Психологический тренинг на тему: «Ученик и учитель: взаимопонимание – взаимодействие – сотрудничество»
консультация

Как цветок поворачивается к солнцу,

так и ребенок поворачивается к тому,

от кого исходит свет, тепло и добрый интерес.

Быть таким человеком – профессиональная обязанность педагога.

Владимир Абрамович Караковский (советский педагог)

  1.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_1.11.23.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг на тему: «Ученик и учитель: взаимопонимание – взаимодействие – сотрудничество»

Как цветок поворачивается к солнцу,

так и ребенок поворачивается к тому,

от кого исходит свет, тепло и добрый интерес.

Быть таким человеком – профессиональная обязанность педагога.

Владимир Абрамович Караковский (советский педагог)

  1. Оргмомент

Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет. Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

Игра «Ситуация успеха»

Для начала мы хотим предложить Вам участие в одном упражнении. Мы не так часто слышим  добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас Вы сидите рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, профессионал своего дела, но и как человек, с которым Вам приятно общаться. У Вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего в каждой группе.

А сейчас ответьте мысленно на вопросы:

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?Спасибо.

Две самые главные фигуры в школе – учитель и ученик. Отношения с учителем занимают в жизни детей важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Учителям тоже нелегко, когда дети их не понимают. В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд и от этого труда зависит успех в достижении целей и у тех и у других.

Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

2. Упражнение  «Конструктивный стиль  поведения в конфликте»

Приглашаем 2 желающих,  предлагаем договориться, кто в паре будет «А», кто «Б».

«А» должен занять место на стуле, «Б» встает перед ним.

Инструкция: «Соедините ладони ваших рук. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время выполнения упражнения. Итак, «Б» давит на ладони «А», «А» сопротивляется. (Для выполнения задания достаточно 30 секунд). Потом участники меняются местами и повторяют задание.

Обсуждение

Что вы чувствовали, когда партнер давил на ваши ладони?

Вывод: В конфликтных взаимоотношениях люди испытывают дискомфорт, когда на них «давят» словами, интонацией, действиями. Не удивительно, что большинство из них стремятся избежать конфликта или в целом общения с такими «давящими» людьми.

3. Типология учителей

Мы предлагаем обратиться к процессу педагогического взаимодействия «учитель – ученик» с точки зрения учителя и остановиться на способах и приемах, помогающих строить эффективную работу с учащимися.

Рассмотрим типологию, согласно которой все учителя условно делятся на семь типов (Игорь Вачков, кандидат психологических наук). С самого начала необходимо сделать важное предупреждение: предлагаемая типология вовсе не преследует цели обидеть учителей или указать на их недостатки. Психологическая характеристика учительских типов необходима, прежде всего, для понимания причин появления этих недостатков и для предостережения учителей от грубых воспитательных ошибок.

«Наполеон»

Краткая характеристика. Неприязненное отношение к детям здесь сочетается с откровенным использованием их в собственных целях. Такой учитель напоминает полководца, для которого солдаты – это просто «пушечное мясо». Обладая прекрасными творческими способностями, он может блистать чудесными методическими находками и, возможно, высоко цениться руководством. За его абстрактными построениями человека просто не видно.

«Самодур»

Краткая характеристика. Это яркий представитель агрессивных обывателей, оказавшийся в школе из-за неблагоприятного и случайного стечения обстоятельств. Этот тип разрушителен и страшен для детей. Неспособность к творчеству и неприязнь к детям выливаются в жесткий контроль над ними, в стремление ограничить учеников твердыми рамками запретов.

«Нарцисс»

Краткая характеристика. Этот тип характеризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими, с концентрацией на себе и своей творческой работе. Такой учитель похож на лектора, вдохновенно читающего лекцию и внимательно следящего за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать его профессионализм. Но на самом деле он совершенно равнодушен к тому, каково их истинное мнение. Его не интересуют слушатели как личности. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение.

«Наблюдатель»

Краткая характеристика. Педагогическая деятельность в этом случае превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. Отсутствие творчества делает такого учителя неспособным даже к манипуляциям. По-видимому, такие люди совершенно не расположены к педагогической профессии.

«Штамповщик»

Краткая характеристика. Вероятно, это самый распространенный тип учителя. Он любит детей, но из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает по готовым рецептам одинаково со всеми классами и со всеми детьми. Поэтому такой учитель осуществляет насилие по отношению к детям.

«Кот Леопольд»

Краткая характеристика. Этому типу свойственны слабость творческого начала, застенчивость, уважение и любовь к ребенку. Эти характеристики приводят к боязни не навредить, к полной пассивности. Такой учитель напоминает садовника, который настолько любит деревце, что опасается даже поливать его, окапывать, обрезать веточки, надеясь, что лучше всего оно разовьется само, без всякой помощи. Подобная позиция порой может привести к гибели деревца.

«Доктор Фаустас»

Краткая характеристика. Учитель лепит ученика в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он формирует личность. Многие, даже несомненно талантливые учителя, поднаторели именно в этом, и для многих это единственный видимый путь.

«Самоактуализатор»

Краткая характеристика. Именно в этом пространственном углу лежит путь самоактуализирующейся личности учителя. Система отношений с детьми, основанная на принятии их как ценностей, на любви к ним, одухотворенная личностным творческим потенциалом, порождает и систему соответствующей педагогической деятельности, направленную на развитие.

Наверное, каждый из нас сейчас отметил в себе определенные черты, заимствованные сразу у нескольких типов учителей. Вполне естественно, что, работая с разными классами, на разных по типу уроках и по ряду других причин тип, а следовательно, и стиль взаимодействия может и должен варьироваться. Однако необходимо отслеживать свой стиль, который вы используете в определенной ситуации при работе с конкретным ребенком, чтобы не вывести ситуацию на конфликт.

Вне зависимости от того, к какому типу относится учитель, для эффективного взаимодействия с детьми ему необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений:

  1. Урок должен быть освобождён от страха: никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока должна быть положена открытость педагога. Приёмы:
  • Начало урока: «Добрый день, ребята! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами».
  • Актуализация: очеловечивание материала, то есть объяснение актуальности сухой лекции через жизненный пример.
  1. Создание ситуации успеха на уроке с целью формирования положительного отношения к учению. Примеры - установки:
  • Опрос-выяснение позиции или мнения по проблеме: «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать как не надо делать».
  • Контрольная работа: «Контрольная работа проста. Этот материал вы знаете. Подобные задания мы выполняли с вами не раз».
  • Авансирование результата (объявление о положительных результатах до того как они получены): «У тебя, конечно же получится», «Я уверен, вы с этим справитесь и справитесь хорошо».
  • Персональная исключительность: «Именно у тебя получится, ты же…», «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием: вы серьезно и вдумчиво работали всю четверть».
  • Высокая мотивация предлагаемых действий: «Это нам всем очень полезно…»
  • Скрытая инструкция (указатель на операцию, которая может стать опорной для ребенка в исполнении заданного): «Тут главное, как ты помнишь…».
  • Оценивание (акцент на детали): «Особенно удалось вам вот это…», «Вот эта часть неплохо…». Фактически полученная отметка выступает не только оценкой знаний, но и служит социальной оценкой личности: определяет положение ученика в школе, в классе; устанавливает иерархию сверстников; во многом определяет дальнейшую судьбу выпускника. Если оценка, выставленная учителем, не соответствует ожиданиям обучающегося, то во взаимоотношениях в системе «учитель – ученик» может возникнуть конфликтная ситуация. Показатели успеваемости нередко служат поводом для подобных ситуаций в межличностных отношениях с учителями. Примечательно, что среди отличников больше половины испытывают антипатию к учителям. Вероятно, критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за ошибок, которые имеют большое значение для этой группы учащихся. Наиболее спокойные и ровные отношения с учителями у хорошистов и тех, кто имеет тройки. С другой стороны, ученики четко фиксируют зависимость отношений учителей к ученикам от оценок, отмечая тот факт, что оценки отчасти влияют на это отношение, а большая часть учеников полагает, что оценки значительно определяют отношение.
  • Ситуация неуспеха (данную методику может применять только профессионал): «Все как прежде. Ни шагу вперед. Топчемся на месте. Кончилось время первых уроков. Вы уже умные и сильные, но последние результаты…»
  1. Учитель создает мизансцену урока, обозначающую внешне спектр реальных отношений в каждый отдельный момент урока:
  • Контрольная/самостоятельная работа: автономность и изолированность каждого ученика с целью его индивидуальной сосредоточенности.
  • Контроль домашнего задания/учитель сидит с детьми, он среди слушателей.
  • Решение учебной задачи: учитель в стороне направляет дискуссию.

Можно говорить о том, что каждый тип педагога характеризуется определенным стилем общения с учащимися. Однако учителя зачастую не владеют нужными приемами общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и въесться в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

Данный негласный кодекс для учителей может служить одной из форм педагогической поддержки и способствовать формированию уверенности и авторитета педагогов.  Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

9. Упражнение «Рисуем кошку».

Цель: совместная работа в парах, отработка умения соподчинять свои интересы с возможностями партнёра.

Содержание: группа делится на пары. Один из участников становится учителем, второй учеником. Тренер даёт отдельную инструкцию учителям (так, чтобы этого не слышали ученики), которые должны провести урок рисования на заданную тренером тему.

Каждому ученику выдаётся лист бумаги и карандаш. Закрыв глаза и слушая инструкцию учителя, каждый ученик выполняет рисунок под диктовку, не зная конечной цели своей работы. Учителя инструктируют своих подопечных, не зная, однако, что у них должно получиться. Когда рисунки будут закончены, ученики делятся впечатлениями, трудно ли было выполнять работу, не зная её цели. Учителя рассказывают о своих затруднениях, возникших в связи с необходимостью дать чёткие рекомендации партнёру.

Тема рисунка, предложенного участникам, может быть любой, но желательно, чтобы этот предмет был знаком всем. Обычно предлагается нарисовать кошку, что и послужило поводом для названия данного упражнения.

Рефлексия.

В народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд, он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Не забывайте, что хорошими учителями не рождаются, ими становятся. Если учитель любит детей, жизнь, свой предмет, знает много интересного, то он счастлив и не ошибся с выбором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и школа:взаимопонимание, взаимодействие и сотрудничество.

Сотрудничество семьи и школы создаёт возможности для личностного развития и воспитания обучающихся, достижения положительных результатов в обучении.В статье рассматриваются вопросы о педагогичес...

Учебно - методическое пособие. Способ взаимодействия в цепочке: ученик - родитель - учитель.

Один из вариантов взаимодействия в цепочке: "ученик - родитель - учитель" - проведение родительского собрания в форме интеллектуального марафона родителей и детей. Тема "Роль семьи и школы в формирова...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Психологический тренинг для учителей по физической культуре «Если все вокруг надоело…»

Профилактика эмоционального выгорания, профилактика стрессов,  создание положительного эмоционального фона в работе учителей по физической культуре в начальной школе....

Онлайн-тренинг на тему: «Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся»

психотерапевтическая и коррекционная работа со взрослыми и детьми, как со здоровыми, так и с нарушениями развития (ЗРР, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, РДА, РАС, УО, ДЦП, синдром Дауна, онкология и пр.)...

Тренинги для родителей Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Тренинги для родителейПсихологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...