Психологический тренинг для учителей по физической культуре «Если все вокруг надоело…»
методическая разработка
Профилактика эмоционального выгорания, профилактика стрессов, создание положительного эмоционального фона в работе учителей по физической культуре в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_uchiteley_po_fizkulture_3.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для инструкторов по физической культуре «Если все надоело…»
Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения, создание положительной мотивации для профессионального роста.
Необходимые материалы: листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, макаронные изделия (разные по форме, размеру),
Игра-разминка.
Педагогам предлагается, стоя в кругу и бросая друг другу мяч, называть сначала свое имя а потом глаголы, характеризующие их деятельность.
Эта игра позволяет взглянуть на профессию педагога как с точки зрения качеств, которыми он обладает или должен обладать, так и актуализировать виды профессиональной деятельности, а также навыки и умения.
При анализе на это необходимо обратить внимание, подчеркнуть разноплановость профессиональных требований, предъявляемых к педагогу. Также стоит обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик, которые прозвучали во время игры.
2.Упражнение «Я рад тебя видеть...»
Цель: определение положительных сторон участников.
Ход упражнения. Каждый участник говорит почему именно он является подарком для своего детского сада. Затем ,каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять упражнение?
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
- Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»?
3.Упражнение «Передай движение по кругу»
Цель: развитие невербального взаимопонимания в группе.
Ход упражнения
Одному из участников предлагается придумать любое движение и передать его другому человеку с помощью жестов и мимики и так по кругу.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять упражнение?
- Трудно было отгадать движение, которое вам показывали?
- Считаете ли вы, что вас пытались запутать специально?
- Думаете ли вы, что кто-то неправильно показывал задуманное движение?
- Часто ли вам в жизни приходится общаться невербально?
4.Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение психо-эмоционального напряжения,тревожности.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным.
Вопросы:
- Какой человек выглядит симпатичнее?
- На кого ты сейчас похож?
- В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
- На кого ты хотел бы быть похож?
- Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
5. Упражнение «Кто Я?»
Цель: способствовать сближению группы, самоанализ.
Материалы: бумага, ручки.
Ход упражнения
Участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. Затем каждый сдаёт свой листочек ведущему, листочки перемешиваются в мешочке и каждый выбирает себе тот листок, который он достал из мешочка. Характеристики зачитываются вслух и участники должны отгадать кому принадлежат эти черты.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
- Легко ли вам было выполнять его?
- Трудно было кому-то из вас отгадать кому принадлежат характеристики?
- Часто ли в жизни вам приходилось ошибаться?
- На ваш взгляд, все перечисленные характеристики человека подходили данному участнику?
6.Упражнение «Тебе в работе помогает…»
Занятие завершается высказыванием мнения о своём соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и профессионала.
Высказывание можно начать с фразы: «Тебе как профессиональному педагогу очень помогает в работе то, что ты…».
- Упражнение «Кто родился в мае…»
Группа рассаживается по кругу. Педагогам объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
8. Упражнение «Хвасталки»
– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.
– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».
Вопросы:
- легко ли было говорить о своих успехах;
- узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
- легко ли было радоваться вместе с другими;
как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
9.Упражнение «Я сильный – Я слабый»
Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.
Процедура: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.
Вопросы:
- Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
- Почему, как вы думаете?
- Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
- Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?
Анкетирование «Обратная связь»
Бланк анкеты «Обратная связь»
- Степень включённости 012345
- Что мешало тебе быть включённым в занятие? _____________________
- Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чём-то разобраться:
__________________________________________________________________
- Что тебе не понравилось на занятии? Почему?_____________________
_____________________________________________________________
- Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия) __________________________________________________________________________________________________________________________
Ритуал прощания.
Участники встают в круг и вытягивают вперёд руки, делая пирамиду, когда одна рука покрывает другую. При постройке пирамиды каждый, прежде чем положить свою руку, говорит пожелание-прощание всем участникам. Когда все сказали по пожеланию, руки убирают, предварительно сжав в кулак, как будто забирая с собой пожелания.
«Кто я?» Необходимо написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | «Кто я?» Необходимо написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
«Кто я?». Необходимо написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | «Кто я?». Необходимо написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Упражнение «Волшебные зеркала» Вам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным. | Упражнение «Волшебные зеркала» Вам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным. |
Упражнение «Волшебные зеркала» Вам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным. | Упражнение «Волшебные зеркала» Вам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров"
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление ...
Конспект интегрированного урока (окружающий мир и физическая культура) на тему «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ, ЗАКАЛЯЙСЯ!»
На интегрированном уроке учащиеся научатся составлять правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека, следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Пла...
Интегрированный урок окружающего мира и физической культуры во 2-м классе по теме "Если хочешь быть здоровым"
Интегрированный урок окружающего мира и физической культуры во 2-м классе по теме "Если хочешь быть здоровым" ...
Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1-4 классов
Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...
Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...
Что произойдет, если я не буду регулярно заниматься физической культурой
Презентация на тему: "Что произойдет, если я не буду регулярно заниматься физической культурой" В данной работе я описала главные задачи, цель моей работы и вывод...