Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов
методическая разработка (1 класс) на тему
Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа психологического мониторинга адаптации и личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов
Личностные УУД
1. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения.
Вопросы беседы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь себе, что мама тебе говорит: «Хочешь, я договорюсь, и ты не будешь ходить в школу, а будешь учиться дома?» Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает, кто такой «хороший ученик». Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу. Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа «А» и школа «Б». В школе «А» такое расписание уроков в первом классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе «Б» другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает… Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь: шоколадку, игрушку – или тебе отметку в журнал поставить?»
Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника;
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
1. А – да. Б – не знаю, нет.
2. А – называет школьные предметы, уроки. Б – перемены, игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен ходить временно (месяц, полгода).
4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях. Б – нет ответа или неадекватное объяснение.
5. А – нет. Б – согласие, при этом может оговариваться посещение школы (иногда).
6. А – школа «А». Б – школа «Б».
7. А – вопросы о школе. Б – вопросы не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?».
8. А – выбор отметки. Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, то есть в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к знаниям специфически школьного содержания.
2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:
0 – отрицательное отношение к школе;
1 – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;
2 – возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами;
3 – сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
0-й уровень – обязательные вопросы 1,3,5 – Б. В целом преобладание ответов типа Б;
1-й уровень – обязательные вопросы 1,3,5 – А; 2,6 – Б. В целом равенство или преобладание ответов А;
2-й уровень – обязательные вопросы 1,3,5,8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают;
3-й уровень – обязательные вопросы 1,2,3,4,5,6,7,8 – А.
Итог: Низкий уровень – 1балл – если у ребенка 0 или 1-й уровень;
Средний уровень – 2 балла – 2-й уровень;
Высокий уровень – 3 балла – если 3-й уровень.
2. Методика «Лесенка»
Цель: исследование самооценки ребенка.
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция:
- Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся самые плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни: почему?
После ответа ребенка, его спрашивают:
1. Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, и каким хотел бы быть.
2. Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала» | Неадекватно завышенная самооценка |
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я не аккуратный» | Завышенная самооценка |
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже | Адекватная самооценка |
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала» | Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он, либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего школьного и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. В 1 классе неадекватно завышенная самооценка рассматривается как незначительное отклонение в развитии личности.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного и начального школьного возраста (1 класс) рассматривается как отклонение в развитии личности.
Итог: Низкий уровень – 1 балл – если у ребенка заниженная самооценка;
Средний уровень – 2 балла – неадекватно завышенная самооценка или завышенная;
Высокий уровень – 3 балла – адекватная самооценка
Познавательные УУД
1. Оценка уровня сформированности логической операции «сравнение», «Найди 6 отличий».
Ребенку предъявляются картинки, и дается инструкция: «Найди отличия».
Время выполнения: 2 минуты
Итог: Низкий уровень – 1 балл – не принимает задание или находит 1-2 отличия;
Средний уровень – 2 балла – ребенок находит 3-4 отличия;
Высокий уровень – 3 балла – ребенок находит 5-6 отличий.
2. Оценка уровня сформированности логической операции «сериация» (упорядочение объектов по выделенному основанию)
Стимульный материал: 10 фигур, отличающихся по цвету и размеру (круги, треугольники, квадраты и др.).
Ребенку дается задание: разложить по порядку фигуры по цвету (от светлого к темному), по размеру (от маленького к большому).
Итог: Низкий уровень – 1 балл – ребенок не понимает задание, выполняет более одной минуты;
Средний уровень – 2 балла – ребенок выполняет задание с помощью, затрачивает времени до одной минуты;
Высокий уровень – 3 балла – ребенок понимает инструкцию с первого предъявления, выполняет самостоятельно, затрачивает время до 30 секунд.
3. Оценка уровня сформированности логических операций «классификация и обобщение», «Четвертый лишний».
Стимульный материал: 4 карточки с картинками.
Учащимся предлагается серия предметных картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
- На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является «лишним». Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является «лишним». А теперь три оставшихся объедини по общему для них признаку.
Итог: Низкий уровень – 1балл – выполнил одно задание правильно;
Средний уровень – 2 балла – выполнил 2-3 задания правильно;
Высокий уровень – 3 балла – выполнил все 4 задания правильно.
4. Оценка уровня сформированности логической операции «установление аналогий»
Ребенку предлагается найти парные аналогии.
Стимульный материал:
1. В школе ученик, а в больнице…
2. Молоток у столяра, а у художника…
3. Варенье – сладкое, а горчица - …
4. Часы показывают время, а градусник…
5. Рисуем карандашом, пишем…
6. Летом идет дождь, а зимой…
7. Июль – это лето, а апрель – это…
8. У охотника ружье, а у рыбака …
9. На лугу растет трава, а в лесу …
10. В море вода, а в небе…
Итог: Низкий уровень – 1 балл – устанавливает 5 и менее аналогий;
Средний уровень – 2 балла – устанавливает 6-8 аналогий;
Высокий уровень – 3 балла – устанавливает 9-10 аналогий.
Регулятивные УУД
Методика «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова) (укороченный вариант)
Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.
Испытуемому предлагают в течение 5 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.
Критерии сформированности саморегуляции:
1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.
3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.
Итог: Низкий уровень – 1балл – 3 уровень;
Средний уровень – 2 балла – 2 уровень;
Высокий уровень – 3 балла – 1 уровень.
Коммуникативные УУД
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Форма: работа учащихся в классе парами.
Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составляли пару, т.е были одинаковыми.
Инструкция: «Перед вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Критерии оценивания:
- Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Итог: Низкий уровень – 1балл – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
Средний уровень – 2 балла – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
Высокий уровень – 3 балла – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Уровень адаптации
Подсчитываются баллы по всем проведенным методикам и делаются следующие выводы:
17-24 баллов – Высокий уровень: Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.
9-16 баллов – Средний уровень: Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.
0-8 баллов – Низкий уровень: Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.
Индивидуальная карта первоклассника
(протокол обследования)
Фамилия имя _____________________________________________ Возраст ________ Класс________
Классный руководитель __________________________________________________________________
Личностные УУД (внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности, самооценка)
1. 2.
№ | 1 | 2 | 3 | Примечания |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
Итог | ||||
№ | А | Б | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
Итог |
Познавательные УУД (сравнение, сериация, классификация и обобщение, установление аналогий)
1. Количество отличий (2 минуты) ________________ Итог _________________________
2. Время выполнения задания: ≥1 мин ≤ 1 мин ≤ 30 сек Итог _________________
3. Количество выполненных заданий _________ Итог _____________________
4.
Ответы | + | Ответы | + | |
1. Больной | 6. Снег | |||
2. Кисть | 7. Весна | |||
3. Горькая | 8. Удочка | |||
4. Температура | 9. Деревья | |||
5. Ручка | 10. Облака | |||
Итог |
Регулятивные УУД (уровень саморегуляции в интеллектуальной деятельности)
Итог ____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Коммуникативные УУД (групповое обследование в классе)
Итог ____________________________________________________________________________________
Уровень адаптации
Итог ____________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС
Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС 2020...
Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.
В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....
"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"
Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...
доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»
Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...
Диагностика личностных и метапредметных результатов во 2 классе
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 2-х классов...
Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса
Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса...