ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по физкультуре

Нагорнова Наталья Владимировна

статья о влиянии Адаптивной физической культуоы нв детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afk_ovz_statya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц,
жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
   Дети с отклонениями в развитии лишены доступных их здоровым сверстникам средств
 получения информации. Они ограничены в движениях. А это, в свою очередь, отрицательно отражается на формировании психических физических функций.
По мнению многих научных сотрудников, наряду с социальной реабилитацией наиболее эффективным способом является проведение с детьми, имеющими ограничения поздоровью, систематических занятий адаптивной физкультурой.
    Исходя из сведений, представленных в президентской программе «Дети России», число детей, обучающихся в специальных учебных заведениях, за последние годы значительноувеличилось. В связи с этим, а также повышенным вниманием государства к данному вопросу и необходимостью оказания своевременной поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья эта проблема особенно актуальна сегодня.
    Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются школьники с
ограниченными возможностями здоровья, специалисты указывают на то, что основным направлением в их деятельности является коррекционная и компенсаторная работа, в том числе направленная на процесс физического воспитания. Наблюдения специалистов убеждают в повышении физической активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост двигательных ресурсов является важным условием подготовки их к жизни.  Основными задачами адаптивной физической культуры в школе являются: формирование двигательных навыков; формирование дополни тельных навыков (туристические навыки, плавание, спортивные игры); укрепление и сохранение здоровья учащихся, развитие познавательной деятельности; формирование личности ребенка.
    Достижение всех задач способствует развитию двигательной активности у детей
младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и адаптации человека в окружающем социуме. Средствами адаптивной физической куль туры являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Главную роль среди них занимают физические упражнения, благодаря которым учитель оказывает воздействие на детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, решает совместно с ними
коррекционные задачи.
    В ходе выполнения упражнений по адаптивной физкультуре ученик улучшает
физическую форму, совершенствует движения и развивает дополнительные двигательные ресурсы. Человек с ограниченными возможностями здоровья может прибегнуть к физическим упражнениям в любом возрасте, однако особенно мощно они влияют на растущий организм.
В процессе работы над физическим развитием младших школьников с ограниченными возможностями здоровья педагогу важно соблюдать принцип индивидуального подхода. Помимо этого он должен знать о состоянии здоровья учащихся, их физических, психических особенностях. Для приспособления к условиям окружающей среды ребёнку с ослабленным здоровьем, нужны силы.
Во время занятий адаптивной физической культурой дети младшего
 школьного возраста постепенно улучшают и развивают собственные двигательные ресурсы.
При изучении программ по адаптивной физкультуре для учащихся младшей школы с
ограниченными возможностями здоровья стоит обратить внимание на эффективность техпрограмм, которые помимо раздела «Физическая подготовка» имеют раздел
«Коррекционные подвижные игры». Данный раздел включает элементы спортивных и подвижных игр и упражнений. Его первостепенные задачи – формирование навыков взаимодействия в процессе игры. Кэлементам спортивных игр относятся баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, игры в паре и подвижные игры.
Именно игра имеет огромное значение в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Психологической основой игры является преобладание у ребёнка эмоциональных переживаний, свобода их выражения, искренний смех, восторг, т. е. та эмоциональная сущность ребёнка, которая выражается как в физической, так и в психической сфере.
    Физические упражнения оказывают положительное влияние на растущий организм
 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, суставов и связок, улучшению кровообращения и обмена веществ.
    Физические нагрузки связаны с мыслительной деятельностью, эмоциями, развивают
интересы, мотивы, укрепляют волю, являясь средством духовно-нравственного развития человека и тем самым влияя на развитие личности.
Регулярные тренировки младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья не только способствуют оздоровлению их организма, но и чрезвычайно
благотворно воздействуют на психику, усиливают их волю в противодействии болезни,помогают увереннее чувствовать себя в обществе.
Все виды адаптивной физкультуры ставят перед собой цель ухода от собственных
болезней и проблем. Так, с помощью занятий адаптивной физической культурой можно адаптировать их к умеренным нагрузкам и при этом улучшить их психическое состояние. Для большинства младших школьников с ОВЗ, единственной возможностью «разрушить» замкнутое пространство, обрести приятелей является адаптивная физкультура.
Именно на занятиях адаптивным спортом они узнают радость движений, учатся выигрывать и проигрывать, острее чувствуют малейшие достижения и открыто выражают свои эмоции. Физкультура для детей с ОВЗ в школе — важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дифицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

     Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...

«Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста».

«Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это ...

Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...

«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития».

laquo;Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и   задержкой психического развития»....

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким, сильным и гармонически развитым. Физическая культура представляет собой важнейший...