Отклонение в поведении ребенка младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема и его коррекция
учебно-методический материал (4 класс)

Яковлева Анастасия Ивановна

Рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya.odt47.26 КБ

Предварительный просмотр:

Отклонение в поведении ребенка младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема и его коррекция

Введение

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, 
называемые девиантами, то есть, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, я имею в виду, что может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также может быть разная степень самой девиантности, то есть средний 
уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого. 

Каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Отклонение в поведении является естественным условием развития человека, и в этом заключается актуальность его изучения. 
Степень изученности данной проблемы велика.

         Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально полезным и предсказуемым. В качестве главных элементов социального контроля выступают социальные нормы и санкции — средства поощрения или наказания, направленные на поддержание социальных норм.

        Социальные нормы — это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции:

1. служат образцами, эталонами поведения;

2. регулируют общий ход социализации;

3. интегрируют, включают индивидов в социальные общности;

4. контролируют отклоняющееся поведение.

        Этой проблемой интересовались такие психологи, как Э. Дюркейм, Г. Беккер, К.Юнг, Э. Фром, Миллер, Ф. Танненбаум и многие бехевиористов. Они выделяли подходы к объяснению причины девиации и выдвигали свои теории.

Глава I. Теоретическая часть

1. Норма и патология в социальном развитии человека. Причины социальных отклонений.

  1. Нормы поведения детей в социуме и их отклонения.

Моральная норма — это модель поступков человека, его определенных идеальных черт.

Согласно современным нормам (правильно, идеально трактуемым) человек должен быть добрым, честным, справедливым, принципиальным, ответственным за свои поступки и т. д. Отклонения от норм характеризуют человека с противоположной стороны: недобрый, нечестный, несправедливый, непринципиальный, безответственный и т. д.

В ходе исторического развития были выработаны соответствующие нравственные правила, или принципы, имеющие в своей основе общечеловеческое содержание.

Их роль в современном обществе настолько важна, что они в той или иной форме нашли отражение в правовых и других нормативных документах как отдельных стран, так и международного сообщества. [1]

Важно то, что каждый подход даст свой перечень и свое толкование норм.

Ю.А. Клейбергом отмечается заимствование психологами понимания нормы и отклонений из медицины, в частности из психиатрии, т.е., в конечном счете, из дихотомии «норма - патология». Анализируя понятия «норма» и «отклонение», указанный автор выделяет следующие понимания нормы:

а) норма как предписание или запрет;

б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;

в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам.

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей —

гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение — это социальное развитие человека, поведение которого не соответствует общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и антисоциальное.

Асоциальное поведение (от греч. а — отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. Антисоциальное (от греч. anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека.

Конформизм (от позднелат. conformns — подобный, сходный) — равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. innovatio — возобновление, перемена) —

положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм — отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм — отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).

Бунт — отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение —

отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином

«девиантное» (от лат. deviatio — отклонение) или «делинквентное»

(от лат. delinquens — правонарушитель).

Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование особой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориентацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в «большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для которых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм.

К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр.

Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.[10]

        Как уже говорилось выше, поведение, которое отклоняется от общепринятых социальных норм, принято называть девиантным. По этой причине, в следующей главе, мы рассмотрим девиантное поведение.

2.2. Девиантное поведение и его признаки

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение. 

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Девиация представляет собой не характеристику совершенного индивидом действия, а следствие применения к нарушителям общественных правил и санкций. Девиантное поведение – это поведение, на которое индивиды навешивают такой ярлык. В простых обществах, в которых существует единая для всех система норм, девиацию определить легко. В сложных обществах, где существует множество противоречивых норм, определение девиации усложняется. Например, возьмем район, где большинство проживающих подростков совершили преступление, и большинство взрослых неоднократно нарушали закон. Какое поведение – преступное или неприступное – является здесь девиацией? [17,8]

Девиация представляет собой процесс, в ходе которого можно выделить несколько стадий:

1) формирование норм;

2) сущность норм;

3) совершение девиантного поступка;

4) признание поступка девиантным;

5) признание человека девиантом;

6) стигмация (навешивание «ярлыка» девианта);

7) следствия стигмации;

8) коллективные формы девиантного поведения.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих. [3]

  1. Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. [3]

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

1.3. Классификации девиантного поведения. Взгляды различных психологов и социологов на эту проблему.

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидностивидытипыформы девиантного поведения.

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. [17]

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях. [3]

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— преступность;

— алкоголизм;

— наркомания;

— самоубийство;

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта. [12]


Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

— антидисциплинарное поведение;

— асоциальное;

— противоправное;

— аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

— патологические;

— непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

— «реакции»;

— «развития»;

— «состояния» [4]

1.3.1. Основные виды и формы отклоняющегося от нормы поведения

  1. Культурная и психологическая девиация.
  2. Индивидуальная и групповая девиация.
  3. Первичная и вторичная девиация.

4. Позитивная и негативная девиация.

5. Культурно одобряемые отклонения.

∙        Сверхинтеллектуальность.

∙        Особые склонности.

∙        Сверхмотивация.

∙        Личностные качества.

∙        Счастливый случай.

6. Культурно осуждаемые отклонения.

7. Сверхинтеллектуальность.

8. Сверхмотивация. 

9. Личностные качества[8]

Формы отклоняющегося от нормы поведения.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие

Различают несколько видов насилия.

  • Садизм (описан французским писателем де Садом) — это насилие, направленное на кого-то.
  • Другим видом насилия является мазохизм как насилие, направленное на себя.

        В качестве крайней формы проявления человеком насилия по отношению к самому себе рассматривают самоубийство. [10]

Насилие является одной из форм проявления агрессии. Она представляет собой такое поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда другому человеку, группе и т. д., в стремлении унизить, уничтожить, принудить кого-либо к каким-либо действиям.

Различают два основных вида агрессии:

  • реактивную, проявляющуюся в форме гнева, ненависти, враждебности
  • инструментальную, т. е. целенаправленную и заранее спланированную.

Наркомания, токсикомания. [10,12]

Абстиненция — это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. [10,15]

Различают три вида алкоголизма:

  • бытовой алкоголизм
  • хронический алкоголизм
  • осложненный алкоголизм

Проституция означает практику половых сношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение (в той или иной форме).

Основные виды проституции: 1) мужская и женская, 2)взрослая и детская.

Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний: патологические и непатологические девиации. [10,17]

Выделяют несколько групп сексуальных девиаций: зоофилия, садизм, гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение, транссексуализм, маскулинизация, феминизация, гипермаскулинное поведение, фетишизмом, го разновидностью считается трансвестизмом, нарциссизма, эксгибиционизм, зоофилия, педофилия, копофилия, геронтофилия — это половое влечение к лицам старческого возраста. [10]

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

С точки зрения юриспруденции поведение граждан может быть правомерным и неправомерным. Неправомерные действия, или правонарушения, означают такие юридические факторы, которые противоречат нормам права. Они нарушают установленный в стране порядок.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки. [10]

Преступление — это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Различают разные формы преступности:

• по признакам общественной опасности и уголовно-правового запрета — общегосударственную и общеуголовную преступность (насильственную, корыстно-насильственную, включающую грабежи и разбои);

• по формам вины — умышленные и неосторожные преступления;

• по субъектам — преступность несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин, первичную и рецидивную.

Проступок — это тоже противоправное и виновное деяние, однако не представляющее собой большой общественной опасности.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем

 современного российского общества. [10,20]. (См. прил. 1)

Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,

3. Возрастные особенности детей 13-15 лет

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.
1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно); 
2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности), 
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут. 
НЕ хотят слушать советов. 
НЕ убирают за собой. 
НЕ делают домашние дела. 
НЕ приходят вовремя.

Биологический фактор в развитии подростка.

В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе). 
Как следствие:
- формируется половое влечение, 
- резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), 
- неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.


Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

Половые отличия в общении: 
- мальчики менее общительны, 
- девочки тянутся к мальчикам старше себя. 

Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны. 

Взаимоотношения с взрослыми. 
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах; 
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность. 
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. [16]

4. Основные этапы и факторы отклонения поведения от общепринятых в социуме норм

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами

становления девиантного поведения являются:

возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

• проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

рецидивы противозаконных действий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

включение в группу с асоциальным поведением;

• нарушение законов;

• совершение преступления

Чтобы эффективно решать вопросы работы с детьми, чье поведение отклоняется от нормы, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование.

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11—13, 14—16 лет) —

переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. [7,120]

Г. Негативные факторы среды формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.[7, 124]

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.[7,125]

Д. Недостатки в воспитании ребенка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).[7, 125]

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее

в коллективе, сдерживает самовыражение; [7]

б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления; [7, 136]

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

5. Отклонения в поведении детей и влияние на его личность и социум

Сущность отклоняющегося поведения состоит в несоблюдении требований социальной нормы, в выборе иного, чем она предписывает, варианта поведения в той или иной ситуации, что ведет к нарушению меры взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы. В основе отклонения часто лежит конфликт ценностей, интересов, расхождение потребностей, деформация способов их удовлетворения, ошибки воспитания, жизненные неудачи и просчеты.

Отклоняющееся поведение бывает двух видов. Это прежде всего поведение, которое приобретает общественно неприемлемые, даже опасные (например, преступность) формы, вследствие чего общество вынуждено применять определенные санкции. Социальные последствия подобного типа отклоняющегося поведения заключаются в подрыве общественного порядка, усилении энтропийных процессов, нивелировании и распаде личности, снижении качества работы и уровня общественных стандартов, нарастании социальной апатии и т. д. Движущей силой данного вида отклоняющегося поведения выступают деформированные потребности и ценности, побуждающие личность, социальную группу действовать вопреки требованиям общества. Причины такого поведения коренятся также в дефектах правового и нравственного сознания людей, нередко связаны даже с особенностями их эмоционально-волевой сферы, настроениями, ожиданиями.[12]

Второй вид отклоняющегося поведения связан с процессом развития общества, устареванием его социальных норм, критериев, стандартов, которые необходимо менять, ибо они тормозят этот процесс. Масштабы распространения различных форм отклоняющегося поведения этого типа подвижны. Например, они могут значительно увеличиваться в периоды социальных перемен, революционных преобразований, когда происходит ломка стереотипов и устаревших норм поведения. В таких случаях далеко не каждая форма социального отклонения может быть оценена однозначно негативно. Она порой заключает в себе указание на необходимость изменения «неработающих» норм, обновление устаревших ценностей. Тогда она несет определенное прогрессивное содержание, зародыш будущих изменений. Все это свидетельствует о сложности критериев оценки отклоняющегося поведения. Разработка таких критериев требует уяснения соотношения между нормативной системой поведения, нормативным сознанием общества и объективными требованиями, перспективами его развития. Таким образом возникает вопрос, что в данный момент в большей мере выражает эту перспективу — господствующая норма или не соответствующее ей поведение.

Социальные отклонения в поведении столь же разнообразны, сколь разнообразны существующие эталоны поведения — нормы, шаблоны, стандарты. Поступок (действие) может не соответствовать социальной норме по объективным или субъективным причинам, по прямым или косвенным последствиям. Он может быть новаторским или консервативным, типичным или нетипичным, случайным или закономерным (необходимым), положительным или отрицательным. Однако границы и переходы между всеми такими оценками относительны и изменчивы. Наиболее устойчивые, опасные для общества и личности, наиболее трудноустранимые социальные отклонения в поведении составляют явления социальной патологии. Это, в частности, преступность, пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, порнография и ряд др.[7]

        Девианты опасны для общества. Такие люди могут нанести вред не только себе, но и окружающих их людям. По этой причине необходимо принимать меры педагогической деятельности по профилактике и коррекции негативного, отклоняющегося от нормы поведения уже в детстве. Поэтому в следующей главе мы рассмотрим направления социально-педагогической деятельности по работе с детьми школьного возраста.

5. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолеванию девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения детей и подростков

Выделяются следующие направления:

А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально- отклоняющегося поведения у детей.

а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Она включает изучение:

— основ взаимоотношений в семье;

—внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления;

— основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;

— основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка и др.;

— основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их заменяющих;

б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях — морально-психологического климата семьи;

в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;

г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;

е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;

ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой. [7,126]

Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания.

Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

— создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

— побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

— создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

— развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения;

— приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.[7,127]

В. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы,

семьи, школы и административных органов по месту жительства в

предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

— организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

— повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

— создание попечительских организаций при образовательном учреждении, в которые входят и родители;

— приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;

— посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

— помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны непосредственно учителя, социального педагога школы.

Выявление круга общения и целесообразное управление взаимодействием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как, в каком направлении они будут воздействовать на ребенка, подростка. Вследствие этого воспитателям необходимо учиться определять круг общения воспитанника и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми.[7,129]

Д.    Развитие внешкольной системы консультирования и помощи

семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. В них работают квалифицированные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домашних условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные центры по работе с ними.

Е.   Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию

и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

Ж. Развитие сети центров по решению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества: педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогические — преодоления детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.

3. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известно о большой роли средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ дают исключительно разнообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее огромными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информации и видео-продукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Эта информация бесконтрольно и активно демонстрируется по всем каналам телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Они (телевидение, видеофильмы) постепенно формируют образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступают, как уже отмечалось, своего рода учебными пособиями по криминальной деятельности.

И. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.). [7,130]

К. Всемерная активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь и поддержка молодого человека в работе над

собой.

Таким образом, в этой главе рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Советы родителям на тему: «Нарушения поведения ребенка младшего школьного возраста»

   Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук» принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а ...

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...