Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у детей в младшем школьном возрасте.
статья (1 класс)
Родительские отношения – это система взглядов, действий, чувств по отношению к ребенку, его воспитанию. Здоровые родительские отношения обеспечивают полноценное развитие ребенка, формируют адекватную практику воспитания.
«Практика воспитания во всем мире преследует три основные цели»: обеспечение здоровья и безопасности детей, подготовка детей к полноценной жизни и передача культурных ценностей. Качественные отношения между родителями и детьми имеют решающее значение для здорового развития.
Темой «родительского отношения» занимались такие специалисты в области психологии и педагогики как А.Я. Варга[17], А.И. Захаров, А.В. Петровский[60], В.В. Столин, С. Соловейчик, П.Ф. Лесгафт[47] и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у детей в младшем школьном возрасте.
Родительские отношения – это система взглядов, действий, чувств по отношению к ребенку, его воспитанию. Здоровые родительские отношения обеспечивают полноценное развитие ребенка, формируют адекватную практику воспитания[61].
«Практика воспитания во всем мире преследует три основные цели»: обеспечение здоровья и безопасности детей, подготовка детей к полноценной жизни и передача культурных ценностей. Качественные отношения между родителями и детьми имеют решающее значение для здорового развития[26].
Темой «родительского отношения» занимались такие специалисты в области психологии и педагогики как А.Я. Варга[17], А.И. Захаров[32], А.В. Петровский[60], В.В. Столин[82], С. Соловейчик[79], П.Ф. Лесгафт[47] и др.
Можно выделить несколько типов отношений родителей к детям как:
- диктат;
- опека;
- невмешательство;
- паритет;
- сотрудничество.
При выборе родителем недейственного типа отношений возможно возникновение конфликта и тревожности у ребенка[52].
Таблица 1.
Примеры влияния негативного поведения родителей на ребенка
Поведение родителей | Влияние на ребенка |
Отвержение ребенка, контактов с ним, постоянная занятость родителя, игнорирование просьб ребенка (игры, общение). | Чувство одиночества, отвергнутости, «лишнего в семье». Попытки ребенка обратить на себя внимание (в том числе плохим поведением), желание стать центром внимания. |
Чрезмерная опека (по различным причинам, например, слабое здоровье и тревога родителей, положение единственного или младшего в семье). | Желание сосредоточить на себе внимание других людей. Дети ставят свои потребности выше потребностей окружающих. |
Большие требования к ребенку, принуждение. | Отсутствие права на самостоятельные действия, принижение прав. На ребенке сосредоточено большое внимание, но в негативном для него ключе. Страх не справится с возложенными обязательствами. |
Неблагоприятная, конфликтная атмосфера в семье (возможно, разрыв супружеской пары). | Формирование чувства неполноценности, потеря чувства безопасности (семья уже не опора), потеря эмоционального равновесия (эмоциональная напряженность), появление чувства страха. Ребенок может начать искать опору вне дома, легче поддается внешнему влиянию, в попытке найти способ снять внутреннее напряжение. |
Неадекватные требования или же родители противоречат сами себе или друг другу. | Внутренний конфликт и противоречивые стремления (когда одно желание ребенка противоречит другому желанию). У ребенка чувство униженности и зависимого положения. В следствии утрата ориентиров в жизни, неуверенность. |
Отметим главную причину, вызывающие детскую тревожность, по мнению Е. Савиной[72]: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями - ребенок не получает материнскую любовь и защиту. Неудовлетворение данной потребности будет побуждать его получить любовь любыми возможными способами.
Благоприятно будет влиять на ребенка такая позиция родителей, когда они воспринимают его как личность, как полноправного члена и уважительно относятся к его правам и потребностям[81].
Человек благодаря природной способности к забыванию имеет возможность не удерживать в памяти неприятные события. Таким образом, есть природная защита для ребенка от таких одноразовых стрессов, когда учитель повысил голос, облаяла собака и пр.[96]. Тревожность у ребенка возникает именно тогда, когда конфликты и стрессы пронизывают всю его жизнь и на постоянной основе, это мешает реализации его потребностей[95].
Необходимо отметить, что уровень тревожности зависит от гендера. «В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере»[78].
Процесс воспитания у ребенка отношения к духовным и материальным ценностям, становление мировоззрения, характера зависит от родителей. Данный процесс зависит от воспитательной позиции в семье и удовлетворения потребностей ребенка[88].
Выделим ряд основных детских потребностей:
1. Потребность в любви, ласке, защите и эмоциональном контакте. Для ребенка важно, чтобы родители проявляли интерес к его жизни, и были опорой[100].
2. Развитие и реализация способностей; развитие личности.
3. Потребность в уважении. Важно уважительно относиться к мнению, словам и действиям ребенка, чтобы отсутствовала излишняя критика и пренебрежение, унижение[14].
В любой семье существует определенная система воспитания ребенка, она не всегда складывается осознанно. Для родителей важно понимать цели воспитания, и ведущие к достижению этих целей приемы и методы. Как указано в работе Беляниной[9] И.В., Киселевой[37] Е.М., Фомичевой[91] Л.Ю, психологи отмечают четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, невмешательство, сотрудничество и опека[111].
Таблица 2
Типы семейных взаимоотношений
Тип семейных взаимоотношений | Описание | Влияние на детей |
Диктат | Родители считают, что дети должны следовать правилам без исключения.Они не заинтересованы в переговорах, и их внимание сосредоточено на послушании. Они также не позволяют детям вовлекаться в решение проблем. Вместо этого они устанавливают правила и навязывают последствия, не обращая внимания на мнение ребенка. Родители могут использовать наказания вместо дисциплины. Поэтому вместо того, чтобы учить ребенка делать лучший выбор, они стараются заставить детей сожалеть о своих ошибках. Дети, которые растут со строгими родителями, большую часть времени склонны следовать правилам. Но их послушание имеет свою цену. | Дети таких родителей подвергаются более высокому риску развития проблем с самооценкой, потому что их мнение не ценится. Они также могут стать враждебными или агрессивными. Вместо того, чтобы думать о том, как сделать что-то лучше в будущем, они часто сосредотачиваются на гневе, который они испытывают к своим родителям. Поскольку авторитарные родители часто бывают строгими, их дети могут вырасти хорошими лжецами, чтобы избежать наказания. |
«Невмешательство» | Не вовлечённые родители ожидают, что дети вырастут сами. Они не тратят много времени и энергии на удовлетворение основных потребностей детей. Не вовлечённые родители могут быть небрежными, но не всегда намеренно. Например, родитель с проблемами психического здоровья или злоупотреблением алкогольными веществами может быть не в состоянии постоянно заботиться о физических или эмоциональных потребностях ребенка. В других случаях невиновным родителям не хватает знаний о развитии ребенка. А иногда их просто переполняют другие проблемы, такие как работа, оплата счетов и ведение домашнего хозяйства. | Дети, чьи родители не причастны к этому, могут иметь проблемы с самооценкой. Они, как правило, плохо учатся в школе. У них также часто возникают проблемы с поведением, и они занимают низкую позицию в плане счастья. |
Сотрудничество | У родителей есть правила, но они также принимают во внимание мнение своих детей. Они понимают чувства своих детей, одновременно давая понять, что в конечном итоге ответственность за них берут на себя взрослые. Такие родители вкладывают время и силы в предотвращение проблем с поведением еще до того, как они начнутся. Они также используют стратегии позитивной дисциплины для закрепления позитивного поведения, такие как системы похвалы и поощрения. | Дети, у которых родители используют данный, тип с большей вероятностью станут ответственными взрослыми, которым комфортно выражать свое мнение. Дети, воспитанные в такой семье, обычно счастливы и успешны. Кроме того, они с большей вероятностью смогут самостоятельно принимать решения и оценивать риски для безопасности. |
Опека | В такой ситуации центром воспитания является удовлетворение потребностей ребенка, ограждение от всевозможных трудностей, проблем. Ограждение, от каких либо усилий, забот и трудностей. Формирование личности ребенка уходит на второй план. | Дети, воспитанные в такой семье будут испытывать трудности в учебе и самоопределении своей личности. |
Под влиянием отношений с родителями формируется личность ребенка[106]. Исследования А.Н. Леонтьева[46], А.Р. Лурия[50], Д.Б. Эльконина[105] и других показали, что «психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями». Таким образом, необходимо далее изучить вопрос о влиянии родителей на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста[83].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства развития внимания детей в младшем школьном возрасте
Данная статья содержит описание различных средств развития внимания в младшем школьном возрасте....
Особенности познавательной сферы детей с младшего школьного возраста
В помощь молодым учителям...
Особенности закаливания детей в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте организм ребенка перестраивается. Это связано с тем, что у него меняется распорядок дня, увеличивается количество нагрузок. Готовность ребенка к школе определяется не тольк...
Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их о...
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....
Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста
Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возрастаВ данной статье рассматривается вопрос, как влияет тревожность на младших школьников с разной степенью успеваемости.На сег...
Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами ребёнка младшего школьного возраста
материал содержит статью о детско-родительских отношениях и их взаимосвязи с личностными качествами младшего школьника...