Влияние родителей на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
статья (1 класс)

Важнейшим фактором не только развития, но и закрепления тревожности является отношение родителей к учёбе ребёнка, его интересам и формированию его личностных установок. Родители могут, сами не ведая того, стимулировать в ребёнке появление состояния внутриличностного конфликта: с одной стороны ребёнку хотелось бы радовать родителей своими успехами, но с другой стороны он не верит в себя и свои силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние родителей на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.

Важнейшим фактором не только развития, но и закрепления тревожности является отношение родителей к учёбе ребёнка, его интересам и формированию его личностных установок. Родители могут, сами не ведая того, стимулировать в ребёнке появление состояния внутриличностного конфликта: с одной стороны ребёнку хотелось бы радовать родителей своими успехами, но с другой стороны он не верит в себя и свои силы[20]. Тревожность ребёнка может развиваться и/или закрепляться, если:

- родители избирают авторитарный стиль воспитания;

- родители сами крайне тревожны и/или эмоциональны;

- возможности ребёнка не соответствуют требованиям родителей;

- родители непоследовательны в воспитании ребёнка;

- родители усугубляют и без того стрессорную для ребёнка ситуацию оценивания, сравнивая его с достижениями с успехами сверстников[39].

Вступая в школьную среду, ребенок автоматически принимает новые роли, обязанности, занимает новое место в системе детско-родительских отношений. Родители воспринимают его уже в новых условиях[103].

Ребенок, несмотря на неизменившееся домашнее пространство и близких, начинает чувствовать изменения в своей жизни – на него ложатся новые обязательства, такие как посещение школы, выполнение определённых заданий, подчинение требованиям учебной деятельности[13].

«В младшем школьном возрасте в процесс детско-родительских отношений примешивается новые виды поведения ребенка» :

  1. Хитрость ребенка в отношении предъявляемых условий и обязанностей. Ребенок скрывает часть невыполненных заданий, стирает оценки в дневнике, списывает[101].
  2. Попытки ребенка казаться взрослым. «Под взрослым поведением мы понимаем два типа реакций - рассудительность и взрослость. У ребенка могут наблюдаться или оба типа взрослого поведения, или какой-то один[57]. Рассудительность возникает в споре или ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается (по мнению родителей) вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго. Ребенок, по утверждению родителей, изображает какого-то конкретного члена семьи[112]».
  3. Неадекватная, болезненная реакция ребенка на критику его действий. Ребенок демонстрирует обиду, обвиняет родителей в невнимательности, критике, непонимании[62].
  4. Появление новых тем для обсуждения с родителями, не связанных с повседневными событиями. Например, спрашивает кем ему приходится тот или иной человек в альбоме семьи, интересуется политикой, жизнью в других странах, эволюцией и пр. Задавая вопросы, ребенок пытается найти свое место, самоопределиться[15].

«Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения»[102] .

Родители, понимая все происходящие изменения в ребенке, меняют свое поведение по отношению к нему. Правильные установки в воспитании, доверительные отношения с ребенком помогают преодолеть трудности переходного периода и избежать возникновения стрессов у ребенка. Близкие помогают освоить ряд требований школы, осознавая:

Нельзя оставлять в трудной ситуации ребенка, надеясь, он сам справится с проблемой и найдет выход. Также проблемой может стать противоположное поведение родителей, они будут не позволять проявлять инициативу и полностью подавлять попытки проявить самостоятельность[87].

Поддержка со стороны близких должна быть оказана и в форме заинтересованности к учебной деятельности ребенка, помощи в подготовке.

Попытки ребенка сделать все «как положено», «как сказала учительница», это нормальное проявление интереса ребенка к своим новым обязанностям, отношениям с педагогом. Родители должны принять это с пониманием[51].

Важно обращать внимание на свои слова в оценке учебной деятельности ребенка, при этом не проявлять негативной оценочной реакции на деятельность педагогов. Всячески поддерживать позитивное отношение к школе, не сравнивать ребенка с другими, не провоцировать излишнюю конкуренцию в отношении сверстников[113].

Каждый родитель проявляет поддержку, учитывая собственные возможности, так, например, кто-то берет отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку включиться в учебную деятельность, подготовить окружающее пространство к работе[98].

Организация рабочего места, это важный элемент подготовки к учебному процессу в детско-родительских отношениях, совместной деятельности. Также занимает особое место организация режима дня, родители при адекватном отношении, проводят беседы с ребенком о распорядке дня, распределении обязанностей. При этом есть возможность научить чередовать отдых и труд, учебную деятельность и игровую, готовить учебное место, принадлежности к работе. Сконцентрировать внимание ребенка на том, что учебная деятельность является основной на данном этапе его жизни[25].

Рефлексия является важным звеном в отношениях родителей с детьми. Правильная организация анализа ошибок и доброжелательное отношение, позволят ребенку преодолеть трудности[110].

Сделаем вывод, что для снижения тревожности у ребенка и профилактики ее появления родители должны обратить внимание на следующие пункты:

  • обсуждение проблем
  • заинтересованность
  • доброжелательное отношение
  • поддержка интереса к учебе
  • организация рабочего места
  • составление режима
  • планирование деятельности
  • рефлексия

Таким образом, сделаем выводы по данной главе: семья может влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание ребенка. К положительному можно отнести то, что семья это самые близкие люди, которые поддержат, помогут, однако та же семья, может нанести колоссальный вред психике ребенка, его отношению к окружающему миру, другим людям и самому себе[105].

Воспитываясь во внимательной и заботливой семье, ребенок осознает себя как личность, и возникновение тревожности сводится к минимуму[56].

В данной главе рассматривались тревожность и характеристика показателей тревожности младших школьников, родительское отношение и влияние родителей на снижение тревожности.

Выводы по первой главе:

  1. Тревожность является одним из определяющих факторов в формировании личности ребёнка младшего школьного возраста.
  2. Феномен тревожности младших школьников – объектиное явление. Тревожность младших школьников характеризуется повышенным уровнем беспокойства, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью.
  3. Отношение к ребёнку и его учёбе в семье (изменение отношения к ребёнку в связи с переходом из детского сада в школу, неадекватные требования, негативные оценочные суждения в отношении действий ребёнка и результатов его обучения) сказываются на возникновении и развитии тревожности у детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста

Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....

Игротерапия - как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста

Игротерапия  как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и ...

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии

Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...

Статья "Влияние недостатка двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста".

Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. ...