Модифицированная программа по изобразительному искусству для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_klass.rar | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Асино Томской области
Рабочая учебная программа
(модифицированная)
Изобразительное искусство
1 класс
33 часа (1 час в неделю)
Составила:
Штель Татьяна Николаевна
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
2010-2011
учебный год
Пояснительная записка
(к модифицированной программе "Изобразительное искусство.1 класс")
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации.
Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно – эстетическом воспитании: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Формирование нравственно - эстетической отзывчивости
- направлено на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и при помощи художественных средств;
- на развитие умения видеть в природе многообразие форм и цвета, ценить красоту обыденных явлении, красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета;
- на воспитание умения замечать постоянное движение в живой природе, передавать эти движения художественными средствами, слышать это "движение" в предложенных музыкальных фрагментах, чувствовать его в поэзии.
- Формирование художественно-творческой активности:
- творчески включаться в наблюдение примет времен года;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- проявлять творческий интерес к обсуждению выставок работ, выполненных в четверти и в течение года.
- Формирование художественных знаний, умений и навыков:
учащиеся должны знать:
- особенности изобразительных и графических материалов, используемых учащимися в своей деятельности, их возможности ля создания образа;
- что такое линия, пятно, мазок, цвет, симметрия, часть и целое, зеркальное изображение, рисунок, узор;
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смешивания красок и получения производных цветов;
- начальные сведения об изобразительном искусстве, народном искусстве и некоторых видах росписи;
учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости
от характера изображения;
- передавать форму, пропорции, положение предметов друг относительно друга;
- определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги
(не слишком большое или маленькое изображение в центре листа);
- передавать в тематических рисунках пространство, используя правило "Ближе – дальше";
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из стилизованных форм растительного и животного мира;
- изображать особенности разных времен года посредством выбора разнообразных техник,
средств выражения;
- владеть акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином; промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску, знать свойства гуаши, акварели;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы работы с ней: закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок.
Модифицированная программа «Изобразительное искусство. 1 класс» составлена мною на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Предлагаемая программа, опирается на программы, утвержденные приказом Минобразования России:
- Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", авт. Б.М. Неменский и др., разработанная для 1 – 4 классов.
- Программа Изобразительное искусство и художественный труд", авт. Т.Я. Шпикалова и др.,
На изучение изобразительного искусства в общеобразовательной школе выделяется 1 час в неделю и 10 % времени на изучение регионального компонента (разрешено Базисным учебным планом образовательного учреждения РФ).
С первых лет работы учителем изобразительного искусства в общеобразовательной школе я пыталась вести уроки по утвержденным программам, но все больше и больше испытывала чувство неудовлетворенности. Позже поняла, что любая авторская программа эффективно работает, если уроки ведет сам автор или учитель с таким же уровнем подготовки. При этом должны быть условия, необходимые для работы по этой программе: количество учебных часов, учебники и рабочие тетради, технические средства обучения, наглядные пособия, художественные материалы и т.д. Художественный труд ведут сами педагоги начальной школы. Все это подвигло меня на создание собственной программы по изобразительному искусству, которая должна была помочь мне решить значительную часть педагогических проблем в работе.
Содержание модифицированной программы предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем.
Программа строится блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно - деятельностный. Обучение осуществляется через изучение элементов рисунка, основ цветоведения и композиции.
Основой данной программы являются межпредметные связи, преемственность в обучении и в изучении материала, учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников, интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов, единство учебной и внеклассной работы.
Обращение внимания младших школьников на названия линий и геометрических элементов, их положение в пространстве и на плоскости поможет в усвоении материала по математике, развивая зрительно-моторную координацию. Тесная связь с уроками музыки и литературы полнее познакомит учащихся с художественным произведением, которое они иллюстрируют, развивая сенсорные способности и воображение, стимулируя активизацию самостоятельного творческого процесса. Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Представленные на доске новые термины и понятия, учитель помогает объединить зрительный образ с грамматикой слова. Обращение к личному опыту, основам естественнонаучных, этнографических, исторических и культурологических знаний своей страны и региона создает ситуацию успеха, позволяя младшему школьнику увереннее чувствовать себя в коллективе. Поэтому наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - предусмотрены экскурсии в местный краеведческий музей, использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях.
Тематическое планирование по ИЗО. 1 класс
Тема года: «Цвет и форма»
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
№1 "Будем знакомы!" (диагностика творческого потенциала) | № 10 "В гостях у Принцессы Линии" | № 17 В гостях у сказки. "Замок Снежной Королевы" (линейный рисунок) | № 26 "В гостях у теплых Красок и Солнечного зайчика" |
№ 2 "Путешествие по стране Изобразилии" | № 11 "Зимний лес" (изображение с помощью линий разного характера) | № 18 В гостях у сказки "Замок Снежной Королевы" (работа с цветом) | № 27 "К нам спешит Весна - красна" (создание сказочного образа) (линейный рисунок) |
№ 3 "Знакомство с волшебными красками" | № 12 "В гостях у холодных Красок и белых Снежинок" | № 19 Город Мастеров. "Искусство Гжели" | № 28 "К нам спешит Весна - красна" (палитра весенних красок) |
№ 4 "Осенний ковер" (знакомство с желтым цветом и его оттенками) | № 13 "Узоры деда Мороза" (плавная линия) | № 20 Город Мастеров. "Изображение элементов гжельской росписи" | № 29 Город Мастеров. "Кто живет в Дымково?" |
№ 5 "Рябиновые бусы" (знакомство с красным цветом и его оттенками) | № 14 "Зимний узор в полосе" (ритм) | № 21 В гостях у сказки. "Снегурочка" (линейный рисунок) | № 30 Город Мастеров. "Изображение эскизов дымковских свистулек" |
№ 6 "Холодный дождик" (знакомство с синим цветом и его оттенками) | № 15 Урок - конкурс "Снеговик идет на карнавал" | № 22 В гостях у сказки "Снегурочка" (работа в цвете) | № 31 "Мы ждем лето. Какое оно?" (линейный рисунок) |
№ 7 "Лягушка на болоте" (знакомство с составными красками) | № 16 Урок - фантазия "Новогоднее настроение" | № 23 "Сказка про белую, черного и серых" | №32 "Мы ждем лето. Какое оно?" (палитра летних красок) |
№ 8 "Гулял по лесу ежик" (закрепление знаний о составных красках) | № 24 "Совушка - сова" (сочетание оттенков серого с другими цветами) | №33 Посвящение в юные художники | |
№ 9 Урок – игра "Радуга – дуга все краски вместе собрала" | № 25 Урок - экскурсия "Мы идем в музей" |
Литература:
- Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс»
- Н. Сокольникова "Изобразительное искусство"
(методика преподавания)
- Н. Сокольникова "Основы композиции"
- Н. Сокольникова "Основы живописи"
- Н. Сокольникова "Основы рисунка"
- И. Мосин "Рисование" в 2-х частях
- Журналы "Эскиз"
- Журналы "Юный художник"
- Журналы "Искусство в школе"
- Алексеева В.В. Что такое искусство?
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности;
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе;
- Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд;
- Полунина В.Н. "Искусство и дети;
- Левин С.Д. Ваш ребенок рисует;
- Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир;
- Энциклопедический словарь юного художника;
- Серия "Я познаю мир" книга "Искусство".
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...