Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс)

Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним правильно относиться ,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время , то это служит признаком неблагополучия , говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка , наличии у них самих страхов , конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений , вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот , чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения , в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе , формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки . Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_trevozhnostyu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 1.

“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

  1. Разминка : Упражнение “ Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

  1. Упражнение “ Доброе утро…”

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .

  1. Упражнение “ Что я люблю ?”

Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

  1. Упражнение “ Художники – натуралисты”

Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей” .

ЗАНЯТИЕ 2.

“МОЁ ИМЯ”

Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Игра “ Моё имя”

Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .

  • Тебе нравится твоё имя?
  • Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.

3. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

  • в зелёном- такими какими они представляются себе;
  • в голубом – какими они хотят быть;
  • в красном – какими их видят друзья.

ЗАНЯТИЕ 3.

“НАСТРОЕНИЕ”

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Упражнение “ Превращения”

Психолог предлагает детям :

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;
  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

3. Рисование на тему “ Моё настроение”

После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.

4. Упражнение “ Закончи предложение”

Детям предлагается закончить предложение :

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

5. Упражнение “ Пружинки”

Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

ЗАНЯТИЕ 4.

“ НАСТРОЕНИЕ”

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Упражнение “ Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра “ На что похоже моё настроение?”

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение “ Ласковый мелок”

Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

5. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.

ЗАНЯТИЕ 5.

“ НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.

3. Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был маленьким..”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

4. Упражнение “ Дом ужасов”

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

ЗАНЯТИЕ 6.

“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Упражнение “ Азбука страхов”

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

3. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.

4. Упражнение “ На лесной полянке”

Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки

Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

5. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”

Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой.

ЗАНЯТИЕ 7.

“ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”

Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Упражнение “ За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “Неопределённые фигуры”

Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.

4. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить волшебный лес. Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе.

ЗАНЯТИЕ 8.

“ СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА”

Цель : Формирование положительной “Я-концепции” , самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Игра “ Сказочная шкатулка”

Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : “Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

3. Упражнение “ Конкурс боюсек”

Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”

4. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

ЗАНЯТИЕ 9.

“ ВОЛШЕБНИКИ”

Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Упражнение “ Волшебный сон”

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.

3. Рисуем , что увидели во сне .

Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку.

4. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения , которые нужно закончить.

“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

5. Упражнение “ В лучах солнышка”

Психолог рисует солнышко , в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.

6. Упражнение “Солнце в ладошке”

Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный , мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке , муравей на травинке,
И рядышком - жук , весь покрытый загаром.-
И всё это - мне , и всё это- даром !
Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил, 
Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 10.

Завершающее занятие («Дерево счастья» или «Домик радости»)

«Дерево счастья»

1.        Рисуются два страха на отдельных листах, либо сохраняются два рисунка с предыдущих занятий.

2.        Из одного склеивается внутрь рисунком ствол дерева и украшается всевозможными «радостями», веселыми рисунками (солнышками, смайликами, бантиками, сердечками). Верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 2 см. от верха. Бахрома должна быть крупной – в дальнейшем к ней будут крепиться листочки Дерева счастья.

3.        Из второго рисунка со страхом вырезаются листочки, которые так же расписываются «радостями». Листочки крепятся к бахроме ствола.

«Домик радости»

1.        Для изготовления домика нужно три листочка со страхами.

2.        Каждый листочек делится на 4 части. Листочки накручивается на карандаш или ручку страхами внутрь и склеивается скотчем. Получаются бревнышки.

3.        Складываем их домиком и крепим друг к другу с помощью двустороннего скотча. Делаем крышу.

4.        Также расписываем домик «радостями».

Так получается замечательная композиция – дерево счастья и домик, которые позволяют быстро избавить ребенка от страхов и тревог. Как показывает практика для достижения желаемого результата вполне достаточно и одного дерева или одного домика. Тем более, что за одно занятие сделать всю композицию слишком утомительно. Хочется отметить, что в процессе работы многие дети сами придумывают способы, как можно уничтожить страх или сделать его нестрашным. В моем случае это было, например, утопить страх и изготовить домик, в котором могут жить страхи и превращаться в «нестрахи», радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое пособие создано в помощь   педагогам, занимающимся проблемами профилактики   дорожно-транспортного травматизма с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Психокоррекционное сказко-терапевтическое занятие на снижение уровня страха у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическая разработка сценария занятия со школьниками с использованием методов и приемов сказкотерапии.Тема: Психокоррекционное занятие, направленное на снижение уровня страхов у младших школьников....

Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья об опыте преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

«Методы и приемы преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

В учреждения для детей – сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей,  поступают дети, переживающие кризисную ситуацию, которые как никто другой нуждаются в психологической помощи...

Коррекционно-развивающая программа детских страхов и снижения тревожности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет).

Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е 10 занятий. Занятия проводя...