ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЁНКУ ПОСЛЕ КИ
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа коррекционно - педагогической помощи ребёнку после кохлеарной имплантации составлена на основе методического пособия О.В.Зонтовой "Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации". (С-Петербург: "Детский проспект", 2009). Программа разработана для развития слухового восприятия детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации, с тяжёлым речевым недоразвитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ki_d_okument_microsoft_office_word_2.docx | 52.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
РЕБЁНКУ ПОСЛЕ КИ
СОСТАВИЛА:
ЮРИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА,
УЧИТЕЛЬ -ДЕФЕКТОЛОГ
С. ОЗЕРКИ
2015ГОД
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционно - педагогической помощи ребёнку после КИ составлена на основе методического пособия О. В. Зонтовой «Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации». (Санкт-Петербург: «Детский проспект», 2009). Программа предназначена для развития слухового восприятия детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации. Известно, что спонтанно полноценного развития слуха у детей с КИ не происходит. Имплантированный ребенок, который раньше ничего не слышал, должен научиться слушать.
Поэтому, после подключения и настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи.
Главная задача коррекционно-педагогической помощи глухим детям младшего школьного возраста после КИ - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.
Это необходимо для того, чтобы подготовить ребёнка к дальнейшему обучению и последующей социальной адаптации в среде слышащих людей.
Условия школы-интерната для слабослышащих недостаточно благоприятны для детей с КИ. Воспитанники оторваны от ежедневного общения с родителями (опекунами), вследствие чего лишены естественной речевой среды: близкие не могут принимать активного участия в процессе реабилитации по причине удалённости места жительства семьи от школы-интерната. С другой стороны, в условиях данного учреждения ребёнок после КИ получает необходимую сурдопедагогическую помощь и поддержку. Но в каникулярное время родители (опекуны) обязаны закреплять в общении с ребёнком изученный им в школе материал. На них же лежит ответственность за настройки и работоспособность речевого процессора, обеспечение батареями. Главная задача сурдопедагога - научить родителей развивать у ребенка понимание речи и использование речи для общения при выполнении обычных дел. Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребенка слуха и речи.
В условиях школы-интерната для слабослышащих коррекционно-педагогическая помощь детям после КИ осуществляется на обязательных целенаправленных занятиях по развитию слухового и восприятия и формированию произношения.
Занятия проводятся ежедневно, в 1 классе 5 раз в неделю, со 2 класса – 6 раз в неделю по 20 минут.
Материал в программе расположен поэтапно. Первый этап, на котором ребёнок учится обнаруживать разные звуки, различать их по разным характеристикам, узнавать их в разных ситуациях - самый простой. Четвёртый этап, который связан с умением понимать речь на слух, является самым сложным.
Поэтапное изучение материала должно способствовать развитию слухового восприятия ребенка, его речевому развитию, расширению познаний об окружающем мире и развитию моторики. Большое внимание уделено развитию таких познавательных процессов, как внимание, мышление, память, наблюдательность и воображение. Переход от одного этапа к другому зависит от индивидуальных особенностей детей.
У всех детей после КИ имеются нарушения произношения звуков. Поэтому на индивидуальных занятиях проводится работа по коррекции произношения.
Ожидаемый результат реализации программы: у детей с КИ формируется адекватное слухоречевое поведение, позволяющее им активно использовать развивающееся слуховое восприятие для понимания и воспроизведения устной речи, а также для развития собственной речи.
3. Содержание программы
№ п/п | Содержание деятельности | Виды деятельности | Оборудование | Словарь | Домашнее задание | |
1. | Диагностика слухоречевого развития. | Слушание, повтор, чтение, выполнение поручений. | ||||
1 ЭТАП. ОБНАРУЖЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ И РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ. | ||||||
РАЗДЕЛ 1. ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУК | ||||||
2. | 1. Обнаружение звука. 2. Выполнение действий в ответ на звук. 3. Уточнение диапазона слышимых ребёнком звуков: Неречевые звуки низкой частотной зоны: Средней частотной зоны: Высокой частотной зоны: 4. Определение расстояния слышимости. а. Неречевые и речевые звуки низких частот (барабан, дудка, звуки А, У, М, Н). б. Неречевые и речевые звуки средних частот (гармошка, гитара, деревянная дудка, звук Ш). в. Неречевые и речевые звуки высоких частот (бубен, свисток, С, СЬ, Ц). | Слушание, выполнение поручений, игры на развитие УДР, упражнения из рабочей тетради: «Кнопка», «Бабочка», и др. Выполнение действий в ответ на звук. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, звучащие игрушки. Барабан, дудка. Гармошка, гитара. Бубен, свисток. Барабан, дудка. Гармошка, гитара. Бубен, свисток. | Да, нет, не слышу. | Выполнение действия в ответ на звук (складывание кубиков в коробку, пуговиц в банку, поднять руку, хлопнуть в ладоши, и т.д.) | |
РАЗДЕЛ 2. ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА | ||||||
3. | Бытовые шумы: Дверной звонок и стук в дверь; Телефонный звонок (в т.ч. и мелодии сотового телефона) и телефонный гудок (прерывный и непрерывный); Звук упавшего на пол предмета; Звук капающей и текущей воды. Шаги и др. звуки. | Слушание, выполнение поручений, упражнения из рабочей тетради: «Звуки дома», «Ухо». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерные программы «Звуки природы», «Учусь слушать и говорить», презентации, картинки. | Слышу, не слышу, вода, телефон, упал. | Узнавание и различение бытовых шумов в домашних условиях в течение дня. | |
4. | Звуки улицы: Гул самолета; Звук работающего мотора машины, звук ее клаксона и звук работающей сирены; Звук ветра; Шум дождя; Шорох листьев; Звук морского прибоя и др. звуки. | Слушание, показ картинки, выполнение поручений, упражнения из рабочей тетради: «Звуки на улице», «Ухо». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Звуки природы», «Учусь слушать и говорить», презентации, картинки. | Самолёт, машина, слышу. | Узнавание и различение звуков улицы во время прогулок. | |
5. | Звуки, издаваемые животными: Мяуканье и мурлыканье кошки; Лай собаки; Мычание коровы; Цокот копыт и звук, издаваемый губами лошади; Рык льва и собаки; Щебетание птиц, воркование голубей и др. звуки. | Слушание, выполнение поручений, выбирание фигурок животных, имитация звуков, игра «Чудесный мешочек», упражнения из рабочей тетради: «Слышу – не слышу», «Звучащие игрушки». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерные программы «Звуки природы», «Домашний логопед», картинки, фигурки животных, картинки. | Кошка, собака, корова, лошадь, слышу, не слышу. | Узнавание и различение звуков, издаваемых животными, звукоподражание, имитация звуков. | |
6. | Неречевые звуки, издаваемые человеком: Кашель и чихание; Смех; Храп и др. звуки. | Слушание, выполнение поручений, показ картинки, упражнение «Слышу – не слышу». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Звуки природы», презентация «Неречевые звуки», картинки, фигурки людей. | Слышу, не слышу, кашель, чихание. | Узнавание неречевых звуков: кашель, чихание, сморкание, и т.д. | |
РАЗДЕЛ 3. РАЗЛИЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗВУКОВ | ||||||
7. | Определение наличия или отсутствия сигнала. | Слушание, выполнение поручений, упражнения из рабочей тетради: «Слышу – не слышу», «Есть сигнал – нет сигнала». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры. | Слышу – не слышу, звук есть, нет. | Определение наличия или отсутствия звука от работающего и выключенного телевизора, текущей и нет воды и т.д. | |
8. | Определение количества сигнала. | Слушание, выполнение поручений, игры - упражнения из рабочей тетради: «Один или много барабанов», «Прыг», «Покажи круг – квадрат», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, звучащие игрушки. | Один, много, два, три. | Определение количества сигналов: один, много, конкретное количество (два, три и др.) | |
9. | Определение длительности и прерывности сигнала. | Слушание, выполнение поручений, упражнения из рабочей тетради: «Машина в гараже», «Лист». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры. | Длинный, короткий звук. | Определение длительности (длинный звук) и прерывности (несколько коротких звуков). | |
10. | Определение высоты звука. | Слушание, упражнения из рабочей тетради: «Неречевые звуки разных частот», «Какой мишка идёт», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, игрушки. | Мишка идёт, ТОП-ТОП. Зайка – топ – топ – топ. | Различение и узнавание высоких и низких звуков в играх. | |
11. | Громкость звука. | Слушание, упражнения из рабочей тетради: «Барабан: громко, тихо», «Нюша поёт» и др. | Рабочая тетрадь, компьютерная презентация. | Громко, тихо. | Различение громких и тихих звуков в бытовой обстановке дома. | |
12. | Локализация звука.
| Слушание, выполнение поручений, игры, упражнения из рабочей тетради: «Сверху – снизу», «Справа – слева», «Сверху – снизу и справа – слева». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, звучащие игрушки и предметы. | Сверху – снизу, справа – слева. | Определение направления звука во время игр и в бытовой деятельности. | |
РАЗДЕЛ 4. РАЛИЧЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ | ||||||
13. | Звукоподражания. | Слушание, показ картинок, упражнения из рабочей тетради: «При выборе из двух», « При выборе из трёх». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, компьютерная программа «Домашний логопед», звучащие игрушки. | Ав-ав, мяу, му, тук-тук, би-би. | Наблюдение, прослушивание, узнавание звучащих игрушек и предметов, издающих звуки. | |
РАЗДЕЛ 5. РАЛИЧЕНИЕ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВ | ||||||
14. | 1. Односложные слова - резко отличающиеся друг от друга. | Слушание, показ или повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Разные слова», «Похожие слова», и др. | Рабочая тетрадь. | Дом, кот. стол, лук, сок, суп, глаз, нос. | Узнавание односложных слов. | |
РАЗДЕЛ 6. РАЛИЧЕНИЕ МНОГОСЛОЖНЫХ СЛОВ | ||||||
15. | 1. Многосложные слова с разным местом ударения. | Слушание, отхлопывание слов по слогам, игры, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Сложи в шкаф», «Услышишь – раскрась». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, | Майка, вода, тапки, глаза, мама, кошка. | Отхлопывание слов по слогам, повтор. | |
16. | Многосложные слова сходные друг с другом по месту ударения и звуковому составу. | Слушание, упражнения из рабочей тетради: «Отвези в свой дом», «Рука или река?»
| Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, карточки. | Рука, река, молоко, молоток. | Отхлопывание слов по слогам, повтор. | |
2 ЭТАП. РАЗЛИЧЕНИЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ОПОЗНАВАНИЕ ПРОСТЫХ ФРАЗ. | ||||||
РАЗДЕЛ 1. РАЗЛИЧЕНИЕ ИМЁН БЛИЗКИХ. | ||||||
17. | Различение имен. | Слушание, выполнение поручений, игра «Кто это?», упражнения из рабочей тетради: «Реакция на своё имя», «Моя семья», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, фотографии, карточки с речевым материалом. | Таня, Оля, Данил, Степан, Дима. | Узнавание и различение имён близких людей. | |
РАЗДЕЛ 2. ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА. | ||||||
18. | Названия частей тела людей и животных. | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Кот и собака», «Человек», рисование по заданию. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, карточки с речевым материалом, картинки, фигурки животных и людей. | Рука, нога, голова, туловище, хвост, лапы. | Показ и называние частей тела человека и животных. | |
РАЗДЕЛ 3. ЦВЕТА. | ||||||
19. | Различение цвета. | Слушание, выполнение поручений, игра «Какого цвета не хватает», упражнения из рабочей тетради: «Шарики», «Краски», и др., повтор слов. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, компьютерная презентация «Цвета», таблички с речевым материалом. | Красный, белый, синий, зелёный, жёлтый. | Узнавание и различение цвета. | |
РАЗДЕЛ 4. РАЗМЕР И КОЛИЧЕСТВО. | ||||||
20. | Различение и узнавание размера и количества предметов. | Слушание, выполнение поручений, игра «Сколько?», упражнения из рабочей тетради: «Большой и маленький», «Узкий и широкий», и др., повтор слов. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички с речевым материалом, картинки. | Большой, маленький, узкий, широкий. | Поиск и показ предметов, разных по размеру и величине. | |
РАЗДЕЛ 5. ЕДА. | ||||||
21. | Различение названий продуктов, пищи. | Слушание, выполнение поручений, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Положи на тарелку», «Суп», и др.
| Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички. | Каша, сок, компот, суп, хлеб, яблоко, огурец. | Узнавание и различение названий продуктов, пищи в естественных ситуациях, в быту. | |
РАЗДЕЛ 6. ЖИВОТНЫЕ. | ||||||
22. | Различение названий животных. | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор слов, показ картинок, фигурок, упражнения из рабочей тетради: «Звукоподражания», «Штрихуем контуры», и др.
| Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед», фигурки животных, картинки. | Собака, корова, медведь, белка, волк. | Показ картинок, повтор названий животных, звукоподражания. | |
РАЗДЕЛ 7. ПОСУДА. | ||||||
23. | Различение названий посуды. | Слушание, выполнение поручений, игра «Что исчезло?», повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Убери посуду», «Что лишнее». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички, компьютерная презентация «Посуда». | Чашка, тарелка, кастрюля, ложка, нож, вилка. | Узнавание и различение названий посуды в ситуациях совместной деятельности в быту. | |
РАЗДЕЛ 8. ИГРУШКИ. | ||||||
24. | Различение названий игрушек | Слушание, выполнение поручений, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Убери игрушки», «Чего не хватает?», рисование, раскрашивание. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, игрушки, таблички. | Юла, кукла, мяч, поезд, машина, пирамида. | Узнавание и различение названий игрушек в ситуациях совместной деятельности в быту или во время игр. | |
РАЗДЕЛ 9. ТРАНСПОРТ. | ||||||
25. | Различение названий транспорта. | Показ игрушек, картинок, различение слов, прослушивание звуков, вызываемых транспортом, упражнения из рабочей тетради: «Поставь в гараж», «Транспорт», рисование, раскрашивание. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, презентация «Транспорт». | Самолёт, мотоцикл, автобус, трамвай, поезд, вертолёт. | Различение и узнавание названий транспорта дома во время прогулок. | |
РАЗДЕЛ 10. ГЛАГОЛЫ. | ||||||
26. | Понимание и выполнение поручений. | Слушание, показ картинок, демонстрация действий, выполнение поручений, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Кто что делает?», «Сделай сам». | Рабочая тетрадь, картинки, окружающие предметы. | Пьёт, спит, кушает, говорит, идёт. | Демонстрация действий, повтор слов. | |
РАЗДЕЛ 11. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. | ||||||
27. | Различение названий числительных. | Слушание, выполнение поручений, игра: «Дай одну. Дай много», повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Цветочки», «Конфеты», «Цифры». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, карточки, таблички, счётные палочки. | Один, одна, две, два, три, четыре, пять, и т.д. | Узнавание и различение слов – числительных, выполнение поручений, раскрашивание цифр по заданию взрослого. | |
РАЗДЕЛ 12. РАСШИРЕНИЕ «ЗАКРЫТОГО» СПИСКА. | ||||||
28. | Опознавание «открытого» списка слов. | Выполнение поручений, слушание, игра, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Выбирай», «Обобщающие слова». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички, картинки. | Белка, мальчик, ручка, дверь, солнце, посуда, одежда, игрушки, овощи, фрукты. | Узнавание и различение слов в процессе общения и игр. | |
РАЗДЕЛ 13. ОПОЗНАВАНИЕ ПРОСТЫХ ФРАЗ. | ||||||
29. | Понимание и различение фраз. | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Форма – цвет», «Кто чем играет?», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички. | Мальчик играет с машинкой. Мама варит суп. Папа делает велосипед, и т. д. | . Понимание и различение простых фраз, относящихся к быту. | |
3 ЭТАП. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. | ||||||
РАЗДЕЛ 1. РАЗЛИЧЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ. | ||||||
30. | Различение контрастных и сходных по высоте звуков. | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор звуков. Упражнение «С», «Ш», «Ч». Упражнение «Письмо под диктовку». Упражнение «О», «У». Упражнение «А», «И». Упражнение «Три сложных звука». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед». | Слышу, не слышу. | Раскрашивание, узнавание, различение, называние букв в играх. | |
РАЗДЕЛ 2. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ. | ||||||
31. | Различение слогов. | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор слогов, упражнения из рабочей тетради: «УА», «АУ». УМ», «МУ», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед». | Слышу, не слышу. | Различение и опознавание слогов. | |
РАЗДЕЛ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗАДАННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ». | ||||||
32. | Определение наличия и отсутствия гласного и согласного звука в начале, конце и середине слова. | Слушание, выполнение поручений, рисование, письмо, упражнения из рабочей тетради: «Ш», «Слова на букву (звук)», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед». | Платье, петух, телефон, тетрадь, молоток, мама. | Подбор букв на заданный звук, подбор картинок, в которых есть данный звук. | |
РАЗДЕЛ 4. ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО. | ||||||
33. | Различение слов с ошибками. | Слушание, подбор картинок, повтор слов, упражнение из рабочей тетради: «Правильное слово». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички, картинки. | Арбуз, банан, дом, собака, я слышу, правильно. | Подбор картинок на правильное слово. | |
РАЗДЕЛ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ. | ||||||
34. | Понимание и определение места звука в слове. | Слушание, показ место расположения заданного звука, упражнения из рабочей тетради: «Гусеница», «Поезд».
| Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры. | В середине, в конце, в начале, я слышу, вот, тут. | Определение места звука в слове. | |
РАЗДЕЛ 6. ПОДБОР СЛОВА НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК. | ||||||
35. | Подбор слов на заданный звук. | Слушание, показ слова, картинки, упражнения из рабочей тетради: «Выбери картинки на заданный звук», «Азбука». | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички. | Рак, радуга, свисток, солнце, шапка, шарф, зонтик, заяц. | Подбор слов на заданный звук в совместной игре. | |
РАЗДЕЛ 7. СЛОВА, ПОХОЖИЕ ПО ЗВУЧАНИЮ. | ||||||
36. | Опознавание слов, сходных по звучанию. | Слушание, выполнение поручений, письмо, рисование, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Два похожих слова», «Три похожих слова», и т. д. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички, карточки, картинки, презентация «Фонематический слух». | Банан – диван, лимон – вагон, суп – дуб – зуб. | Опознавание слов, похожих по звучанию, но разных по смыслу. | |
4 ЭТАП. РАСПОЗНАВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ. | ||||||
РАЗДЕЛ 1. РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. | ||||||
37. | Восприятие (распознавание) на слух, незнакомого материала. | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Мальчики», «Шарики», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички. | Коля читает. Миша играет. | Восприятие (распознавание) на слух материала, не знакомого ребёнку. | |
РАЗДЕЛ 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. | ||||||
38. | Понимание и различение: Предлогов; Наречий; Союзов; Числа и рода существительных; Времени глаголов; | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Кубики», «Мяч», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерные презентации, карточки, таблички, картинки. | Кубик лежит на столе. Хлеб и суп на столе. Было, сейчас. | Выполнение заданий и просьб взрослого, включающих использование предлогов, наречий, союзов, числа и рода существительных. | |
РАЗДЕЛ 3. ВОПРОСЫ. | ||||||
39. | Понимание и различение вопросов. | Слушание, выполнение поручений, игра, повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Лето», «Огород», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, сюжетные картинки, презентация «Времена года». | Что делает? Что сделал? | Понимание на слух вопросов в конкретной контекстной ситуации. | |
РАЗДЕЛ 4. СЛОЖНЫЕ ФРАЗЫ. | ||||||
40. | Понимание многосоставных инструкций и высказываний, выполнение поручений на слух. | Слушание, выполнение поручений, инструкций, зарисовки, упражнения из рабочей тетради: «Цветы», «Девочки», и др. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, сюжетные картинки, таблички. | Принеси мне книгу из шкафа. Положи тетрадь на стол. | Понимание высказываний и сложных поручений взрослого в домашней обстановке, совместной бытовой и игровой деятельности. | |
РАЗДЕЛ 5. УСТНЫЕ ТЕКСТЫ. | ||||||
41. | Восприятие на слух текста, ответы на вопросы. | Прослушивание текста, рассматривание картинки, ответы на вопросы, рисование. | Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, Презентация «Короткие рассказы». | Понимание содержания и смысла простых сказок и рассказов. |
4. Основные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия:
Учащиеся с кохлеарным имплантом (КИ) должны научиться:
- обнаружению и узнаванию речевых и неречевых (бытовых и других) звуков;
- выделению в звуковых сигналах основных акустических признаков (громкость, длительность и др.) и различение звуковых сигналов по этим признакам;
- управлению голосом и контролем голоса с помощью слуха;
- различению слоговой структуры слов, длины предложений;
- узнаванию часто используемых слов и предложений;
- накапливать слуховые образы отдельных бытовых звуков, слов, фонем;
- обнаруживать, узнавать, опознавать, имитировать различные неречевые, прежде всего, бытовые звуки, а также звуки, издаваемые человеком;
- определению источника звука;
- различать количество слогов в слове;
- воспроизводить (с помощью движений) слоговой рисунок слова при восприятии на слух;
- произносить слова с опорой на чтение, воспроизводить при восприятии на слух;
- узнавать слова при закрытом выборе с опорой и без опоры на ритмическую структуру;
- опознавать слова при открытом выборе;
- - узнавать предложения при закрытом выборе;
- узнавать предложения при открытом выборе.
- понимать смысл предложений и текста;
- различать гласный и согласный звуки;
- различать гласные при парном сравнении в слогах;
- узнавать гласные в слогах и словах;
- различать при парном сравнении высоту голоса;
- различать и воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию предложений;
5. Контроль уровня обученности
Способы и формы проверки результатов:
Тестирование.
Диагностика слуха и речи учащихся.
6. Методические и учебные пособия по РСВ:
1. Зонтова. О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
2. Зонтова О.В «Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации». (Санкт-Петербург: «Детский проспект», 2009).
3. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. КАРО, Санкт-Петербург, 2009 г.
4. .Назарова Л.И. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Москва, ВЛАДОС, 2001 г.
8. Оборудование:
1. Компьютер.
2. Магнитофон.
9.Лист внесения изменений
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение. | Подпись сотрудника, внёсшего изменения. |
4. Литература
1. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.
2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Науч. ред. проф. И.В. Королева. СПб: Умная Маша, 2010.
3. Зонтова О.В «Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации». (Санкт-Петербург: «Детский проспект», 2009).
4. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. Королева СПб.: Умная Маша, 2010.
5. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб. СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".
Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
Презентация статьи....
Предоставление детям качественной коррекционно-педагогической помощи в образовательном учреждении на базе класса КРО
Одними из мер, изложенных в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, в разделе «Доступность ...
Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.
Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уров...
Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида
В помощь при разработке программ психолого-педагогического сопровождения...
Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования.
Своевременное выявление детей с нарушенным слухом.Определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматри...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА коррекционных занятий с ребёнком с ОВЗ
Введение в индивидуальную программу коррекционных занятий с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует глубокого анализа потребностей и возможностей каждого отдельного ребёнка...