Использование методик по адаптации учащихся первого класса
материал (1 класс)
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodik_po_adaptatsii_uchashchihsya_pervogo_klassa.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева С.С.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33», Старый Оскол
Использование методик по адаптации учащихся первого класса
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.
Подбор диагностических методик для исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:
-измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации;
-полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации и методах ее коррекции;
-быть экономичной по форме проведения и затратам времени
Цель методик: психологическая адаптация детей.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данные методики носят комплексный характер и включает в себя несколько блоков, каждый из которых призван решать определенные задачи умственного, эстетического и нравственного развития ребенка посредством системы специально организованных занятий.
Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей детей, а также всесторонний качественный учет результатов их учебной деятельности, реального продвижения в развитии и усвоении знаний. Только на основе такого знания возможны понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.
Таким образом, анализируя реагирование детей на школьную нагрузку, можно пользоваться таким арсеналом методов как: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними, и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни - на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
Особое внимание в наблюдениях за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер их адаптации к школьной среде.
Фиксируемые в ходе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают отдельных школьников от других детей класса, рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.
С целью систематизации материалов наблюдений учитель в конце каждой четверти в первом классе, по полугодиям составляет обобщенную характеристику класса. С такой же периодичностью учитель обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Вполне уместно в этом случае воспользоваться методом анкетирования.
Анализ данных, содержащихся в схеме-характеристике класса, результатов анкетирования родителей позволяет оценить характер школьной адаптации у каждого из учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщенные оценки. К таким детям внимание педагога должно многократно увеличиться.
Чтобы подтянуть все неготовые функции организма ребенка до необходимого уровня, предстоит обеспечить их активное упражнение в доступной, посильной, интересной для детей деятельности - в той деятельности, которой они были почему-либо обделены в дошкольный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год
В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...
Коррекционно – развивающее занятие для учащихся первых классов с использованием средств арт - терапии "А что в темноте?"
В данной статье предложены упражнения по коррекции страхов темноты и страшных снов. Тема расчитана на 2 занятия....
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся первых классов 2014-2015 учебный год
Отчет о групповых занятиях по программе "Я - первоклассник" для учащихся 1а и 1б классов....
Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов
Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов...
Коррекционное занятие в период адаптации учащихся первых классов к школьному обучению "Расскажи мне о себе"
Данное коррекционное занятие направлено на создание у учащихся первых классов положительнуюмотивацию к школьному обучению в период адаптации. Занятие проводится с элементами технологии "Преобразование...
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Психологическая готовность ребёнка к школе...
Адаптация учащихся первой ступени обучения.
Чтобы сделать ребёнкаумным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровымЖ.-Ж. Руссо...