Развитие самостоятельности у детей младшего возраста
консультация (3 класс)
Данное выступление о развитии самостоятельности у детей младшего возраста.Указаны разные методы развития.Приводятся примеры из практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_v_nachalnyh_klassah.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют
комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, доброжелательность);
уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств
Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
В современном быстро меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством. Творчество - это единственный вид деятельности, который соответствует природе человека и новому уровню развития науки, культуры и производства. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. И в этом поможет организация внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Вопрос о развитии успешности личности ребёнка посредством занятий внеурочной деятельностью стоит сегодня очень актуально.
Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Внеурочная деятельность включает много направлений. Остановлюсь на некоторых из них.
Модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Для самосовершенствования личности школьника начальных классов мы предлагаем следующую классификацию методов и приемов, важнейшим из нихявляются:Самосовершенствование.Самовоспитания.Самообязательство.Самокритика.Мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия). Самопринуждение. Самоприказ.
Метод самосовершенствования. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или какие действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: “Я никогда не употреблю плохих слов”, “Я не допускаю сквернословия”, “Скверные слова позорят того, кто их употребляет”. Такое самосовершенствования нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самосовершенствования обуславливается тем, что, закрепившись в сознание и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
Метод самовоспитания. Сущность его состоит в том, что ученик, выявляет свои недостатки, например неумение, держать своё слово, убеждает себя в необходимости изжитья этого недостатка, при этом нельзя ограничиваться только мысленными совершенствования. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащейся будет убеждать себя в слух убеждать себя, то есть несколько раз проговаривать: “Нехорошо давать слово и не держать его”, “Надо постараться всегда держать своё слово”.О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал С.Я. Долецкий, который считал, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Высказывание в слух признание простить себе труднее
Самообязательность. Он предполагает, что учащейся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое- то положительное качество, например, аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели, и способствовать формированию соответствующей привычки.
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной-недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность – это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод особенно хорош, когда речь идет о самовоспитании, отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. В процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик ловит себя на мысли, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам в подобном положении, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.
Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например, вставать утром ровно в 7 часов, не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Проснувшись в указанное время, учащемуся следует заставить себя сразу встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.
Реализация задач по развитию личности ребёнка в воспитательной работе
При проведении воспитательных мероприятий всегда нужно чётко выработать технологию организации воспитательной работы:
1 этап – подготовительный процесс: поставить конкретную цель, задачу, составить план выполнения, подготовить инвентарь, средства, распределить обязанности.
2 этап – чётко провести мероприятие, соревнование, классный час, трудовое дело и т.д. Особое место занимает техника безопасности и выработка умения преодолевать трудности и непредвиденныё ситуации.
3 этап - подведение итогов и оценка проделанной работы.
После завершения мероприятия проанализировать все стороны действия коллектива, отдельных исполнителей и ответственных, отметить достижения, успехи, недостатки и их причины.
При проведении мероприятия очень важно всё предусмотреть, чётко организовать мероприятие.
Лучше всего сделать по желанию ребят: кто сам за что возьмется. С ребятами разработать памятку о проведении занятия: как провести подготовку, репетиции, собрать материал, привлечь участников, организовать выставку и т.д. Затем — конкретная подготовка занятия. Воспитатель помогает ответственным составить сценарий занятия, оформить материалы, провести проверку содержания и качества номеров и выступлений и т.д.
Даже манеры помогают воспитываться: как сидеть за столом, как застелить постель, убрать класс, приготовить рабочее место. В воспитании нет мелочей. Приучиться к добросовестному и рациональному труду в детстве, значит на всю жизнь выработать привычку к обдумыванию, эффективным действиям, когда за небольшое время выполняются большие объемы работ. Наиболее широкое понятие — нравственное воспитание, включающее и элементы умственного развития, моральные нормы и патриотизм, общечеловеческие ценности. Но все направления воспитательной работы тесно связаны и взаимозависимы. Проводим день именинника — здесь и нравственное, и умственное, и эстетическое воспитание. Это общение, умение себя вести и поддерживать беседу. Поход — здесь и физическое, и нравственное, и эстетическое, и трудовое воспитание. Но тем не менее, есть стержень, основное направление. Поэтому, естественно, мы по-разному организуем воспитательное мероприятие, учитывая это обстоятельство.
По запросам и возможностям выделяют виды внеурочной деятельности. Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Воспитатель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Роль воспитательских занятий в воспитании личности.
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль должен сыграть учитель и воспитатель, которые обязаны продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час и воспитательское занятие.
Воспитательское занятие - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение воспитателя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов»
Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведения и т. д.
На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а также обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
Обогащение сознания учащегося знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности (правила культуры поведения).
Проявление творческих способностей учащегося.
Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
О проведении классных часов написано немало литературы. Учитель должен только выбрать нужную для него литературу и взять себе в помощь разработки по интересующей его теме, но в целом, разработать мероприятие лично.
При подготовке классного часа, например, в первом классе следует учитывать психологические особенности первоклассников. Дети семилетнего возраста с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5-7 минут. Но ребенок 7 лет - активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Следует помнить, что классный час должен быть 35-минутным, с частой сменой видов деятельности. Должна присутствовать наглядность, интересные, неожиданные моменты
В 4 классе дети уже более усидчивы, самостоятельны, повзрослевшие, поэтому классный час строится по – другому.
Формы проведения классных часов различны.
1. Это может быть викторина. Здесь идет подбор материала для познавательной активности детей. Особенно ее уместно провести в конце учебного года, подводя итог работы в классе. В соревновательной увлекательной форме происходит расширение кругозора первоклассников.
2. Классный час может пройти в форме устного журнала, который представляет собой серию коротких выступлений (страничек) на темы окружающей жизни, искусства, литературы, спорта и т. д. Каждую страничку могут готовить сами дети или их родители, что способствует сплочению коллектива в первый год обучения.
3. Еще одна распространенная форма проведения классного часа –
игра-путешествие. Данная форма отражает реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое - через преодолимое, необходимое - через интересное.
4. Наиболее распространенной формой в первом классе является беседа с элементами инсценировки, в которой участвуют старшие школьники или родители. При проведении классного часа следует использовать игры, загадки, сказки, ролевые сюжеты, что делает его более познавательным и содержательным.
Не забывать о проведении физкультминуток, которые могут быть в стихотворной, игровой форме.
Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. Уметь решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Надо воспитывать и культуру поведения.
Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доброжелательности. Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Воспитание навыков и привычек, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа по этому направлению в школе, начиная с первого класса.
Важность проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они к ее восприятию.
Не менее важная и актуальная проблема школы - сохранить здоровье детей. Формировать знания о здоровом образе жизни следует с первого класса. Поэтому классные часы о здоровье необходимы.
Во внеурочной деятельности, в своей работе с классом стараюсь развивать личность каждого ребёнка.
Ребята очень любят различные мероприятия. Дети активны, с удовольствием принимают участие в соревнованиях, конкурсах, вечерах, где проявляют свои способности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, пробуют свои силы, принимая образы различных героев, развивают свои творческие способности, применяют знания, умения, навыки, полученные в учебном процессе.
Все мероприятия готовим вместе, дружно. Это очень сближает ребят. Каждый может проявить себя. Такой подход развивает их как личность. Привлекаем и родителей к участию в таких мероприятиях. Это очень сближает детей и родителей.
Развитие творческого потенциала личности ребёнка через занятия внеурочной деятельностью.
В последнее время всё больше внимания уделяется проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Это связано с тем, что успех развития общества зависит от количества входящих в его состав одарённых и талантливых людей, и от того насколько полно они смогут реализовать свои возможности.
По мнению учёных талантливому человеку дано что-то такое, чем обделены другие люди, а в том каким образом он раскрывает свои невероятные способности. Развивая одаренных детей, появляется возможность выявить способности всех детей.
Стандарты нового поколения требуют особой организации целостного образовательного процесса .Наша школьная программа внеурочной деятельности предусматривает ведение учителями начальных классов кружка по определённым видам деятельности. И, конечно, одно из направлений работы направлено на развитие творческого потенциала личности ребёнка.
Принципы поощрения творческого мышления:
- уважительное отношение к необычным вопросам детей;
- одобрение необычных идей;- показ ценности идей;
- поощрение самостоятельности;- самостоятельная творческая практика.
Примерные темы занятий по данному направлению.
Исследуем пословицы, поговорки (уместность употребления, скрытый смысл). Составление словарей-шуток (словарь звукоподражаний, голосов животных, предметов гигиены). Фантазии на разные темы Разыгрывание сценок. Конкурс эмблем различной тематики. Издание тематических газет . Создание эскизов костюмов к спектаклю. Выбираем и разучиваем роли. Играем спектакль. Результатом творческой работы является праздник, который ребята покажут родителям.
Таким образом, для эффективного процесса самосовершенствования младшего школьника мы выделяем приоритетные направления:
во-первых, формирование высокоуровневого общего образования вкупе со специальными навыками общения; во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению; в-третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему; в-четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и самосовершенствования.
Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов. Для достижения поставленных задач необходимо планомерное воспитание, основанное на системе занятий, целеполаганием которых является формирование будущей морально-нравственной личности
Литература
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. -№2. - С.4-10.
2. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. -СПб., 2003.
3. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде: коммуникативная компетентность учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. -№4. - С. 10-16.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
6. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 149-153.
7. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
8. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебновоспитательной деятельности / Начальная школа + до и после.-2011.-№4. -С.78-83
9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
10. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Начальная школа.-2011.-№7. -С.91-96
11. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб: Речь, 2005.
13. Песняева Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге / Начальная школа.- 2005.- №5.- с.54-57.
14. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектноисследовательской деятельности / Начальная школа.-2007.-№7. -С.40-43
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / Министерство образования и науки Российской Федерации-М.: Просвещение,2011.-33с. - (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста
Формирование самостоятельности у младших школьников - актуальная задача начальной школы. В статье рассматривается понятие самостоятельность и пути формирования самостоятельности через организацию учеб...
Рекомендации для родителей “Как следует развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста”
родительское собрание...
Развитие памяти у детей младшего возраста.
Дети способны к произвольному запоминанию еще перед поступлением в школу. Однако эта способность еще очень слабо развита. Поэтому родителям и учителям очень важно уделять особое внимание развитию памя...
Статья "Способы развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях".
Одним из качеств современного успешного человека является самостоятельность, умение находить и принимать решение в различных ситуациях. Поэтому одной из задач воспитателя и учителя являетс...
“Как следует развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста”
Памятка для родителей...
Статья.Формирование контрольно – оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Статья о формировании контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста....
«Адвент-раскраска, как современная форма развития инициативы и самостоятельности у детей младшего школьного возраста»
МАСТЕР-КЛАСС«Адвент-раскраска, как современная форма развития инициативы и самостоятельности у детей младшего школьного возраста»...