Учебное сотрудничество ученика и учителя на этапе социализации и рефлексии
опыты и эксперименты

Доржиева Оюна Цыденешиевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оюна Доржиева, учитель начальных классов. МАОУ СОШ № 37 г.Улан-Удэ

Доклад

Учебное сотрудничество ученика и учителя на этапе социализации и рефлексии.

     В отечественной психолого – педагогической  науке глубоко разработан деятельностный подход, который  в качестве главной цели образования ставит  развитие личности учащегося на основе освоения  универсальных  способов деятельности.  Процесс учения понимается не только как усвоение системы  знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

    Технология системно-деятельностного подхода. В чем его сущность?

    Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития  самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.  

  Совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся. В процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:

  1. Дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия;
  2. Растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;
  3. Снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;
  4. Ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников , учатся быть тактичными, ответственными.

   Особенно ярко это проявляется на одном из важных этапов урока, которая называется социализация. На нем я хочу остановиться.

Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах, представление всем. На этом этапе каждый сравнивает свою работу с другими, учится у них, дает самооценку, проводит самоокоррекцию.

Существуют три типа заданий, специально предназначенных для упражнений детей в  инициативном учебном сотрудничестве с учителем. Это задания:

- воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления;

- тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;

- формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

   На этапе социализации успешно применяются задания  - ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

Задания – «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику.

- Какое слово длиннее: усы или усики?

- Что легче 1кг ваты или 1 кг железа?

- В какой из этих пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных? Волк – волчица, петух – курица, ворон – ворона, жеребец – кобыла, кот – кошка.

Задачи, не имеющие решения. Они воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя:

Даны схемы слов из 5 и 7 клеток. Покажите ту схему, которая соответствует количеству звуков в слове «машина».

Даны числа 9, 7, 4, 5, 3, 1, 2. Запишите в тетрадь этот отрезок натурального ряда чисел.

 Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершить отдельные фразы учителя словами «и мы …» (разумеется, в тех случаях, когда такое завершение является логичным). «Я люблю ходить в гости к друзьям … Вчера моя подруга отмечала свой день рождения… Она позвала меня и еще много друзей… Я принесла ей подарок… Это был большой плюшевый медведь… На шее у него был большой красный бант… Подруга очень обрадовалась моему подарку… «Спасибо, - сказала она… - Я очень люблю большие мягкие игрушки… Они всегда такие забавные…» А потом все сидели за праздничным  столом… На нем стоял большой торт… А скоро и я буду справлять свой день рождения… Интересно, что подарят мне мои друзья?...»

Виды деятельности применяю разные: работа в парах, в группах что соответствует современным требованиям. Этап социализации позволяет каждому ученику сравнить свою работу с другими, научиться у других.

Соотношение деятельности учителя и ученика на этапе урока проходит на должном уровне, что и требует современный урок.

 Этап рефлексии еще один важный этап современного урока. Рефлексия – итог урока, самооценка.

Таким образом, на этапе рефлексии  происходит формирование навыков самоконтроля и самооценки.

  Этап социализации и рефлексии являются, на мой взгляд, наиболее важными в современном уроке и выполняют важную роль в достижении требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Учебно - методическое пособие. Способ взаимодействия в цепочке: ученик - родитель - учитель.

Один из вариантов взаимодействия в цепочке: "ученик - родитель - учитель" - проведение родительского собрания в форме интеллектуального марафона родителей и детей. Тема "Роль семьи и школы в формирова...

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Выступление на педагогическом совете «Современный урок. Сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика»

Выступление посвящено теме сотрудничества на уроке по УМК "Перспектива" в рамках реализации современных требований ФГОС НОО...