через лес, через горы, через сугробы и льдины, через овраги и т.д.)

-   Подъехал Дед Мороз к речке, а мост сломан. Что делать? (Проехать по льду. Перепрыгнуть. Перелететь. Переплыть на бревне. И т.д..)

-    Мог бы Дед Мороз перелететь, да посох волшебный забыл в тереме. Мог бы по льду перейти, да тяжелый мешок у Деда Мороза, вдруг провалится. Мог бы и перепрыгнуть, да стар уже Дед Мороз. Сел Дед Мороз на берегу, да призадумался. Вдруг слышит: кто-то его зовет. Огляделся кругом - нет никого. Присмотрелся, а из проруби его зовет... Кто? (Щука, рыбка золотая...)

-    Говорит ему рыбка золотая: «Не печалься, Дед Мороз, я тебе помогу».

-    Как рыбка помогла Деду Морозу? (Посох волшебный вернула.  Moст хрустальный построила. Подарила Деду Морозу ковер-самолет. Валенки-скороходы на ноги обула. И т.д.)

Обрадовался Дед Мороз, поблагодарил рыбку. А рыбка ему говорит: «Не надо мне твоей благодарности. Лучше возьми меня к ребятам на праздник». Согласился Дед Мороз. Только вот беда: надо рыбку до детского caда довезти, а в чем? (В варежку воды налить. В валенке аквариум сделать. Из снега сделать тазик и налить в него воду. И т.д.)

- Вот и добрались Дед Мороз с рыбкой до детского сада. Ребята их с радостью встретили. Дед Мороз всем подарки подарил, а рыбка каждому ребенку желание исполнила. Ведь рыбка была не простая, а золотая.

-  Какое бы вы желание загадали золотой рыбке в новогоднюю ночь? …расскажи нам , а мы с ребятами послушаем.

- Дети по очереди рассказывают о своей мечте, загадывают желания.

Итог: - Молодцы, ребята! Какие у вас замечательные желания и мечты!

- Скажите, чем мы сегодня занимались? Про кого мы сочиняли сказку? Понравилось вам быть сказочниками? Теперь мы с вами можем любые сказки сочинять.  

Скажите, какие методические приемы использовались при составлении сказки?

  1. Вопросы
  2. Указания
  3. Упражнения в разнообразных речевых действиях
  4.  Оценка речевых образцов.
  5.   Приём совместных действий.
  6.   Приёмы, активизирующие словарь детей.
  7.   Художественные приёмы обучающие выразительному рассказыванию
  8.   Приёмы, обучающие внимательно слушать.
  9.  Оформление рассказов.
  10.   Оценка      слайд 16

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №1 «Колокольчик»

Консультация для воспитателей

«Составление творческих рассказов»

Составила:

воспитатель

Логинова И.В.

2010 г.



Предварительный просмотр:

Занятие по рассматриванию картин Кораблина Василия Степановича «Весна» и Щебланова  Анатолия Павловича «Весна наступает» 

Образовательные цели. Обобщение представлений о весне. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование грамматического строя речи (подбор определений). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).

Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, слухового   внимания,   всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. записи голосов природы, мольберт, репродукции картин сосуд с питьевой водой, пластиковые одноразовые стаканчики, поднос с тающим снегом, землей и растением.

Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе ранней весной и в разгар весны. Разучивание стихов алтайских поэтов. Разучивание физминутки «Веснянка».

Ход занятия:

1.Орг.момент 

Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики. На мольберте закреплены репродукции картин

Воспитатель: Сегодня я принесла на занятие картину Кораблина Василия Степановича «Весна» и картину Щебланова  Анатолия Павловича «Весна наступает» . Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, рассмотрим картины алтайских  художников и составим по ним рассказы, почитаем стихи алтайских поэтов.

2. Рассказывание стихов алтайских поэтов о весне.

Чтобы создать настроение для занятия, давайте прочитаем стихи. Посмотрите на картины, которые стоят перед вами, и вспомните стихи, которые как будто специально написаны к этим картинам.

Кузнецова Татьяна

Ещё весна несёт в ладонях лето,

Баюкая, как малого ребёнка,

И паучок на паутинке тонкой

Завис в преддверьи нового рассвета.

Не стёрта грань между теплом и стужей

Но радуги уже стоят на страже.

День зеленью пропах и воздух влажен,

И этот мир мне бесконечно нужен.

                     

ПРОТАЛИНЫ

Растаял снег.

Вода блестит в проталинах,

Как будто слёзы на лице земли,

А сердце рассмеялось и оттаяло

И запросило ласки и любви.

         

 Мордовин Иван Федорович

 НАЧАЛО МАРТА

Начало марта. Солнце светит,

Как будто нам с тобою льстит.

Поэт какой-нибудь заметит,

Что речка подо льдом блестит,

Б.Братов «Весна»

Весна спешит. Весна не ждет.

Весна напрасно дней не тратит.

В ней все ликует и цветет,

И каждый радостью ей платит.

Лучами отогреет день,

Раздарит зелень всей округе,

Разбудит жизнь, отбросит лень.

И запоют скворцы, пичуги.

И сотни тысяч голосов

Подхватят эту песню хором.

Запахнет свежестью лесов.

Наполнится весь мир задором.

Не нужно на весну смотреть

Из-под недвижной, хмурой, маски,

Вступай в тот хор, нам вместе петь

Под яркий цвет весенней краски.

Ю.Першин

Весною ранней,

Если снег крупинчат,

Мелодия звучит под такт ноги.

Возможно, славит снег –

Весны Величье,

А не ворчит на наши сапоги.

Мы по нему шагаем.

Нет нам дела,

Что музыка звучит во всех шагах,

А тут еще сосулька прозвенела

Да треснул лед,

Осевши в берегах.

Весь Белый Свет озвучен,

Музыкален,

В лесу носами дятлы дроби бьют.

А певчие?

Своими голосами

Они свивают песенный уют.

Воспитатель: (задает вопросы после прочтения каждого стихотворения) К какой картине мы отнесем это стихотворение? Почему? Дайте полный ответ.

Дети:  К картине «…», потому что в нем говорится о ….

Воспитатель:Какие запахи вы почувствовали в стихотворении? Какие звуки весны можно услышать в стихотворении?

Воспитатель:Вы очень выразительно прочитали стихи, которые иллюстрируют эти картины. Молодцы!

3. Чтение описания весны Б.Братовым  Беседа по тексту.

Воспитатель: Послушайте, как описывает природу весной знакомый нам поэт Борис Братов

Весна – это всплеск в мире. Весна будит красками, кистью живой высвечивает. Весной многозвучье: бурлят потоки тающего снега, звенят переливы капели, день становится длиннее. Весна – пробуждение жизни.     Весенний день звучит музыкой множества журчащих ручьев и ручейков, стремящихся к реке, озерцам и просто лужам. Кажется, что солнечные лучи, коснувшись серебряных ручьев и ручейков, зеркальной поверхности реки, озер и луж, алмазных россыпей остатков снега, лежащего в логах, оврагах и на северных склонах холмов, отражают музыку звенящей воды и наполняют ею всю округу. Симфония да и только!

Воспитатель:С чем сравнивает весну Братов? Что такое симфония? А может быть симфония в природе? Как здесь изображена симфония? Как звучит весна? Какие «инструменты» в природе создают симфонию? Слышали ли вы весеннюю симфонию?

4. Упражнение «Картина оживает». 

Воспитатель:Могут ли картины звучать? Давайте представим, что картины оживают, и мы слышим, что происходит там на картинах

включает запись журчащего ручья. Дети слушают запись 1 минуту.

Воспитатель:Что вы услышали? К какой картине подходит этот звуковой фон?

Дети: Мы слышали, как журчит ручей. Подходит к первой картине.

включает запись птичьего щебета. Она звучит 1 минуту.

Воспитатель:Что вы услышали теперь? К какой картине подходит этот звуковой фон?

Дети: Мы услышали пение птичек в лесу. Подходит ко второй картине

5. Упражнение «Расскажи, какая».

Воспитатель:Сегодня на нашем занятии картины действительно оживают. Хотите попробовать воду из весеннего ручейка? Закройте глаза.

Берет кувшин.

Воспитатель:Откройте глаза. Эту воду я зачерпнула из ручейка.

Раздает детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.

Воспитатель:Расскажите, какая вода в весеннем ручейке.

Дети: Вода холодная, свежая, вкусная.

Воспитатель: Верно. Только запомните, что пить воду можно только из такого волшебного ручья, как на нашей картине. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить.

Воспитатель: Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?

предлагает детям закрыть глаза, достает и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением (листочками). Дети нюхают снег, землю, цветы. Педагог ставит поднос на стол, предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.

 Воспитатель: Вы почувствовали, чем пахнет  весна.

Дети: Мы почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести.

6. Сравнение картин

Воспитатель: Посмотрите на картины и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании.

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Воспитатель: Все вы отмечаете, что вам радостно, когда смотрите на эти картины. Почему? В каких тонах они написаны? Что навевает на вас радость?

Дети: Картины написаны яркими красками

Воспитатель: А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его.

Воспитатель: На первой картине изображена ранняя весна,

Дети: а на второй картине — поздняя..

 Воспитатель:На первой картине на земле еще лежит снег...

Дети: А на второй картине снега уже нет.

Воспитатель: На первой картине еще только появиляются проталины на снегу

Дети: а на второй картине земля покрыта свежей зеленью трав

Воспитатель:На первой картине художник изобразил маленький ручеек...

Дети: А на второй картине ручеек превратился в полноводную реку

Воспитатель:А теперь попробуйте рассказать о траве и самостоятельно составьте предложение..

Дети: На первой картине еще нет травы, а на второй уже появилась первая зеленая травка.

Воспитатель:Сравните ветки деревьев на картине и расскажите о них.

Дети: На первой картине ветки деревьев голые ,кажутся сухими, а на второй на них уже появились почки, и клейкие зеленые листочки .

Воспитатель: Сравните небо на картинах и расскажите о нем.

Дети: На первой картине небо ярко-голубое, а на второй — голубое с облаками.

Воспитатель:А теперь скажите, какая из картин вам нравится больше и почему. 

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

7. Физминутка «Веснянка».

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло    Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки.

И повсюду золото        Идут по кругу,  взявшись за руки, и медленно опускают руки.

Разлило, разлило.        

Ручейки по улице        Бегут на носочках в противоположную сторону.

Все журчат, журчат.        Руки на поясе.

Журавли курлыкают        Меняют направление дви-жения.    

И летят, летят.        Идут,     высоко поднимая колени  и взмахивая руками

8. Составление рассказов по картинам с использованием предложенного плана

Воспитатель: А сейчас вы составите рассказы по картинам Кораблина Василия Степановича «Весна» и Щебланова  Анатолия Павловича «Весна наступает». Используйте такой план:

  1. Какой период весны изображен на картине?
  2. Как выглядят деревья,
  3.  земля,
  4.  небо?
  5. Как светит солнышко?
  6. Какой ручей?
  7. Какие звуки можно услышать в уголке, изображенном художником?
  8. какие запахи можно ощутить?

Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.

вызывают двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.

Дети: На первой картине изображена ранняя весна. В лесу только что начал таять снег.  Бежит веселый ,синий, прохладный и еще очень маленький звонкий ручеек. . На его берегах еще лежит снег. На проталинках еще не появилась травка. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу тепло и сыро. Деревья еще голые. Небо над деревьями голубое. Светит солнце. От деревьев на земле лежат тени. Около ручья стоят большие деревья. На них еще нет листьев. Их ветки кажутся сухими.

На второй картине изображена поздняя весна. Снег растаял. Ручеек превратился в широкую полноводную реку. Вода в ней грязная и мутная. Вдоль берега уже появилась первая зеленая весенняя травка. Деревья покрыты  клейкими , нежными,  светло-зелеными зелеными листочками. Вдали мы видим деревья с распускающимися листочками. Светит солнце и кажется что поют птицы. Небо голубое с плывущими облаками.

предлагает детям определить лучшего рассказчика.

9. Окончание занятия.

  1. чем мы сегодня занимались?
  2. что вам понравилось на занятии?
  3. что было интересно делать?
  4. какая из картин вам понравилась больше и почему?
  5. оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....