Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ
статья на тему

Шикина Ирина Евгеньевна

На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не так. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние сказкотерапии на развитие детей с ограниченными возможностями

На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не так. Все дети независимо от их психического, интеллектуального, физического развития и возраста очень любят слушать невероятные истории и сказки. Поскольку у детей с ограниченными возможностями, по сравнению с детьми нормально развивающимися обнаруживается гораздо низкий уровень знаний об окружающем мире. Чтение сказок расширяют их познания и кругозор. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. 
Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка, лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально. 
Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена. 
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе. 
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д. 
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями. 
В подростковом возрасте сказки, также не перестают играть важную роль. Так как в отрочестве главной особенностью является быстрое развитие самосознания. Идентифицируя себя со сказочным героем, 
подросток может найти у себя схожую проблему, ситуацию, из которой необходимо выйти или найти решение. 
Рекомендации родителям при выборе сказок для детей: 
1)Выбирая сказку необходимо учитывать возраст и эмоциональное состояние ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом. 
2) Главной идеей в сказках является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. 
3) Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности. 
4) Выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.

Сказки для агрессивных детей

Агрессивное поведение 
Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают: «Это временно. Он перерастет это». До некоторой степени такая реакция родителей оправданна. Многие дети, проявлявшие агрессию в 3-4 года, к годам 5-6 перерастают ее. Однако если ребенку уже исполнилось 6 лет, а его агрессивность не уменьшилась – это причина для беспокойства. Если вы не уделите внимание агрессивным тенденциям в поведении вашего ребенка сейчас, они могут усилиться и перейти с ним в подростковый возраст. Агрессивность ребенка неминуемо вызовет проблемы в общении с другими людьми. Существуют следующие причины агрессивного поведения у детей: 
-Недостаток родительской ласки и тепла. 
-Незаинтересованность, равнодушие по отношению к ребенку. 
-Неприятие ребенка. 
-Безразличие к тому, что ребенок ведет себя агрессивно 
-Непоследовательность в применении наказаний. 
-Применение физических наказаний. 
-Семейные ссоры и конфликты. 
Исходя из вышесказанного, психологи дают следующие рекомендации родителям агрессивных детей: 
-Будьте терпеливы и внимательны к нуждам вашего ребенка. 
-Дети копируют поведение родителей. Покажите ребенку неагрессивную модель поведения. 
-Не ссорьтесь и не выясняйте отношения в присутствии ребенка. 
Если ребенок что- то сделал не так, критиковать нужно не ребенка вообще, а его конкретный неправильный поступок. 
-Будьте последовательны в применении наказаний. Они не должны быть унизительными для малыша. 
-Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Отрабатывайте с ним умение неагрессивно реагировать в сложных ситуациях. 
-Развивайте в малыше способность к сочувствию и умение брать ответственность за свои поступки на себя. 
-И наконец, окружите своего ребенка заботой и любовью. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях. 
Сказкотерапия детских проблем

Сказки от страха

Коррекция страхов и тревожности у детей. 
То, что ребенок может испытывать чувство страха вполне объяснимо и типично для детского возраста. 
В большинстве случаев это страх темноты, боязнь остаться одному, без родителей и близких, беспокойство по поводу своего здоровья. 
Для каждого возраста характерны свои страхи. Так в 2-3 года дети боятся животных или темноты, а в 7-8 лет приходит страх смерти, собственной или близких. 
Страх в той или иной мере испытывают все - и дети и взрослые. Но существует грань, за которой естественное чувство страха превращается в навязчивую фобию и делает из нормального ребенка невротика. 
Хорошим способом предотвратить развитие детских страхов и помочь боязливому ребенку преодолеть свой страх является метод сказкотерапии. 
Как помочь боязливому ребенку побороть страх 
1. Постарайтесь не стыдить малыша, если он боится, а, наоборот, проявите заботу. Например, побудьте с ним перед сном, расспросите ребенка про персонажей его страхов. Спросите о том, как выглядят его "страшилки", что они хотят, откуда и для чего они пришли в наш мир? Что нужно сделать, чтобы подружиться с ними? Что случится, когда малыш с ними подружится? Что они скажут малышу перед сном? 
2. Отнеситесь уважительно к страху ребенка, расскажите историю из своей жизни - о том, как вы боялись в детстве и как поборолись с этим страхом. 
3. Проявляйте внимание к тому, какие книги ребенок читает и что смотрит по телевизору перед сном, обсудите прочитанное (увиденное). Предложите ему что-то не такое страшное. Но не нужно полностью ограждать ребенка от страшных сказок. Сказка может научить ребенка правильно относиться к страху, помогает направить страх вовне, проецируя страх на образ Бабы Яги, Кощея и др. 
4. Рассказывайте малышу терапевтические сказки - веселые, парадоксальные и неожиданные. Придумывая сказку, сделайте ее смешной, доводите до абсурда именно те ситуации, которые больше всего беспокоят ребенка. Например, когда чудовище догоняет персонаж сказки (подразумевается, ребенок), оно вдруг спотыкается, падает в лужу, долго не может встать, поскальзывается и падает обратно. Помните, в сказке всегда есть место волшебству. Страшное чудовище можно остановить хорошим словом или поступком, его можно пожалеть, накормить и стать его другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей младшего школьного возраста

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, со­вершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходи­...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким, сильным и гармонически развитым. Физическая культура представляет собой важнейший...

Влияние занятий спортом на развитие детей младшего школьного возраста

В публикации рассматривается влияние занятий спортом на физическое развитие детей младшего школьного возраста. На основании анализа литературных источников делается вывод о том, что регулярные занятия...