Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
календарно-тематическое планирование по математике по теме
Модефицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подготовки к школе детей. Две важнейшие цели данной комплексной программы: социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predshkolnaya_pora_na_god.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная программа
предшкольного образования по
учебно-методическому комплекту
Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
Составители программы:
Кривовица О.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 20»;
Агафонова Г. Н.,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 22»;
Старый Оскол
2011
Пояснительная записка
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подго товки к школе детей, которые не посещали (не посещают) до школьное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком плексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система тическому обучению.
В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О Концепции модернизации российского образования за пери од до 2010 г.» особое внимание уделено решению проблемы до ступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повыше нию уровня квалификации педагогов и родителей для достиже ния соответствия образования актуальным и перспективным по требностям личности, общества и государства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ (де кабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществля ется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним нача лом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом по требностей и возможностей детей этого возраста;
- отбор содержания образования детей на ступени пред школьного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублиро вания содержания обучения в первом классе школы;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм орга низации образования детей 5-6 лет должен прежде всего опре деляться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.
Авторы проекта стремились уйти от конъюнктурного по нимания подготовки детей к школе как узкопредметной (фор сированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се бе и др.
Программа обучения и развития детей шестого годи жизни построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти рованность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де тям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто рия и др.).
Авторы понимают необходимость учета целостности вос приятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлага ют интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных облас тей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
В программу «Предшкольная пора» входят: программа обу чения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.
Структура программы
Программа определяет те знания и умения, которыми дол жен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально го и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «По знаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем вы деление разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содер жанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способно стей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятель ность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содер жание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим ор ганизмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобра зие других людей. У него воспитывается доброжелательное, вни мательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развива ются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятель ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваи ваются правила поведения в природе и обществе. Одной из за дач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Матема тики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уде ляется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространст венные ориентировки и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» вклю чает знания и умения, являющиеся средством развития мышле ния и воображения. Особое внимание уделяется осознанию деть ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле ния. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- формирование базовых умений, лежащих в основе мате матических понятий, изучаемых в начальной школе;
- логическая пропедевтика, которая включает формирова ние логических умений, составляющих основу формиро вания понятия числа;
- символическая пропедевтика — подготовка к оперирова нию знаками.
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготов ке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
1. Программа предназначена для обучения детей с родным язы ком — русским, но она может быть использована и для обучения детей на родном — нерусском языке.
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела на правлено на развитие графической деятельности детей, вклю чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет рических фигур и др.), и способствует формированию ряда уме ний, которые можно объединить в несколько блоков:
- пространственная ориентировка;
- умение анализировать форму предмета и изображения;
- развитие воображения;
- освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Раздел «Играем и фантазируем» направлен на развитие во ображения, в значительной степени способствующего успешно сти обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется тако му качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятель ности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).
Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Осо бое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
- принятие и удержание учебной задачи;
- самостоятельный выбор средств для достижения ре зультата;
- точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Примерная организация обучения
на этапе предшкольного образования
Продолжительность обучения: 24 недели с октября по апрель.
Общее число занятий —156:
«Познаем других людей и себя» — 24;
«Познаем мир» — 24;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 24;
«Учимся родному языку» — 36;
«Учимся рисовать» — 24;
«Играем и фантазируем» —24 (проводится во время игрового часа).
В условиях кратковременного пребывания детей в школе целесообразно следующее расписание занятий:
Вторник
«Познаем других людей и себя»: 18.00 — 18.25;
«Учимся родному языку»: 18.35 — 19.00;
«Познаем мир»: 19.10 — 19.35;
Пятница (1,3 неделя месяца)
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»: 17.30 — 17.55;
«Учимся рисовать»: 18.05 — 18.30;
«Играем и фантазируем»: 18.40 — 19.05;
«Учимся родному языку»: 19.15 — 19.40;
Пятница (2,4 неделя месяца)
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»: 17.30 — 17.55;
«Учимся рисовать»: 18.05 — 18.30;
«Играем и фантазируем»: 18.40 — 19.05;
«Психологическое сопровождение»: 19.15 — 19.40;
Режим занятий: 2 дня в неделю: 1,3 неделя-7 занятий , 2,4 неделя-6 занятий.
Дли тельность занятий — 25 минут. Перерыв между занятия ми — не менее 10 минут.
Примерное число занятий в неделю:
«Познаем других людей и себя» — 1;
«Познаем мир» — 1;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 1;
«Учимся родному языку» — 1,5;
«Учимся рисовать» — 1;
«Играем и фантазируем» — 1 (во время игрового часа).
С учетом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями целесообразно проведение четвер того занятия по физической культуре, музыке, ритмике и т. п.
Поскольку обучение по данной программе предлагается для детей, многие из которых не посещают систематически дошко льное учреждение, не привыкли к коллективным формам взаи модействия со сверстниками, то решение поставленных задач должно осуществляться при соответствующих условиях: необхо димо бережно относиться к самочувствию каждого ребенка, учи тывать его физическое состояние и здоровье. При наличии у ре бенка каких-либо расстройств нервной, вегетативной систем, нарушения осанки, зрения и других особенностей состояния здоровья, требующих коррекции или лечения, образовательное учреждение должно составить индивидуальный план работы, включающий более широкое физическое воспитание ребенка.
Содержание программы
Раздел I
«Познаем других людей и себя» (24 часа)
Знать свое полное имя и некоторые его производные фор мы (например, Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рож дения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/де вочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).
Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверст никами заниматься физической культурой: делать зарядку, зака ливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельно сти со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.
Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (впе ред, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространст венные отношения предметов, основные направления, ориенти руясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, ря дом, вертикально, горизонтально).
Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «за пахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться го рячего или холодного голыми руками и др.).
Овладевать элементарными умениями определять свое и чу жое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развесе лить и др.)
Осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, ду мать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще дол жен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяю щие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкрет ные умения: что получается, а что — нет.
Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять тре бования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдер жанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных ве щах, в окружающей обстановке, организовывать место для заня тий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.
Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выпол нять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за свои ми вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми прибо рами (включая нож), салфетками.
Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совмест ных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помо гать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои по ступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жа лости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).
Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слу шать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие раз ных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отно шение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этиче ских ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Счи таться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вме шиваться.
В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое от ношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мульт фильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Козлова С. А. «Я хочу в школу»;
Козлова С.А. «Я и мои друзья»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья».
Раздел II
«Познаем мир» (24 часа)
Предметный мир
Наблюдать основные свойства разных предметов (игру шек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специ альных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вку су и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материа лов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (фор ме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
На основе наблюдений определять основные (радуга) и до полнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предме тов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, тре угольный, похожий на шар), ориентироваться в количест венных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибав лять и отнимать по одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, поме щении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: нахо дить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (на ходить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные зада ния, связанные с ориентировкой и перемещением в простран стве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений ме жду предметами (расположение мебели, окон, дверей, предме тов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоуголь ник) , называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторо на, вершина).
Определять величину предмета, измерять с помощью дру гих предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недав но», «долго/недолго», «еще будет» и др.
Природа
Наблюдать и называть явления природы и деятельность лю дей, характерные для данного времени года (например, листо пад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен го да, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).
С помощью простейших опытов определять основные свой ства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не име ет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использо вать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описы вать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по из даваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окра ски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за жи вотными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, под кармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных се мян, полив, протирание листьев).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бе режно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.
Общество
Знать название родного города, страны, столицы. Наблю дать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достоприме чательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная пло щадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транс порта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять вни мательность и осторожность на улицах и во дворах, знать неко торые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зеб ра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спо койно сидеть и т. д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать назва ния некоторых профессий людей и соответствующих этим про фессиям трудовых действий.
Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпре провождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать уча стие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.
В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, пред меты быта, костюмы).
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;
СалминаН.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Златополъский Д. С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие».
Раздел III
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (24 часов)
В процессе практической деятельности с предметами уста навливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результа ты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (уда лить или добавить элементы); измерять величины, выбирать ме ры для измерения, сравнивать величины. Получать числа при бавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравен ство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в преде лах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), со став числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «преды дущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и поль зоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; исполь зовать различные средства изображения при выполнении ариф метических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выде лять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фи гур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяю щемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответст вии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Рас познавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величи ны, расстояния, пространственных размещений, направления
счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с пред метами сравнивать смежные числа, накладывать или приклады вать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд ве личин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Счи тать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей работы, эле ментарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так бу ду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если не правильно ее сделал.
Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пикто грамм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, меся цев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).
Видеть образы в неопределенных изображениях: в черниль ных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся ли ниях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.
В процессе игрового часа участвовать в свободных играх-дви жениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Салмина Н.Г. «Учимся думать»;
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;
Салмина Н.Г., ГлебоваА.О. «Учимся рисовать»
Раздел IV
«Учимся родному языку» (36 часа)
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из че го сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сход ные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весе ло; легко — тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объ екты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать сло ва, характеризующие эмоциональные состояния людей (печаль ный, грустный, обиженный, усталый).
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в со ставлении более полной характеристики любого объекта — иг рушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (на звание, назначение, цвет, форма, величина, материал). Исполь зовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (иг ры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять неболь шие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, пова док, условий обитания животных (например, кошки, утенка, му равья, лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последо вательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где на ходился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закон чилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и пред ложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, ин тонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-замести телем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответст вии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, назы вать слова с определенным звуком, заданной звуковой структу рой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об разцом.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем со звуками и словами»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем и читаем вместе»;
ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Раздел V
«Учимся рисовать» (24 часа)
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в про странстве.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные от ношения между элементами изображения.
С помощью рисования и лепки копировать и создавать раз личные контуры и изображения, выполнять разнообразные ви ды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Изображать человека и животных в статике и динамике.
Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, на тюрморт).
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект рабочих тетрадей
«Учимся рисовать»:
«Клетки, точки и штрихи»,
«Рисование, аппликация и лепка»,
«Анализ форм и создание образа»,
«Графика, живопись и народные промыслы»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Раздел VI
«Играем и фантазируем» (24часа)
Овладеть разными видами дидактических игр (с предмета ми, словесными, настольно-печатными).
В процессе дидактических игр выполнять поставленную иг ровую задачу, не нарушать правил и действия игры.
Участвовать в имитационных играх («превращение» предме та, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, зна комство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, раз говор животных и др. Имитировать движения и звуки (по образ цу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторе нии движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).
Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например: «Гости», «Путешественники», «Космонавты» и др.)*. Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сю жета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимо действия в игре, на основе правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты дидактических игр.
Принимать участие в театрализованных играх. Учиться пе редавать особенности образа речевыми средствами, движения ми, мимикой, пластикой. Участвовать в оформлении театрализо ванной игры (подготовка декораций, элементов костюма, музы кального сопровождения).
Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр. В процессе праздников участво вать в музыкальных играх, танцах, хороводах.
Пояснительная записка по курсу
«Познаем других людей и себя»
Программа «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой предназначена для подго товки к школе детей, которые не посещали (не посещают) до школьное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком плексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система тическому обучению.
Программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се бе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти рованность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де тям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто рия и др.)
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содер жанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способно стей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятель ность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содер жание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим ор ганизмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобра зие других людей. У него воспитывается доброжелательное, вни мательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
В процессе обучения дошкольники должны научиться:
- знать свое полное имя и некоторые его производные фор мы (например, Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рож дения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/де вочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).
- проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверст никами заниматься физической культурой: делать зарядку, зака ливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.
- проявлять желание участвовать в совместной деятельно сти со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.
- кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (впе ред, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространст венные отношения предметов, основные направления, ориенти руясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, ря дом, вертикально, горизонтально).
- определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «за пахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться го рячего или холодного голыми руками и др.)
- овладевать элементарными умениями определять свое и чу жое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развесе лить и др.).
- осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, ду мать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще дол жен научиться», накапливать жизненные ситуации, позволяю щие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкрет ные умения: что получается, а что — нет
- проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять тре бования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдер жанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных ве щах, в окружающей обстановке, организовывать место для заня тий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.
- самостоятельно находить себе интересные занятия. Выпол нять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за свои ми вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми прибо рами (включая нож), салфетками.
- проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совмест ных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помо гать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои по ступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жа лости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).
- справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слу шать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие раз ных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отно шение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этиче ских ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Счи таться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вме шиваться.
- в разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое от ношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мульт фильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).
Тематическое планирование занятий по курсу
«Познаем других людей и себя» (24 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Моя семья. Роли в семейном коллективе. Особенности пола и возраста | 1 |
2. | Узнавать свой дом среди других. Домашний адрес | 1 |
3. | Режим дня. Сохранение своего здоровья | 1 |
4. | Распределение поручений в семье. Семейные традиции | 1 |
5. | Я и моё тело | 1 |
6. | Пространственные отношения предметов (впереди, сзади, слева, справа) | 1 |
7. | Пространственные отношения предметов (вверху, внизу, над, под) | 1 |
8. | Органы чувств человека. Правила охраны органов чувств. | 1 |
9. | Как я выгляжу. Внешний вид человека. | 1 |
10. | Настроение и эмоции человека.. Умение управлять собой | 1 |
11. | Я говорю, чувствую, думаю, делаю | 1 |
12. | Моё отношение к успехам и неудачам | 1 |
13. | Место, где я работаю и отдыхаю. Делу – время, потехе - час | 1 |
14. | Ознакомление с некоторыми трудовыми навыками. Деловая игра | 1 |
15. | Правила этикета. Хорошие манеры | 1 |
16. | Характер человека и его моральные черты (доброта, отзывчивость, забота..) | 1 |
17. | Потребности человека и способы их удовлетворения | 1 |
18. | Я и мои друзья | 1 |
19. | Я и окружающие меня люди. Навыки взаимоуважения. | 1 |
20. | Оценка и самооценка своего поведения и поведения окружающих. | 1 |
21. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | 1 |
22. | О братьях наших меньших. Об отношении к животным | 1 |
23. | Красота вокруг нас. Удивительный мир природы | 1 |
24. | О добре и зле. Внешний и внутренний мир человека. Обобщающее занятие | 1 |
Итого | 24 часа | |
Пояснительная записка по курсу
«Познаем мир»
Программа «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой предназначена для подго товки к школе детей, которые не посещали (не посещают) до школьное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком плексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система тическому обучению.
Программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се бе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти рованность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де тям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто рия и др.).
Программа определяет те знания и умения, которыми дол жен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально го и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «По знаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развива ются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятель ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваи ваются правила поведения в природе и обществе.
Познаем мир
К концу года дошкольник должен научиться:
Наблюдать основные свойства разных предметов (игру шек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специ альных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вку су и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материа лов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (фор ме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
На основе наблюдений определять основные (радуга) и до полнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предме тов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, тре угольный, похожий на шар), ориентироваться в количест венных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибав лять и отнимать по одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, поме щении школы. Ориентироваться на улице: нахо дить свой дом относительно остановки транспорта; знать
дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (на ходить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные зада ния, связанные с ориентировкой и перемещением в простран стве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений ме жду предметами (расположение мебели, окон, дверей, предме тов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоуголь ник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторо на, вершина).
Определять величину предмета, измерять с помощью дру гих предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недав но», «долго/недолго», «еще будет» и др.
Наблюдать и называть явления природы и деятельность лю дей, характерные для данного времени года (например, листо пад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен го да, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описы вать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по из даваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окра ски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бе режно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.
Знать название родного города, страны, столицы. Наблю дать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достоприме чательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная пло щадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транс порта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять вни мательность и осторожность на улицах и во дворах, знать неко торые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зеб ра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спо койно сидеть и т. д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать назва ния некоторых профессий людей и соответствующих этим про фессиям трудовых действий.
В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, пред меты быта, костюмы).
+Тематическое планирование занятий
по курсу «Познаем мир» (24 часа)
№ п/п | Содержание деятельности | Количество часов |
1. | Предметы, которые нас окружают | 1 |
2. | Времена года, осень | 1 |
3. | Растения | 1 |
4. | Овощи. Фрукты | 1 |
6. | Семья | 1 |
7. | Дом и двор | 1 |
8. | Друзья | 1 |
9. | Домашние животные. Домашние птицы. На птицеферме | 1 |
10. | Насекомые | 1 |
11. | Цветной мир | 1 |
12. | Планеты солнечной системы | 1 |
13. | Земля – наш общий дом | 1 |
14. | Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Времена года, зима | 1 |
15. | Дикие птицы, перелетные птицы | 1 |
16. | В лесу | 1 |
17. | Части суток. Час, минута, секунда. | 1 |
18. | Дни недели | 1 |
19. | «12 месяцев» | 1 |
20. | История моей страны. Гимн, герб и флаг России | 1 |
21. | Времена года, весна | 1 |
22. | Мебель | 1 |
23. | Одежда, обувь | 1 |
24. | На кухне. Чайная, столовая и кухонная посуда | 1 |
Итого | 24 часа |
Пояснительная записка по курсу
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Программа «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой предназначена для подго товки к школе детей, которые не посещали (не посещают) до школьное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком плексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система тическому обучению.
Программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се бе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти рованность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де тям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто рия и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» вклю чает знания и умения, являющиеся средством развития мышле ния и воображения. Особое внимание уделяется осознанию деть ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле ния. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- формирование базовых умений, лежащих в основе мате матических понятий, изучаемых в начальной школе;
- логическая пропедевтика, которая включает формирова ние логических умений, составляющих основу формиро вания понятия числа;
- символическая пропедевтика — подготовка к оперирова нию знаками.
В процессе практической деятельности с предметами дошкольники учатся уста навливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результа ты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (уда лить или добавить элементы); измерять величины, выбирать ме ры для измерения, сравнивать величины. Получать числа при бавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравен ство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в преде лах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), со став числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «преды дущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и поль зоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; исполь зовать различные средства изображения при выполнении ариф метических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выде лять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фи гур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяю щемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответст вии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Рас познавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величи ны, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с пред метами сравнивать смежные числа, накладывать или приклады вать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд ве личин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Счи тать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей работы, эле ментарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так бу ду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если не правильно ее сделал.
Предполагаемая тематика занятий
1. Количество и счёт
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9. Число и цифра 0.
Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)
Арифметические знаки: (+, -, =). Особенности первого элемента в ряду натуральных чисел. Таблица сложения и вычитания в пределах 10.
Десяток - новая счётная единица. Счёт десятками.
2. Величины
Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине, массе.
Введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее.
3. Геометрические фигуры
Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Деление фигур. Построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров. Узор. Выявление его построения и продолжения. Преобразования одной фигуры в другую. Знакомство с пространственными телами: шар, брусок, куб. Конструирование из пространственных тел.
4.Ориентировка в пространстве
Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка на листе бумаги: правый, левый, верхний, нижний углы, центр листа. Обучению умению передвигаться в указанном направлении.
5.Ориентировка во времени
Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня. Уточнение понятия месяц. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года и их последовательность.
6. Задания на развитие познавательных процессов (воображение, внимание, память, мышление)
Тематическое планирование по курсу
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»(24 часа)
№ п/п | Количество часов | Тема занятия |
1 | Признаки и свойства предметов (цвет). Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь значки). | |
1 | Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине. | |
1 | Свойства предметов (форма, величина). | |
1 | Сравнение групп предметов по количественному признаку. Понятия «больше», «меньше», «равно» | |
1 | Геометрические фигуры: круг, квадрат. | |
1 | Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=". | |
1 | Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже). | |
1 | Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия). | |
1 | Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом. | |
1 | Геометрические фигуры: треугольник, овал. Составление фигуры из частей. Количество и счёт 3. Состав числа три. | |
1 | Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат. Составление фигуры из частей. Количество и счёт 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения: между, посередине. | |
1 | Сложение. Выявление закономерности (чисел, фигур, величин) и продолжение по заданному правилу. | |
1 | Количество и счёт 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт. | |
1 | Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа. | |
1 | Вычитание. Количество и счёт 6. | |
1 | Дни недели. Количество и счёт 7. Состав числа семи. | |
1 | Пространственные отношения: на, над, под. | |
1 | Времена года. Месяц. | |
1 | Количество и счёт 8. Состав числа восьми. | |
1 | Сравнение предметов по массе (на руках, при помощи гирь). Сравнение предметов по размеру. | |
1 | Количество и счёт 9. Состав числа девяти. Многоугольники. Геометрические мозаики | |
1 | Число 10. Состав чисел первого десятка. Количество счёт в пределах 10. Прямой и обратный счёт. | |
1 | Пространственные тела: куб, шар, брусок. Игра-путешествие в страну Математики. | |
1 | Установление закономерности и использование для выполнения задания. | |
Итого | 24 часов |
Пояснительная записка по курсу
«Учимся родному языку»
Программа «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой предназначена для подго товки к школе детей, которые не посещали (не посещают) до школьное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком плексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система тическому обучению.
Программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се бе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти рованность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де тям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто рия и др.).
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготов ке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Подготовка к обучению грамоте
Дать представление о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Дать понятие звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки.
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова.
Обучать делению на слоги, учить составлять слова из слогов. Дать понятие ударения. Подготовка руки к письму.
Обучение навыкам чтения
Формировать навык слогового чтения. Учить работать с разрезной азбукой.
К концу курса дошкольники должны уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;
- различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- знать все буквы алфавита, называть их и находить в словах;
- пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
- осознанно составлять рассказ по серии картинок;
- выполнять простейшие графические задания;
- рассказать сказку; загадать загадку, выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;
- находить ударение в словах.
К концу курса дошкольники должны научиться:
- В процессе моделирования учиться различать слово и пред ложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
- Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, ин тонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
- Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
- Различать и обозначать соответствующим знаком-замести телем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответст вии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, назы вать слова с определенным звуком, заданной звуковой структу рой слова и т. п.
- Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
- Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об разцом.
Тематическое планирование занятий по курсу
«Учимся родному языку» (36 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | В мире звуков, Формирование представления о звуках. Игра «Угадай звук» | 3 |
2. | Звуки и буквы. Игра «Найди букву» | 2 |
3. | Путешествие по городу Алфавитинску. Игра «Я знаю пять имён (названий)…» | 3 |
4. | Слова –признаки. Овощи | 3 |
5. | Гласные звуки. Игра «Эхо», «Экскурсия» | 2 |
6. | Согласные звуки. Игра «Доскажи словечко | 3 |
7. | Твёрдые и мягкие звуки. Игра «Камень – вата». | 2 |
8. | Звонкие и глухие согласные. Игра «Превращение слов» | 2 |
9. | Буква и звук. Игра «Доскажи словечко» | 3 |
10 | Шипящие звуки. Путешествие на воздушном шаре. | 2 |
11. | Слоги. Ударение. Лесная школа | 2 |
12. | Чтение слогов. Полёт на Марс. | 3 |
13. | Наша речь. В гостях у Мудрой совы. | 2 |
14. | Устная и письменная речь. В гостях у Домовенка. | 2 |
15. | Предложения. Слова. В гостях у Гены и Кешы. | 2 |
Итого | 36 часов |
Тематическое планирование занятий по курсу
«Учимся рисовать»(24 часа).
№ п/п | Содержание деятельности | Количество часов |
1 | ||
Продукты питания | 1 | |
Времена года. Осень. Грибы | 1 | |
Фрукты и овощи | 1 | |
Домашние животные и их детёныши | 1 | |
Дикие животные | 1 | |
Времена года. Зима | 1 | |
Зимняя одежда и обувь | 1 | |
Снег и лёд | 1 | |
Новый год. Рождество | 1 | |
Зимние развлечения. Безопасность на дороге | 1 | |
Птицы зимой. Берегите птиц | 1 | |
Наши имена | 1 | |
Моя семья | 1 | |
Наши мамы. Профессии | 1 | |
Времена года. Весна | 1 | |
Весенняя одежда и обувь | 1 | |
Ягоды | 1 | |
Сад | 1 | |
Огород весной | 1 | |
Наш город, завод, фабрика | 1 | |
Профессии | 1 | |
Транспорт | 1 | |
Электроприборы. Ателье | 1 | |
Итого | 24 часа |
К концу курса дошкольник должен уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;
- быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;
- в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;
- употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- пересказывать небольшие литературные произведения;
- составлять по образцу рассказ из опыта, о предмете, по сюжетной картине, набору картин;
- рассказать сказку; выразительно, в собственной манере прочесть наизусть стихотворение; - загадать загадку.
Пояснительная записка по курсу
«Учимся рисовать»
Программа «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой предназначена для подго товки к школе детей, которые не посещали (не посещают) до школьное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком плексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система тическому обучению.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти рованность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де тям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто рия и др.).
Раздел «Учимся рисовать».
Содержание этого раздела на правлено на развитие графической деятельности детей, вклю чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет рических фигур и др.), и способствует формированию ряда уме ний, которые можно объединить в несколько блоков:
- пространственная ориентировка;
- умение анализировать форму предмета и изображения;
- развитие воображения;
- освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
К концу курса дошкольники должны уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;
- использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов;
- анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям;
- сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме;
- ориентироваться в пространстве листа, выполнять простейшие графические задания;
- выделять пространственные от ношения между элементами изображения.
К концу курса дошкольники должны научиться:
- копировать образцы букв, цифр, геометрических фигур;
- правильно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом;
- выполнять разнообразные ви ды штриховки;
- различать названия главных и составных цветов;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- изображать человека и животных в статике и динамике;
- узнавать изображённые на картине предметы, явления, действия;
- пользоваться простейшими приёмами лепки;
- самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об разцом.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами, инструментами для рисования, основными правилами работы. | 1 |
2. | Волшебный мир красок. Ознакомление с разнообразием цветовой гаммы. Сравнение объектов, предметов по цветовой гамме. | 1 |
3. | Знакомство с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания). Рисование линии в нужном направлении. | 1 |
4. | Графическое изображение предмета. Анализ изображения по форме, пропорциям, частям. Рисование предметов круглой формы. | 1 |
5. | Пространственное расположение предметов. Особенности расположения предметов: в центре, вверху, внизу, справа, слева. Выделение пространственных от ношений между элементами изображения. | 1 |
6. | Ориентирование в пространстве листа. Изображение предмета, крупно полностью используя лист бумаги. | 1 |
7. | Использование цвета для передачи настроения в рисунке. Изображение предметов по представлению. | 1 |
8. | Рисование простых по форме предметов. Выполнение разнообразных ви дов штриховки. | 1 |
9. | Изображение человека в статике и динамике. | 1 |
10. | Изображение животных в статике и динамике. | 1 |
11. | Выделение части предмета из целого, сравнение, нахождение различий. | 1 |
12. | Знакомство с произведениями русских художников. | 1 |
13. | Аппликация. Знакомство с материалами, инструментами, правилами работы. Использование цвета для передачи настроения в аппликации. | 1 |
14. | Работа с ножницами. Вырезание из цветной бумаги квадрата, треугольника. | 1 |
15. | Работа с бумагой: скручивание бумажной ленты в завиток. | 1 |
16. | Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо, вырезание фигур. | 1 |
17. | Составление простого узора и наклеивание его на картон. | 1 |
18. | Лепка. Знакомство с материалами, с инструментами, правилами работы с пластилином. | 1 |
19. | Копирование и создание изображений с помощью лепки по образцу. | 1 |
20. | Лепка предмета по представлению. | 1 |
21. | Знакомство с народной глиняной игрушкой. Лепка игрушки на основе традиционных приёмов лепки | 1 |
22. | Коллективное выполнение задания: летняя поляна. | 2 |
23. | Представления о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, скульптура; пейзаж, портрет, на тюрморт). | 1 |
Итого | 24 часа |
Тематическое планирование занятий «Учимся рисовать» (24 часа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное планирование занятий по программе «Предшкольная пора»
Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора», и предназначено для организаций занятий с детьми, не посещающих...
ПРОГРАММА "Предшкольная пора"
В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного ...
Конспект занятия по грамоте по программе "Предшкольная пора" Н.Ф. Виноградовой
Тема: «Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твёрдых и мягких согласных звуков».Цели:Учить детей проводить звуковой анализ слов, фиксируя в модели гласные, твёрдые и мягкие согласные звук...
Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.
Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...
Программа обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» /под редакцией Н.Ф.Виноградовой/ .
Пограмма разработана для работы по подготовке детей к школе....
Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»...
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»
Тесты для выявления уровня готовности ребёнка к школе....