Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Баламетрикс
план-конспект
В данном материале рассматривается комплекс упражнений на балансировочной доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_balametrikse.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Баламетрикс
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Зачем детям мозжечковая стимуляция
Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, нарушение координации. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти,
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения,
- математические и логические способности,
- анализ и синтез информации;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность.
Специалисты Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы разработали программу мозжечковой стимуляции для детей от 4 лет. Эта программа доказала свою эффективность, помогла многим детям справиться с нарушениями в развитии различного генеза и на сегодняшний день успешно используется нейропсихологами для коррекции психического развития детей. В основе программы мозжечковой стимуляции лежат упражнения, предложенные Ф. Белгау, а также комплекс упражнений, разработанный специалистами в ходе многолетнего опыта практического применения данного оборудования. Программа состоит из 6 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования ЬВК:
1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгау»;
2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»;
3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;
4-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»;
5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»;
6-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками».
Блок 1 . «Освоение балансировочной доски Ф. Белгау»
Занятия по программе мозжечковой стимуляции с применением ЬВК начинаются с освоения балансировочной доски Ф. Белгау. Возможность удержания ребенком равновесия на доске имеет основополагающее значение в программе, т. к. все занятия проходят исключительно стоя на ней. Если ребенок не в состоянии удерживать баланс тела, стоя на доске, следует осваивать ее до тех пор, пока это не станет для него доступным. В случае, если этого не произошло, применение данной программы невозможно. Освоение балансировочной доски начинается с того, что специалист просит ребенка встать на нее, придерживая его за руку и тем самым давая возможность опоры на нее в случае потери ребенком равновесия. Когда ребенок в состоянии самостоятельно стоять на доске, специалист отпускает руку, но всегда находится на таком расстоянии от него, чтобы была возможность удержать/поддержать его в случае падения. Первоначально, необходимо позволить ребенку самому расположиться на доске так, как ему удобно, покачаться на ней в разные стороны. Через некоторое время специалист просит ребенка разместить стопы в исходном положении относительно разметки на поверхности балансировочной доски.Исходное положение стоп: стопы ребенка располагаются равноудаленно от центра доски по оси X между отметками 10 и 15 и по оси У большим пальцем у отметки 10. Для увеличения уровня сложности выполнения упражнений на доске возможно изменение положения стоп:
• по оси X;
• параллельно линиям разметки центра доски;
• параллельно оси X.
В процессе выполнения упражнений на балансировочной доске специалист контролирует постоянство правильного расположения стоп ребенка и при необходимости просит его подкорректировать, их. В дальнейшем, он передает эту функцию ребенку, который уже самостоятельно контролирует постановку своих стоп.
Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий на балансировочной доске, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, которая включает в себя не только правильное расположение стоп, но и коленей, таза, плеч и всего тела. Правильное выполнение упражнений на балансировочной доске служит залогом развития вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела, координации, поддержания центра тяжести.
Упражнения:
• доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней;
• встать на доску, закрыть глаза и покачаться на ней;
• сесть на доску и покачаться на ней вправо-влево;
• ребенок сидит на доске, а специалист раскачивает его вправо-влево;
• сидя на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;
• сесть на доску «по-турецки» и покачаться на ней вправо-влево;
• сидя на доске «по-турецки» имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;
• встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;
• встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные движения головой в разные стороны: сначала вправо, потом влево, потом поочередно в разные стороны;
• стоя на доске, удерживая равновесие ловить игрушку (мячик), которую специалист кидает ребенку;
• стоя на доске поднять обе руки вверх и покачатьсяна ней, затем поднять только правую руку, левую руку и обе руки попеременно.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 2. «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Кроме того, возможно использование мешочков разного веса и размера.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием сенсорных мешочков, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мешочки. Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.
Упражнения:
• перекидывать один мешочек друг другу по очереди;
• подкидывать мешочек и следить за ним глазами;
• подкидывать мешочки и следить за ним глазами и носом;
• подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает специалист;
• перекидывать мешочек из руки в руку, следить за ним глазами, затем глазами и носом;
• подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны;
• подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, отводя руку в разные стороны;
• перекидывать одновременно два мешочка друг другу.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 3. «Комплекс упражнений с мячом-маятником»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его касаться. Взгляд ребенка фокусируется на мяче-маятнике. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала двумя руками од-новременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мячей-маятников, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, отбивал мяч-маятник. Правильное выполнение упражнений с мячом-маятником служит залогом развития зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, схемы тела ребенка, ориентации во времени и пространстве, моторной ловкости, кинестетической чувствительности.
Упражнения:
• отталкивать мяч-маятник ладонями;
• отталкивать мяч-маятник ребром ладони;
• отталкивать мяч-маятник кулаком;
• отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони;
• отталкивать мяч-маятник локтем.
Соблюдается последовательность выполнения упражнений в соответствии с порядком их перечисления. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 4. «Комплекс упражнений с цветной планкой»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Цветная планка используется совместно с мячом-маятником. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его коснуться. Взгляд ребенка фокусируется попеременно на мяче-маятнике и на цветной планке. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны попеременно.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием цветной планки, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, руки на цветной планке, отталкивал мяч-маятник. Правильное выполнение упражнений с цветной планкой служит залогом развития зрительно-моторной координации, сен-сомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, термальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыка счета и счетных операций.
Упражнения:
• отталкивать мяч-маятник ладонью в цветную планку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
• отталкивать мяч-маятник кулаком в цветную планку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
• отталкивать мяч-маятник ребром ладони в цветную планку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
• отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную планку, которую горизонтально держитперед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
• держать цветную планку горизонтально, отталкивать мяч-маятник только белым сектором по различной траектории;
• держать цветную планку горизонтально, отталкивать мяч-маятник красными секторами поочередно по различной траектории;
• держать цветную планку горизонтально, отталкивать мяч-маятник желтыми секторами поочередно по различной траектории;
• держать цветную планку сбоку, отталкивать мяч-маятник зелеными секторами поочередно по различной траектории;
• держать цветную планку сбоку, отталкивать мяч-маятник поочередно секторами с цифрами от 1 до 8 по различной траектории;
• держать цветную планку сбоку, отталкивать мяч-маятник черными секторами по различной траектории.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 5. «Комплекс упражнений с доской с цифрами»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Доска с цифрами изначально располагается перед ребенком на длинных ножках. Большинство перечисленныхниже упражнений выполняются сначала двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно.
Для изменения степени сложности выполнения упражнений возможны:
• смена ножек на более короткие или их полное отсутствие;
• изменение расположения доски с цифрами относительно ребенка;
• увеличение расстояния до доски с цифрами от ребенка.
Доска с цифрами используется совместно с мячиком-попрыгунчиком на веревке и без нее. Первоначально, следует использовать мячик-попрыгунчик на веревке для удобства выполнения задания. Когда частота пойманных ребенком отскакивающих от доски с цифрами мячиков будет около 80%, можно использовать мячик-попрыгунчик без веревки.
Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием доски с цифрами, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, кидал мячик-попрыгунчик. Правильное выполнение упражнений с доской с цифрами служит залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.
Упражнения:
• попасть в доску с цифрами мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать его двумя руками;
• попасть в доску с цифрами мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками;
• попасть в доску с цифрами мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой;
• попасть в доску с цифрами мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой;
• попасть мячиком-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его;
• попасть мячиком-попрыгунчиком в цифру, которую называет специалист, и поймать его;
• попасть мячиком-попрыгунчиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке;
• попасть мячиком-попрыгунчиком в последовательность цифр в виде числа, которую называет специалист, и поймать его;
• попасть мячиком-попрыгунчиком в число/цифру, которое является ответом на заданный специалистом арифметический пример, и поймать его.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 6. «Комплекс упражнений с использованием стенда с целями»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Стенд с кубиками применяется совместно с мячом-маятником и цветной планкой, которая используется для увеличения степени сложности упражнения. Мяч-маятник располагается перед ребенком на таком расстоянии и такой высоте, чтобы пролетая над стендом, он сбивал кубики или пролетал над ними в зависимости от задач упражнения. Количество устанавливаемых на стенд кубиков различно и может варьироваться в зависимости от упражнения. Кубики устанавливаются по центру стенда, справа или слева относительно центра стенда. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны попеременно.
Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием стенда с кубиками, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, отталкивал мяч-маятник. Правильное выполнение упражнений со стендом с кубиками служит залогом развития зрительно-моторнойисенсомоторнойкоординации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации, термальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания.
Упражнения:
• сбить мячом-маятником кубик(и), расположенные на стенде;
• оттолкнуть мяч-маятник над кубиком посередине стенда;
• оттолкнуть мяч-маятник над кубиком справа от центра стенда;
• оттолкнуть мяч-маятник над кубиком слева от центра стенда;
• оттолкнуть мяч-маятник над кубиками, заданными специалистом;
• оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг всех кубиков, расположенных на стенде;
• оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг нескольких кубиков;
• оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории, чередуя траектории;
• оттолкнуть мяч-маятник слева от кубика, заданного специалистом;
• оттолкнуть мяч-маятник справа от кубика, заданного специалистом.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений для снятия гипотонуса учащихся с глубокой умственной отсталостью на занятиях двигательно-моторной стимуляции.
Для снятия гипотонуса учащихся с глубокой умственной отсталостью использую интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психо-коррекционные игры, дыха...
Занятие "Знакомьтесь-школьная доска!"
занятие из цикла: "История вещей"....
Комплекс занятий для учащихся с высокой потребностью в стимуляции вестибулярной и проприоцептивной системы.
развитие сенсорной интеграции для учащихся с ОВЗ в зале эрготерапии...
«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».
Актуальность внедрения современного метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что в современной жизни дети испытывают перегрузку: гро...
Комплекс упражнений с использованием балансировочной доски на занятиях учителя-дефектолога.
В материале представлены некоторые виды упражнений на занятиях учителя-дефектолога с использованием балансировочной доски....
Разработка занятия для интерактивной доски.
Об интерактивных играх и занятиях.Игры для интерактивной доски позволяют деткам:узнавать много новой полезной информации;развиваться в разнообразных направлениях логопедических нарушений;отрабатывать ...
ВИДЕОРОЛИКИ Демонстрация способов применения в работе учителя-логопеда балансировочной доски «Бильгоу»
Демонстрация способов применения в работе учителя-логопеда балансировочной доски «Бильгоу» (видеоролики)...