КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста)
рабочая программа
Мы сталкиваемся с детства с тем, что страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности весьма актуальна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 95»
Утверждаю Директор ГКОУ «Школа №95» Гундерчук Л.А. __________________ Приказ № От « » августа 2024 г. | Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № 1 от « » августа 2024 г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 От « » августа 2024г. |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста)
Подготовила: Грачева М.В.,
педагог-психолог
г. Нижний Новгород
2024 г.
Пояснительная записка
Мы сталкиваемся с детства с тем, что страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности весьма актуальна.
Проблемой страхов у детей занимались многие учёные. Безруких М.М. и Ефимова С.П. указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а также на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.
Актуальность проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих воспитателей,педагогов,родителей и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.
Переживание страхов следует отличать от состояния тревоги. В отличие от страхов тревога - это переживание определенной и не ясной опасности. В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх и тревога не редко встречаются вместе.
В данной коррекционно-развивающей программепредставлены методы и техники по снижению уровнятревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
Цель программы – снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста и психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
- Снизить уровень тревожности.
- Актуализировать чувство страха и поговорить о нем.
- Осуществить контроль над объектом страха.
- Повысить уверенность в себе
Организационные условия проведения занятий
Программа реализуется в течение 1 учебного года. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей, в количестве 2-4 ребенка, 1 раз в неделю согласно расписанию. Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами. Категория и возраст. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 (12) лет, испытывающих различные трудности в обучении, социализации обусловленные склонностью к переживаниям, тревогам в самых различных жизненных ситуациях, а также неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями.
Программа может быть использована для работы с детьми, имеющими различные трудности в развитии.
Основные приемы обучения:
- Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
- Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
- Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
- Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
- Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
- Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребёнка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у обучающегося ощущение целостности и завершённости занятия;
5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре обучающемуся предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу, что дает возможность открытого общения, ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок – развлекательные (контактные): 1 занятие – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно-направленные + обучающие: 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные: 1 занятие.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Форма участия других лиц в реализации программы
Неотъемлемыми участниками в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам.
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет оснащен библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предьявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Предполагается, что к концу обучения дети научаться:
- Контролировать и управлять своим поведением;
- больше думать о хорошем, мыслить позитивно;
- повышение самооценки;
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- снятие мышечного напряжения;
- концентрация внимания на чем-либо;
- Способы определения результативности программы
- С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика. Формой позитивной оценки при реализации программы является «корзина позитивных мыслей» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данную «корзину позитивных мыслей» собираются все хорошие, позитивные события которые сопровождали ребенка в течение определенного времени, а также детские работы в течение учебного года.
- Формы и методы текущего контроля
- В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).
- В ходе реализации программы используется 2 вида диагностики: входящая и итоговая. Входящая диагностика проводится при поступлении детей, в виде различных заданий по основным разделам программы. Итоговая диагностика проводится по результатам освоения программы с использование тестовых заданий.
- Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом детей и уровнем интеллектуального развития.
Методы диагностики тревожности:
-методика «Рисунок человека»;
-методика «Выбери нужное лицо»;
-проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан);
-тест школьной тревожности Филлипса;
-тест «Дом.Дерево.Человек»;
-тест «Рисунок семьи»;
Содержание рабочей программы
Занятие 1 «Здравствуй, это Я»
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
- Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем».
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
- Упражнение «Доброе утро…»
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.
- Упражнение «Что я люблю?»
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
- Упражнение «Качели»
Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
- Упражнение «Угадай по голосу»
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.
- Упражнение «Лягушки на болоте»
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
- Упражнение «Художники – натуралисты»
Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».
Занятие 2 «Мое имя»
Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
2. Упражнение «Узнай по голосу»
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра «Моё имя»
Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твоё имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит: «Известно ли вам,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете, и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например,Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.
4. Игра «Разведчики»
Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно.Первый в колонне ведет, запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
- в зелёном -такими, какими они представляются себе;
- в голубом – какими они хотят быть;
- в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение «Доверяющее падение»
Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
- Упражнение «Горячие ладошки» (см. 1 занятие).
Занятие 3 «Настроение»
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»(см. занятие 1).
2. Упражнение «Возьми и передай»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
3. Упражнение «Неваляшка»
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
4. Упражнение «Превращения»
Психолог предлагает детям:
- нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
- позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
- испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
- улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему «Моё настроение»
После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
6. Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение:Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
7. Упражнение «Пружинки»
Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 4: «Настроение»
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
- Упражнение
- «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
2. Упражнение «Злые и добрые кошки»
Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра «На что похоже моё настроение?»
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».
4. Упражнение «Ласковый мелок»
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему «Автопортрет»
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 5: «Мои страхи»
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
См. 1 занятие.
2. Упражнение «Петушиные бои»
Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение «Расскажи свой страх»
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
4. Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким…»
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение «Чужие рисунки»
Детям по очереди показывают рисунки «страхов»,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
6. Упражнение «Дом ужасов»
Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
7. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 5: «Я больше не боюсь»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
2. Упражнение «Смелые ребята»
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
3. Упражнение «Азбука страхов»
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение «Страшная сказка по кругу»
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
5. Упражнение «На лесной полянке»
Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки.
Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
6. Упражнение «Прогони Бабу – Ягу»
Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
7. Упражнение «Я тебя не боюсь»
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!»
8. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 7 «Волшебный лес»
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»(см. 1 занятие).
2. Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»
Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение «Лягушки на болоте» (см. 1 занятие).
4. Упражнение «Неопределённые фигуры»
Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.
5. Игра «Тропинка»
Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»
Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.
7. Упражнение «Доверяющее падение»
См. #1079;анятие
8. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 8 «Сказочная шкатулка»
Цель: Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
2. Игра «Сказочная шкатулка»
Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
3. Упражнение «Конкурс боюсек»
Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно «Я…. этого не боюсь!»
4. Игра «Принц и принцесса»
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
5. Упражнение «Придумай весёлый конец»
Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
6. Рисование на тему «Волшебные зеркала»
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, а волшебных: в первом - маленьким и испуганным; во втором - большим и весёлым; в третьем -небояшимся ничего и сильным.
После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
7. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 9 «Волшебники»
Цель: снижение психологического и мышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка,
1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
2. Игра «Путаница»
Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
3. Игра «Кораблик»
Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»
4. Упражнение «Кони и всадники» вращается в «коня», другой во «всадника». «Коням» завязывают глаза, а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача «коня» - бегать быстрее, а задача «всадника» – не допускать столкновения с другими конями.
5. Упражнение «Волшебный сон»
Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
6. Рисуем, что увидели во сне.
Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.
7. Упражнение «Волшебники»
Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.
8. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 10 «Солнце в ладошке»
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
2. Упражнение «Неоконченные предложения»
Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.
«Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю.»
«В меня верят…», «Обо мне заботятся…»
3. Игра «Баба- Яга»
По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. «Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!» Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
4. Игра «Комплименты»
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе…» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»
Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.
5. Упражнение «В лучах солнышка»
Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.
6. Упражнение «Солнце в ладошке»
Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром. -
И всё это - мне, и всё это - даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
Методическое обеспечение программы
#1052;етодическое пособие для школьных психологов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. .М.:ВЛАДОС, Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.
Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста
№ | Темы программы | Длительность |
1 | Занятие 1 «Здравствуйте, это Я!» | 30 мин. |
2 | Занятие 2 «Моё имя» | 30 мин |
3 | Занятие 3 «Настроение» | 30 мин. |
4 | Занятие 4 «Настроение» | 30 мин. |
5 | Занятие 5 «Наши страхи» | 30 мин. |
6 | Занятие 6 «Я больше не боюсь!» | 30 мин |
7 | Занятие 7 «Волшебный лес» | 30 мин |
8 | Занятие 8 «Сказочная шкатулка» | 30 мин |
9 | Занятие 9 «Волшебники» | 30 мин. |
10 | Занятие 10 «Солнце в ладошке» | 30 мин |
Список литературы:
- Моралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. #1063;ереповец, Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. #1052;оралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. #1063;ереповец, Лаврентьева Г. П., ТитаренкоТ.М. #1055;рактическая психология для воспитателя. Киев, Рогов Е.И. #1053;астольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1. М.:ВЛАДОС, Хухлаева О. Хочу быть успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.
Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...
Игротерапия - как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста
Игротерапия как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и ...
Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Печатная работа , посвященная совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при взаимодействии педаго...
Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии
Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним прави...
Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».
В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...
Влияние родителей на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Важнейшим фактором не только развития, но и закрепления тревожности является отношение родителей к учёбе ребёнка, его интересам и формированию его личностных установок. Родители могут, сами не ведая т...