Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста
консультация

 

Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается вопрос, как влияет тревожность на младших школьников с разной степенью успеваемости.

На сегодняшний день уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Учителям и родителям известно, что тревожным детям сложнее дается учебная деятельность. Волнения ученика часто оказывают не благоприятное влияние на познавательные способности, мышление, память, воображение и др.

Многие основные свойства ребенка и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому актуальность исследования не вызывает сомнения.

В психологии тревожность рассматривают как индивидуальную психологическую особенность, склонность человека чувствовать тревогу, по не значительным поводам, ожидать неблагополучное развитие событий.

Характеристика для тревожных детей и взрослых одинакова. Дети обычно сомневаются в себе, своих возможностях, с неустойчивой самооценкой, боятся неизвестности, в связи, с чем им трудно быть инициативными .

Общепризнано, что повышенная степень чувствительности влияет на проявление тревожности. Но также известно, что не все дети с повышенной чувствительностью тревожные.

Многое зависит от способа воспитания родителей. Тревожного ребенка большая вероятность сформировать, если чадо воспитывается по типу воспитания гиперопеки, а именно чрезмерно заботятся о нем, контролируют до мелочей, во многом ограничивают, постоянно поправляют.

Какие существуют факторы, способствующие формированию в ребенке тревожности:

  • частые обвинения и упреки, которые вызывают чувства вины;
  • высокие требования со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей), что вызывает ситуацию неуспешности;
  • сдержанность родителей в проявлении эмоций при наличии бесчисленных предостережений, опасностей и тревог;
  • чрезмерная строгость.

Помимо приведенных факторов страх формируется в ситуациях, когда мы пережили сильное жизненное потрясение, которое зафиксировала эмоциональная память, и в результате сильного испуга при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая тяжелую болезнь, несчастный случай или операцию.

  1. Овчарова, Р. В. . Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова.-3-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2007.-445, [1] с.
  2. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В. М. Астапов. - ПЕР СЭ: Москва, 2008. – 239 с.
  3. Астапов В.М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - СПб. [и др.] : Питер принт , 2004. – 224 с.
  4. Пастернак, Н. А. Психология воспитания [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. А. Пастернак ; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва: Академия,и2008. - 221, [1] с.
  5. Прихожан А. М. / Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст /А. М. Прихожан - Санкт-Петербург [и др.] : Питер , 2009. - 191, [1] с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике – Спб.: Питер Ком, 1999, – 528 с.: Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
  7. Микляева, А. В. Школьная тревожность [Текст]:диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева.- СПб.:Речь,2006.-246, [1] с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается вопрос, как влияет тревожность на младших школьников с разной степенью успеваемости.

На сегодняшний день уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Учителям и родителям известно, что тревожным детям сложнее дается учебная деятельность. Волнения ученика часто оказывают не благоприятное влияние на познавательные способности, мышление, память, воображение и др.

Многие основные свойства ребенка и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому актуальность исследования не вызывает сомнения.

В психологии тревожность рассматривают как индивидуальную психологическую особенность, склонность человека чувствовать тревогу, по не значительным поводам, ожидать неблагополучное развитие событий.

Характеристика для тревожных детей и взрослых одинакова. Дети обычно сомневаются в себе, своих возможностях, с неустойчивой самооценкой, боятся неизвестности, в связи, с чем им трудно быть инициативными .

Общепризнано, что повышенная степень чувствительности влияет на проявление тревожности. Но также известно, что не все дети с повышенной чувствительностью тревожные.

Многое зависит от способа воспитания родителей. Тревожного ребенка большая вероятность сформировать, если чадо воспитывается по типу воспитания гиперопеки, а именно чрезмерно заботятся о нем, контролируют до мелочей, во многом ограничивают, постоянно поправляют.

Какие существуют факторы, способствующие формированию в ребенке тревожности:

  • частые обвинения и упреки, которые вызывают чувства вины;
  • высокие требования со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей), что вызывает ситуацию неуспешности;
  • сдержанность родителей в проявлении эмоций при наличии бесчисленных предостережений, опасностей и тревог;
  • чрезмерная строгость.

Помимо приведенных факторов страх формируется в ситуациях, когда мы пережили сильное жизненное потрясение, которое зафиксировала эмоциональная память, и в результате сильного испуга при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая тяжелую болезнь, несчастный случай или операцию.

  1. Овчарова, Р. В. . Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова.-3-е изд., стереотип. - Москва: Академия, , [1] с.
  2. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В. М. Астапов. - ПЕР СЭ: Москва, 2008. – 239 с.
  3. Астапов В.М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - СПб. [и др.] : Питер принт , 2004. – 224 с.
  4. Пастернак, Н. А. Психология воспитания [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. А. Пастернак ; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва: Академия,и2008. - 221, [1] с.
  5. Прихожан А. М. / Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст /А. М. Прихожан - Санкт-Петербург [и др.] : Питер , 2009. - 191, [1] с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике – Спб.: Питер Ком, 1999, – 528 с.: Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
  7. Микляева, А. В. Школьная тревожность [Текст]:диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева.- СПб.:Речь,, [1] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ

На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не ...

«Влияние дидактических игр на обучающихся младшего школьного возраста».

  На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интелле...

Психологические причины плохой успеваемости в младшем школьном возрасте.

Актуальность темы обусловлена тем, что в  наши дни, когда во всех сферах жизнедеятельности решаются сложные задачи всемерного повышения качества работы, возрастает и ответственность школы за уров...

Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность псих...

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким, сильным и гармонически развитым. Физическая культура представляет собой важнейший...

Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста

В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с людьми и биосферой!...