Педагогический опыт «Влияние лыжных гонок на развитие физических качеств детей младшего возраста 8-10 лет»
опыты и эксперименты по физкультуре (4 класс)
В современном мире в свободное от учебы время дети начальной школы находят много времени для компьютерных игр, просмотра анимационных фильмов. Длительное время сидения за компьютером и телевизором развивают дефицит физической активности, следствием которого является гипокинезия с последующим развитием различных заболеваний. Каждый второй ребенок в начальной школе, по статистическим данным, страдает неврозами, сколиозами различной формы, нарушением осанки, заболеваниями кардиореспираторной системы. Практика показывает, что эффективная физкультурно-оздоровительная работа в спортивной школе (вовлечение учащихся младших классов в различные виды спорта, спортивные секции и в частности лыжные гонки) развивают физические и защитные качества организма детей.
Целью представленной педагогической деятельности считается – показатели результативности воздействия лыжных тренировок на степень развития двигательной подготовки младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_egorov_ap.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АЛДАН»
Педагогический опыт
«Влияние лыжных гонок на развитие физических качеств детей младшего возраста 8-10 лет»
Тренер-преподаватель: Егоров А.П.
Алдан, 2023
Развитие физических качеств – это одна из значимых сторон физического развития детей младшего школьного возраста, этим и определена актуальность представленного опыта. Степень подготовленности юных спортсменов обусловливается, развитием физических свойств организма: гибкости, выносливости, силы, быстроты и ловкости.
В современном мире в свободное от учебы время дети начальной школы находят много времени для компьютерных игр, просмотра анимационных фильмов. Длительное время сидения за компьютером и телевизором развивают дефицит физической активности, следствием которого является гипокинезия с последующим развитием различных заболеваний. Каждый второй ребенок в начальной школе, по статистическим данным, страдает неврозами, сколиозами различной формы, нарушением осанки, заболеваниями кардиореспираторной системы. Практика показывает, что эффективная физкультурно-оздоровительная работа в спортивной школе (вовлечение учащихся младших классов в различные виды спорта, спортивные секции и в частности лыжные гонки) развивают физические и защитные качества организма детей.
Целью представленной педагогической деятельности считается – показатели результативности воздействия лыжных тренировок на степень развития двигательной подготовки младших школьников.
На первом этапе своего эксперимента я провела педагогическое тестирование детей на начальной стадии подготовки, которое позволило оценить их уровень общей физической подготовки.
В исследовании были использованы тесты (физические упражнения), рекомендованные рабочей программой по лыжным гонкам:
1) Прыжок в длину с места – предназначен для определения «взрывной силы». Тест выполняется из положения стоя, выпрыгиванием двумя ногами одновременно с приземлением на две ноги. Результат определяется от линии старта до точки касания пяток испытуемого.
2) Бег 30 м с высокого старта – определяет скоростные возможности. Отмечается отрезок в 30 м. По сигналу необходимо преодолеть его с максимальной скоростью, не сбавляя темп у линии финиша.
3) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу – определяет силовые способности. Исходное положение – упор лежа, руки на ширине плеч. Испытуемый сгибая руки, касается грудью «контактной платформы». Упражнение выполняется на максимальное количество раз.
4) Бег 1 км - предназначен для определения выносливости. По сигналу необходимо преодолеть дистанцию с максимальной скоростью, не переходя на шаг.
Доступность, простота, объективность в оценке и интерес, который вызывают контрольные упражнения (тесты) у обучающихся при их выполнении – вот основные требования, которые были предъявлены к тестам по физической подготовленности занимающихся, участвующих в эксперименте.
Таблица 1.
Тест | n | Л | Х | Р | М |
Прыжок в длину с места (см) | 15 | 149 | 104 | 40 | 132,33 |
Бег 30 м (с) | 15 | 5,9 | 7,2 | 1,3 | 6,773 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 15 | 17 | 0 | 17 | 5,93 |
Бег 1 км | 15 | 4,16 | 5,59 | 1,43 | 4,7 |
- Общее число измерений в группе – (n);
- Лучший результат – (Л);
- Худший результат – (Х);
- Разница лучшего и худшего результатов – (Р);
- Средняя арифметическая величина – (М).
В таблице 1 приведены лучший и худший результат выполненного норматива из количества 15 человек, а так же показана разница лучшего и худшего результата. Проведенное исследование позволило оценить уровень физической подготовленности детей.
Суть примененного мною метода проведения тренировочных занятий состоит в отдельном воспитании каждой из физической способности, с учетом проведения тренировок три раза в неделю по 90 мин, что гарантирует всестороннее восстановление всех мышечных единиц у занимающихся, с учетом анатомо-физических свойств организма, а также дает наиболее результативное выполнение дальнейшей нагрузки наибольшего объема с лучшим результатом.
В силу того, что занятия проводятся три раза в неделю, то на каждом занятии решается конкретная задача по воспитанию определенного качества.
В каждом еженедельном цикле подготовки работают определенные мышечные группы, которые обладают возможностью абсолютного восстановления до следующего недельного цикла подготовки. Т.к. последующая работа на данные группы мышц будет лишь спустя неделю.
Вот примерный недельный цикл тренировочных занятий.
- Первое занятие направлено на развитие скоростно-силовых способностей;
- Второе занятие направлено на развитие выносливости и координационные способности;
- Третье занятие направлено на развитие силовой выносливости.
Конспект учебно-тренировочного занятия на развитие скоростно-силовых качеств
Часть занятия | Содержание учебного материала | Дозировка | Время мин. |
1. Подготовительная часть | 1. Построение, сообщение задач тренировки 2. Разминочный бег 3. Общеразвивающая разминка
Выпады вперед Боковые выпады Вращение коленями Вращение голеностопом 4. Специальные беговые упражнения Бег с высоким подниманием бедра Бег с захлестом голени «Ножницы» Выпрыгивание вверх с ноги на ногу Бег спиной вперед Многоскоки на правую, левую и обе ноги Прыжки на одной ноге Выпрыгивания вперед с двух ног из глубокого приседа «лягушка» | 1,5-2 км 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз Выполняется на отрезке 20-30 м | 1 20 10 10 |
2. Основная часть | 1. Бег с ускорением 2. Специальные упражнения Прыжки с двух ног через гимнастическую скамью Метание набивного мяча вперед одной и другой рукой поочередно Попеременное напрыгивание на гимнастическую скамью с одной ноги на другую Метание набивного мяча от груди вперед Прыжки через скакалку Подтягивания на высокой перекладине | 30 м – 4 раза 30 раз 30 раз 30 раз 30 раз 1 мин 3*5 раз | 6 20 |
3.Заключительная часть | Спортивные игры Упражнения на развитие гибкости | 15 8 |
Конспект учебно-тренировочного занятия на развитие выносливости и координационные способности
Часть занятия | Содержание учебного материала | Дозировка | Время мин. |
1. Подготовительная часть | 1. Построение, сообщение задач тренировки 2. Бег в медленном темпе 3. Общеразвивающая разминка
Выпады вперед Боковые выпады Вращение коленями Вращение голеностопом 4. Специальные беговые упражнения Бег с высоким подниманием бедра Бег с захлестом голени «Ножницы» Приставной шаг Выпрыгивание вверх с ноги на ногу Бег спиной вперед Многоскоки на правую, левую и обе ноги Скрестный шаг | 5 км 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз Выполняется на отрезке 20-30 м | 2 50 10 10 |
2. Основная часть | 1. Работа на равновесие 2. Работа на координацию движений | 30 раз на каждую ногу | 10 |
3.Заключительная часть | Упражнения на развитие гибкости | 8 |
Конспект учебно-тренировочного занятия на развитие силовой выносливости
Часть занятия | Содержание учебного материала | Дозировка | Время мин. |
1. Подготовительная часть | 1. Построение, сообщение задач тренировки 2. Разминочный бег 3. Общеразвивающая разминка
Выпады вперед Боковые выпады Вращение коленями Вращение голеностопом 4. Специальные беговые упражнения Бег с высоким подниманием бедра Бег с захлестом голени «Ножницы» Приставной шаг Выпрыгивание вверх с ноги на ногу Бег спиной вперед Многоскоки на правую, левую и обе ноги Скрестный шаг | 2-2,5 км 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз Выполняется на отрезке 20-30 м | 2 25 10 10 |
2. Основная часть | Специальные упражнения Отжимание от станка Пресс Упор сзади Приседание с грузом Эспандер Планка | 30 раз 50 раз 30 раз 30 раз 2 мин 1 мин | 20 |
3.Заключительная часть | Спортивные игры Упражнения на развитие гибкости | 15 8 |
После применения такой методики занятий на практике я провела повторное тестирование занимающихся по тем же испытаниям, что и в начале, для того чтобы узнать результат выполненных работ.
Таблица 2.
Тест | n | Применение методики тренировок | Л | Х | Р | М |
Прыжок в длину с места (см) | 15 | До | 149 | 109 | 40 | 132,33 |
после | 151 | 110 | 41 | 134,53 | ||
Бег 30 м (с) | 15 | До | 5,9 | 7,2 | 1,3 | 6,773 |
после | 5,5 | 7,2 | 1,7 | 6,653 | ||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 15 | До | 17 | 0 | 17 | 5,93 |
после | 30 | 1 | 29 | 11,33 | ||
Бег 1 км (мин.) | 15 | До | 4,16 | 5,59 | 1,43 | 4,7 |
после | 3,57 | 5,52 | 1,55 | 4,619 |
Из таблицы 2 видно, что средний показатель прыжка в длину составил 134,53 см у обучающихся и вырос на 2,2 см, следовательно, прирост составил 1,66% после примененной методики тренировок. При этом лучший показатель 151 см, а худший – 110 см.
Средний показатель в беге на 30 м составил 6,65 с у обучающихся и вырос на 0,12 с, следовательно, прирост составил 1,83%. При этом лучший показатель составил 5,5 с, а худший 7,2 с.
Что касается среднего показателя сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, то он составил 11 раз и вырос на 5 раз, прирост составил 91,06%. При этом лучший показатель составил 30 раз, а худший – 1.
Средний показатель в беге на 1 км составил 4,6 мин. и вырос на 0,1 мин., следовательно, прирост составил 2,2% после примененной методики тренировок. При этом лучший показатель 3,57 мин, а худший – 5,52 мин.
Таблица показывает, что данная методика проведения тренировочных занятий представила положительную динамику показателей по физическому развитию детей и ее можно использовать. В результате регулярных тренировочных занятий у воспитаников сформировались определенные умения и навыки, которые необходимы в лыжных гонках. Повысилась сопротивляемость организма к утомляемости, сократились простудные заболевания, сформировались морально-волевые качества и интерес к тренировкам по лыжным гонкам.
Рост спортивных достижений зависит от эффективности системы многолетней тренировки юных спортсменов. Учебно-тренировочное занятие строится в соответствии с общими закономерностями по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся.
Список использованной литературы
- Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. - Харьков.: «Основа», 1993. - 244с
- Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1995.
- Бутин И.М. Лыжный спорт - М., Изд. центр «Академия» 2000 год.
- Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 1984. - №8.
- Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников – Москва: Пеагогика. 1973 – 104с.
- Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков.- М.,1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а ...
Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества
в презентации рассказывается и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...
Особенности развития физических качеств у младших школьников
Установленно, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данно...
влияние лыжного спорта на развитие физических качеств подростков 15-17 лет
Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особы...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста
Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников.
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников....