ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА коррекционных занятий с ребёнком с ОВЗ
материал (1 класс)
Введение в индивидуальную программу коррекционных занятий с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует глубокого анализа потребностей и возможностей каждого отдельного ребёнка. Эта программа направлена на комплексное развитие, выявление и устранение барьеров, препятствующих полноценному обучению и социальной адаптации.
Для успешной реализации программы предусмотрены занятия, включающие коррекционные, развивающие и оздоровительные элементы. Коррекционные занятия фокусируются на устранении специфических отклонений в развитии, таких как нарушения речи, двигательные задержки или проблемы с восприятием. Развивающие занятия направлены на стимуляцию познавательной активности и творческих способностей.
Каждое занятие строится с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, его темпа освоения материала и эмоционального состояния. Важно создать доверительную и комфортную атмосферу, способствующую не только обучению, но и личностному росту. Система коррекционных мероприятий включает постоянное взаимодействие с родителями, педагогами и медицинскими работниками для обеспечения комплексного подхода к развитию ребёнка с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2 г.ТАЛДОМА
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________
Громова Н.А.
Приказ № ____ от ______202_г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
коррекционных занятий
с ребёнком с ОВЗ
Составлена:
педагогом-психологом Кириченко Е.С.
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является адаптированной программой коррекциии развития мнестической деятельности учащихся с задержкой психического развития. Методологической основой программы являются идеи Л.С.Выготского о роли игры в воспитании младших и средних школьников.
Цель: обеспечение коррекции недостатков в развитии ребёнка с ОВЗ и оказание помощи ребёнку этой категории в освоении программы.
Задачи:
- Выявить особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ
- Обеспечить возможность освоения ребёнком с ОВЗ программы и его интеграции в образовательном учреждении.
- Формировать условия для эффективного развития детей с ОВЗ.
- Привлечь родителей к проблемам детей с ОВЗ.
- Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослых;
- Активизировать совместную семейную детско-взрослую деятельность.
- Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь обучающемуся с ОВЗ с учётом его индивидуальных возможностей.
Ожидаемый результат:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
- Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
- Освоение детьми с ОВЗ программы и их интеграция в образовательном учреждении.
- Участие педагогов в деятельности по данной проблеме.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Создание условий для эффективного развития детей с ОВЗ.
- Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.
- Использование своих знаний в разнообразной деятельности.
- Совместная семейная детско-взрослая деятельность.
- Сотрудничество детей и взрослых.
В плане работы отражены задачи на месяц по развитию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей, мелкой моторики, ознакомлению с окружающим миром. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на занятия с Ивановым Иваном 2016 года рождения.
Программа
по коррекционно-развивающей работе с ребёнком с ОВЗ
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Развитие внимания | 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. | - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки» |
Развитие восприятия | 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение 4) развивать восприятие длительности временного интервала 5) развивать представление о частях суток 6) развивать представления о временах года 7) развивать пространственные представления 8) развивать наблюдательность | - «Назови фигуру», - «Геометрическое лото», - «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Танаграм», - «Закрой фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», - «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», - «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». - «Дорисуй фигуры», - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» - «Радужный хоровод», - «Уточним цвет предметов (вариативность)», - «Цветное лото», - «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). - «Рассматривание часов, движения секундной стрелки», - «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». - Беседа по картинкам (части суток), - «Разложи картинки», - «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», - «Угадай время года по описанию (вариативность)», - Отгадывание загадок о временах года - Заучивание стихотворений, - Беседа о временах года, - «Назови время года» - «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», - «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» - «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», -«Расскажи, где, какая игрушка стоит?» - «Посмотри и найди предметы круглой формы», - «Кто больше назовёт?», - «Назови все предметы, которые были «спрятаны» |
Развитие мышления | 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность | - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок. |
Развитие памяти | 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и др. - «Я - фотоаппарат». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) |
Развитие воображения и творческих способностей | 1) развивать воображение и творческие способности | - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам», - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), - «Что будет, если …» |
Развитие тонкой моторики рук | 1) развивать тонкую моторику кистей рук Упражнения для кистей рук: - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений; 3) Упражнения для пальцев динамические | - Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. - Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. - Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины» и другие. Зайчик, Ножницы, Вилка, Колечко, Человечек Семья, Домик, Пальчики ложатся спать, Дружные ребята и др. |
Сенсорное развитие | - на выделение предметов из фона - на идентификацию предметов и движений - на развитие представлений о форме предметов - на развитие восприятия отношений по величине | «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др. «У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др. «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и др. «Розовая башня», «Цветные цилиндры» «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др. |
Упражнения по ознакомлению с окружающим миром | Ознакомить ребёнка с предметами окружающего мира | «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чего не хватает?» «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес»,, и т.д. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
месяц | № зан. | Развитие внимания | Развитие восприятия | Развитие мышления | Развитие памяти | Развитие воображения и творческих способностей | Сенсорное развитие | Упражнения по ознакомлениюнию с окр. миром | Развитие тонкой моторики рук | ||||
сентябрь |
МОНИТОРИНГ | ||||||||||||
октябрь | задачи | Формировать способность к переключению внимания, восприятию геометрических фигур, работать над увеличением объема памяти в зрительной модальности. Воспитывать любознательность. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитию сообразительности, тонкой моторики рук. | |||||||||||
содержание | 1 | Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное | «Бывает – не бывает» |
|
|
| «Дорожка для зайчиков» |
| |||||
2 |
| Назови фигуру |
|
| «Рисование по точкам» |
|
| Комплекс №1 гимнастический | |||||
3 |
|
|
| «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета) |
| «Посмотри и назови» | «Рисуем клубок» |
| |||||
4 | Встань, если услышишь слово, обозначающее растение | «Составь целое из 2-х частей (3-4 геом. фиг.) | «Загадывание загадок» |
|
|
|
|
| |||||
ноябрь | задачи | Способствовать развитию концентрации внимания, точности восприятия. Активизировать работу над гибкостью ума и расширением словарного запаса. Работать над увеличением объема памяти в слуховой модальности. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитию подражательной способности. совершенствовать развитие тонкой моторики рук. Воспитывать стремление участвовать в играх, проявлять любознательность. | |||||||||||
содержание | 1 | «Составь целое из 3-х частей (3-4 геом. Фиг.) | «Говори на оборот» |
|
| «Предметы и картинки» |
|
| |||||
2 | «Что не правильно?» |
|
| «Пиктограмма» (запоминание слов) |
|
| «Где же наши пальчики?» |
| |||||
3 |
|
| «Как это можно использовать?» |
| «Комбинирование» (констр. из геом. фигур) |
|
| Комплекс № 2 (рисуночный) | |||||
4 | «Расставь точки так, как ты видел» |
|
| «Пиктограмма» (запоминание фраз) | «Цветные фоны» |
|
| ||||||
декабрь | задачи | Продолжить работу над развитием произвольное внимания. Продолжать развивать цветоразличение, наблюдательность, упражнять в умении обобщать предметы. Работать над увеличением объема памяти в осязательной модальности. Способствовать развитию воображения, совершенствовать умение идентифицировать предметы и их движения. Упражнять в умение напрягать и расслаблять мышцы. Побуждать к размышлению, анализу, и развитию познавательных интересов, расширению кругозора. | |||||||||||
содержание | 1 | «Расставь значки» | «Составь целое из 4-х частей (с геометрическими фигурами) |
|
|
| «Собери в корзинки шарики красного цвета» |
|
| ||||
2 |
|
| Расставь по порядку (от самого большого к самому маленьк.) |
| «Пантомима» (изобр. эмоции) |
| «Найди игрушки» |
| |||||
3 | «Найди отличия» |
|
| «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из пало чек нескольких цветов) |
|
| «История о ручках и ножках» |
| |||||
4 |
| «Составь целое из 3-х частей (предметные карты) | Расставь по порядку (от самого маленького к самому большому) |
|
|
|
| Комплекс №3 | |||||
январь | задачи | Продолжать работать над развитием внимания, расширять представление о частях суток. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Совершенствовать работу по увеличению объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модульностях. Продолжать развивать умение идентифицировать предметы и их движения, умение сохранять положение пальцев некоторое время. Способствовать развитию творческих способностей. Побуждать к активному участию в работе с разными предметами. | |||||||||||
содержание | 1 | «Нарисуй 5 треугольников, закрась красным карандашом 1 и 3 треугольники» и т. Д. |
|
| «Перескажи сказку» (беседа с уточняющими вопросами) |
| «Что катится, что не катится?» |
|
| ||||
2 |
| «Составь целое из 4-х частей (предметные карты) |
|
| «Пантомима» (изобрази жестами предмет) |
| «Что изменилось?» |
| |||||
февраль | задачи | Формировать произвольное внимания, восприятие длительности временного интервала. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Обучать ассоциативному запоминанию предметов в игровой деятельностити. Расширять представления о форме предметов. Закрепить умение переключаться с одного движения на другое. Совершенствовать творческие способности. Воспитывать умение работать самостоятельно. | |||||||||||
содержание | 1 |
|
| «Найди отличия» |
|
| «Какой сюда подходит?» |
| «Фонарики», «Моем руки», | ||||
2 | «Найди такой же предмет» |
|
| «Я положил в мешок» (называет 3 предмета) |
|
| «Разрезные картинки» |
| |||||
3 |
| «Составь целое из 3-х частей (сюжетные карты) |
|
| «Дорисуй» | «Закрой коробочки разной формы» |
|
| |||||
4 | «Раскрась фигуры» | «Составь целое из 4-х частей (сюжетные карты) |
|
|
|
|
| «Печем блины», «заготавливаем капусту» | |||||
март | задачи | Учить запоминать короткое стихотворение. Совершенствовать способность к переключению внимания, углублять представления о временах года. Продолжать упражнять в выделении существенных признаков предметов (Какие? – Величина? Цвет? Форма? Вкус? Звук?) Развивать способность опосредованно запоминать предметы. Закрепить умение различать и сравнивать предметы по величине, выполнять условно статистические упр-я. Продолжать развивать память. Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, развивать умение доводить начатое дело до конца. | |||||||||||
содержание | 1 |
| «Угадай время года по описанию» |
|
|
| «Гаражи и машины» |
| «Зайчик», «Ножницы», «Человек» | ||||
2 | «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. |
|
| «Я положил в мешок» (называет 4 предмета) |
|
| «Шумит лес» |
| |||||
3 |
| «Заучивание стихотворений» | «Четвертый лишний» |
|
| «Матрешки» |
|
| |||||
4 | «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань если растение.» |
| «Посмотри и найди предметы круглой формы» |
| «Комбинирование» (рисование из геом. фигур) |
|
|
| |||||
апрель | задачи | Продолжать работу над концентрацией внимания, восприятия отношений по величине. Закреплять и расширять пространственные представления. Совершенствовать мыслительный процесс – выделение существенных признаков. Продолжать работать над развитием ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в игровой деятельности и НОД. Продолжать работу над воображением и творческими способностями. Побуждать к выполнению динамических упражнений для пальцев рук. Способствовать развитию тонкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||||||
содержание | 1 | «Что не дорисовано?» | «Составь целое из частей» |
|
|
| «Пирамидки» |
|
| ||||
2 |
|
| «Назови слова, обозначающие деревья» |
|
| «Гриб под елкой» |
| «Семья», «Пальчики ложатся спать» | |||||
3 | «Что задумал художник?» |
|
| «Я положил в мешок» (называет 5 предметов) |
|
|
| «Дружные ребята», «Домик» | |||||
4 |
| «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т.д.» |
|
| «Что будет, если…» |
| «Чего не хватает?» |
| |||||
май |
| МОНИТОРИНГ |
Согласовано
зам.директора по УВР: Гавяз Н.В.
г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант программы коррекционной работы с ребёнком, не готовым к обучению в школе.
Коорекционная работа психолога....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с гиперактивным ребенком.
Программа и разработки занятий по развитию эмоциональной сферы детей....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЁНКУ ПОСЛЕ КИ
Рабочая программа коррекционно - педагогической помощи ребёнку после кохлеарной имплантации составлена на основе методического пособия О.В.Зонтовой "Пакет дидактических материалов по развитию слу...

Индивидуальная программа коррекционных занятий по преодолению дисграфии
Иедивидуальная программа коррекционных занятий по преодалению дисграфии...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ
В данном документе даны различные упражнения, которые можно использовать для индивидуальной работы с неговорящим и плохоговорящим ребенком на развитие зрительное восприятия, тактильн...