Развитие памяти у детей младшего возраста.
статья на тему

Нуржанова Разина Фиргатовна

Дети способны к произвольному запоминанию еще перед поступлением в школу. Однако эта способность еще очень слабо развита. Поэтому родителям и учителям очень важно уделять особое внимание развитию памяти у младших школьников, так как успешность в школе напрямую зависит от способности ребенка запоминать пройденный учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_mladshego_shkolnika.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти у детей младшего возраста.

Успехи младшего школьника в учебе во многом зависит от развития его памяти. У детей младшего школьного возраста память имеет свои особенности.

Детская память пластичнее, дети запоминают легче и быстрее взрослого, иногда даже прочнее. Но так запоминается лишь яркое , необычное, интересное, вызывающее положительные эмоции. И воспользоваться тем, что запомнил, ребенок часто не умеет, так как знания его не связаны в единые  системы, а по эпизодам, разрозненны. Дети не могут отличить главное от  второстепенного, обобщать факты и явления, которые им  запомнились.

Следовательно, память ребенка значительно менее развита, чем память взрослого.

Чем моложе ребенок, тем большую роль в его развитии играют практические действия.

Двигательная память развивается очень рано - это навык ходьбы, бега, умение умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бантик. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает более сложными двигательными навыками – письмом, игрой на музыкальных инструментах, движение в гимнастике.

Чем меньше ребенок, тем больше роль чувств в запоминании. На этих чувствах построены и методы педагогического воздействия.

Вы хвалите ребенка за хорошо сделанную работу, и он старается делать еще лучше, чтобы повторилось чувство удовлетворения, радости, гордости, пережитое в это время. Испытав чувство стыда от порицания , высказанного старшими, он постарается впредь избегать этого чувства, будет стараться выполнять эту работу хорошо.

Детская память богата образами группы предметов - деревья, дома, люди.Представление об однажды увиденном предмете быстро тускнеет, сливается с другими похожими предметов. В математике дети путают числа, записанные одинаковыми цифрами 12 и 21, 500 и 5000.

На уроках чтения заменяют одно знание другим, в чем то схожим.

Такие ошибки детской памяти - прямое следствие неумения детей пользоваться своей памятью.

  1. Запечатление - первый этап от которого во многом зависит. Как  сохранится воспринятый материал и как будет воспроизведено полученное знание (буквы в 1 классе).
  2. Другим важным условием хорошего запоминания считается повторение. Но повторение само по себе не ведет к успеху. Безумное переписывание одного и того же слова или повторение правила, стихов не ведет к хорошему запоминанию.

Чтобы повторение было эффективным надо каждый раз решать какую- то, пусть маленькую, но новую познавательную задачу.

  1. Очень важен  для успешного запоминания материала  самоконтроль. Ребенок должен знать и уметь контролировать результат своего труда. Тогда будет знать, что хорошо запомнил, что плохо, почему, как исправить положение (в 1 классе - изучение новой буквы, вопросы после текста).
  2. Для лучшего запоминания имеет большое значение мотив, или установка, то есть ребенок должен знать, для чего он должен запомнить этот материал, и хотеть этого добиться. Наиболее сильным мотивом является познавательные интересы.
  3. И наконец, большое значение в запоминании имеет осмысливание материала. Чтобы лучше запомнить рассказ, сказку, полезно: разделить на части, составить план - словесный, картинный. Для осмысливания необходимо, чтобы все слова, термины были понятны.

От запечатления  до воспроизведения проходит определенное время. Что-то при этом забывается друг с другом. Забывание зависит от того как, с какой целью, каким способом был воспринят материал.

Забывание интенсивно происходит в первые часы после заучивания. Затем этот процесс замедляется.

Вывод:

1. повторять новый материал надо в первые часы после его изучения, а в последующие дни делать это реже, но постоянно.

Наряду с прохождением нового материала постоянно даются  упражнения на закрепления ранее пройденного.

2.Словесные игры дома с детьми.

3. Игры развивающие память, журналы с заданиями и  кроссвордами и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...

Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.

1. Статья о пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста

1.  О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Особенности памяти детей младшего школьного возраста, приемы и способы запоминания, приемы развития памяти...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Комплекс упражнений для развития памяти учащихся младшего школьного возраста....

Развитие самостоятельности у детей младшего возраста

Данное выступление  о развитии самостоятельности у детей младшего возраста.Указаны разные методы развития.Приводятся примеры из практики...

Педагогический опыт «Влияние лыжных гонок на развитие физических качеств детей младшего возраста 8-10 лет»

В современном мире в свободное от учебы время дети начальной школы находят много времени для компьютерных игр, просмотра анимационных фильмов. Длительное время сидения за компьютером и телевизором раз...