Статья "Способы развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях".
статья по теме
Одним из качеств современного успешного человека является самостоятельность, умение находить и принимать решение в различных ситуациях. Поэтому одной из задач воспитателя и учителя является воспитание самостоятельности у своих учеников. В своей статье я рассказываю о своём взгляде на такую проблему, делюсь опытом её решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья « Необходимость развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста ».
Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. В способности и возможнос-
ти проявить самостоятельность выражаются потребности ребёнка. Потреб-
ность в самостоятельности, как считают психологи, характерна для детей раннего возраста.
По их мнению, фраза «я сам» означает начало становления личности.
В. А. Сухомлинский считал, что гражданин рождается в ребёнке в те мо-
менты, когда маленький человек хочет выразить себя, своё «я». Сочетание
потребностей общества и личности становится одним из признаков совре-
менного образовательного процесса.
Все поступки, действия существуют как самостоятельные или как подра-
жательные, то самостоятельность можно определить как качественную сто-
рону волевой, мыслительной и практической деятельности под влиянием жизненного опыта отдельной личности.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и раз-
вивается. Важную роль в этом вопросе играет начальная школа. Младший
школьный возраст – особый период, в который развиваются важнейшие
качества личности.
Младшие школьники сильно подвержены желанию подражать. С одной
стороны, такое желание помогает усвоить пример, образец поведения, с
другой – сдерживает их самостоятельность. Часто младший школьник
хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсив-
ность, склонность действовать под влиянием различных эмоций не позво-
ляет выполнить задуманное и желаемое. В таком вопросе нельзя забывать
и об индивидуальных особенностях ребёнка, которые или активизируют,
или тормозят проявление его самостоятельности. Например, неуверенность
в себе сдерживает самостоятельность, а смелость, решительность помогают,
не боясь, высказывать своё мнение, браться за новое дело.
Самостоятельность – сложное качество, выражается в свободе от внешних
влияний. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам,
осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Это мнение психологов и педагогов. А вот как понимают самостоятель-
ность сами младшие школьники.
Сам – это когда дети делают всё без взрослых, одни, когда никто не за-
ставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.
Самостоятельно - значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Смысл понятия дети улавливают достаточно точно. Если рассматри-
вать детские рисунки на темы « Что я умею сам», «Мы делаем сами», можно
увидеть и комментарии к ним: «Мы можем сами делать уроки, убрать класс,
полить цветы», «Я сам встаю, убираю постель, умываюсь, мне даже никто не
говорит об этом», «А я прихожу из школы, сама ем, делаю уроки, иду гулять,
жду маму», «Я сама могу сварить картошку», «Я хожу за братом в детский сад один, без взрослых».
Самостоятельность младших школьников имеет относительно ограничен-
ный характер. Например, при выполнении домашнего задания в случае за-
труднения охотно спешат за помощью к взрослым. Выполняя поручения
взрослых, строго следуют данной инструкции и не выходят за её пределы.
Дежурная подметала пол в классе, а доска осталась грязной, в качестве объ-
яснения девочка сказала: « Тамара Ивановна меня об этом не просила».
Мальчик побежал в булочную за хлебом и вернулся с пустыми руками, так
как в магазине не было хлеба за ту цену, о которой говорила мама. Можно
сделать вывод, что самостоятельность младших школьников если и прояв-
ляется, то в основном в самообслуживании, в домашних делах, в приготов-
лении уроков.
Объяснить такую особенность можно психологическими и возрастными
возможностями детей. Психика учеников начальной школы отличается неус-
тойчивостью и противоречивостью. Они с удовольствием берутся за дело, но из – за недостаточного развития воли, импульсивности, склонности действо-
вать , опираясь на эмоции, часто не достигают желаемого результата.
Конечно, такие проявления тормозят развитие самостоятельности. Но не в
них одних дело.
Замечено, что к 3 классу у младших школьников начинает проявляться
тенденция к сдерживанию эмоций, к освобождению от импульсивности. Взрослые чаще замечают то, что затрудняет развитие самостоятельности,
чем то, что способствует её развитию.
Развитие самостоятельности – процесс сложный. Можно предложить ос-
новные его этапы:
1) дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копирует их
действия ( этап подражания )
2) ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят
некоторые способы их осуществления ( этап частичной самостоятель-
ности )
3) младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно
в повторяющихся ситуациях, в знакомых видах деятельности ( этап
более полной самостоятельности ).
Первый этап позволяет сформировать у детей определённый запас уме-
ний, способов действий, что помогает перейти к более самостоятельному
поведению и деятельности. Желательно, чтобы этот этап младшие прошли
вместе со старшими учениками. Именно в совместных делах возникает опыт,
который становится для младших «строительным» материалом для развития
самостоятельного поведения и деятельности. В совместных делах очень важ-
ны образцы ( как старшие готовят поделки, как выполняют домашнее зада-
ние, готовят обед….. ) . Также дети видят и образцы способов совместной ра-
боты, распределение обязанностей, формы контроля, разрешения конфлик-
тов, поощрения за успех, поддержки того, кому трудно. Образец поведения
старшего товарища по своему содержанию и форме более доступен младше-
му школьнику для понимания, чем тот, который может дать ему взрослый.
Совместная деятельность способствует и воспитанию самодеятельности и
у старших: открывает возможности для проявления и развития у них органи-
заторских качеств, укрепляет уверенность в значимости дел на пользу млад-
ших, делает более лёгким процесс организации младших, чем сверстников.
Для совместной деятельности и общения нужна рука взрослого, который
заботится о развитии взаимного интереса, разъясняет значение совместных
дел, создаёт положительный эмоциональный настрой ребят на совместную
деятельность, вооружает необходимыми умениями.
Для совместных дел младших и старших подходят дела, которые имеют
определённую цель, полезную для одних и для других. Такие дела дают
выход активности маленьких и старших, позволяют детям попробовать свои
силы и в то же время подходят для тех и других. Важно, чтобы старшие мог-
ли дать образцы для подражания. Поэтому не стоит на первое место в таком
вопросе ставить количество: одно – два дела, к которому расположены и
старшие, и младшие дадут больше для развития детей, чем множество прове-
дённых наспех мероприятий. Для совместных дел подойдут подготовка и
проведение концертов, праздников, подготовка подарков школе, экскурсии
и походы.
Постепенно младшие школьники приобщаются к совместному поиску дел.
Малыши, поняв задачу, не просто повторяют действия старших, но и сами
готовы рассказать, что, где, для кого можно сделать.
Со временем ребята принимают участие и в обсуждении замысла прове-
дения нового дела. Они пробуют высказывать своё мнение, предлагать, как
распределять свои силы, что делать.
Для совместных мероприятий лучше создавать микроколлективы из
больших и маленьких.
Большое значение для младших школьников имеет подведение итогов
совместной работы. Важно им объяснить, что было сначала и что изменила
их деятельность, чтобы ребята осознали конкретные результаты своей рабо-
ты. Надо отметить наиболее проявивших себя ребят, похвалить, поощрить,
показать при обсуждении, что результат зависит не только от умения каж-
дого, но и от отношения между детьми: если они не ссорятся, помогают
друг другу, то и работа идёт быстрее.
Сначала младшие школьники ориентируются на оценки старших, повто-
ряют их, иногда им сложно высказать своё мнение. Для развития самостоя-
тельности в начале можно использовать цветовые знаки: зелёный – всё пон-
равилось, жёлтый – хорошо, но что – то не так, красный – надо исправлять.
Использование игровых моментов помогает школьникам младшего возраста
действовать самостоятельно на понятном им уровне.
Частичные, ограниченные проявления самостоятельности у учеников важ-
но закрепить, расширить границы проявления самостоятельности. Если со
стороны авторитетного для детей человека прозвучит призыв: « Будьте са-
мостоятельными!», «Делайте сами!», то это усилит желание малышей проя-
вить себя.
Широкую возможность для проявления самостоятельности получают
ученики и в ситуации вынужденности: учитель срочно должен уйти…..
В такой ситуации группа ребят неожиданно оказывается в положении,
когда они сами должны принять решение, найти способ действия, распреде-
лить роли.
Важную роль в приобретении опыта самостоятельности у детей выпол-
няют игры. В играх они сами ставят цели, находят средства, распределяют
роли, следят за их выполнением, соблюдением правил игры.
В играх ребята вступают в такие отношения, которые недоступны для них
в обычной жизни: взаимного контроля и помощи. Поэтому игровой опыт сос-
тавляет основу для формирования самостоятельности. На уроках возможны
роли «путешественников», «разведчиков», «искателей», «изобретателей».
Со временем при накоплении опыта самостоятельных действий надо рас-
ширять границы того, что доверено ребятам. В их практику вводим выбор.
Дети должны иметь возможность выбирать содержание занятий в кружках,
секциях, размышлять и создавать эмблему, головные уборы, другую симво-
лику, которая отражает особенности содержания их деятельности.
Младшему школьнику надо учиться выбирать: попробовал себя в одном
деле, выберите другое, решите, как будете действовать – один или с друзь-
ями, самостоятельно или с помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста
Формирование самостоятельности у младших школьников - актуальная задача начальной школы. В статье рассматривается понятие самостоятельность и пути формирования самостоятельности через организацию учеб...
Рекомендации для родителей “Как следует развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста”
родительское собрание...
“Как следует развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста”
Памятка для родителей...
Статья.Формирование контрольно – оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Статья о формировании контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста....
Памятка Формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным: Вдохновляйте младшего школьника на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощ...
Родительское собрание"Воспитание самостоятельности у детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание"Воспитание самостоятельности у детей младшего школьного возраста"...
«Адвент-раскраска, как современная форма развития инициативы и самостоятельности у детей младшего школьного возраста»
МАСТЕР-КЛАСС«Адвент-раскраска, как современная форма развития инициативы и самостоятельности у детей младшего школьного возраста»...