Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости детей младшего школьного возраста
статья
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости
детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности. В системе обязательного среднего образования начальное обучение призвано давать детям не только общекультурные навыки чтения, письма и счета, а, прежде всего, готовить к сложной и длительной дальнейшей учебной работе. А это означает, что уже в младших классах дети должны получить необходимое психическое развитие и хорошее умение учиться.
На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки, создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.
Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе. В школе воплощены требования общества, существует система эталонов, одинаковых мер оценки. Успешность обучения и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений ребенка с родителями и со сверстниками. В свою очередь, успешность обучения во многом определяется уровнем общего психологического и интеллектуального развития, характеризуемого в частности такими показателями как общая ориентация в окружающем мире, свойства внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы ребенка, темпераментом и характером.
От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.
Таким образом, психологические особенности ребенка взаимосвязаны с успеваемостью. Учитель, организуя учебно-воспитательную работу, обычно соотносит достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, не принимая в расчет представления о характере и темпераменте каждого ребенка, реальные возможности детей в различных учебных ситуациях. Между тем от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на процесс усвоения знаний и на успеваемость в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста
Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста (Подборка психологических статей, статьи взяты из сети Internet, из печатных источников).Межличностные отношения (КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-250574-1668611573.jpg)
Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-287827-1377896936.jpg)
Психологические игры для детей младшего школьного возраста
Психологические игры дял детей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-457970-1522570295.jpg)
Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-512802-1414917963.jpg)
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/02/picture-575704-1496402829.jpg)
Эколого-психологический тренинг для детей младшего школьного возраста
Знакомство детей с экологией...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348048-1632223871.jpg)
Статья "Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте" Советы психологов.
Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрастеПод неуспеваемостью обычно понимают более низкий, по сравнению с предусмотренным учебной программой, уровень усвоения учащимися содерж...