Использование игровых упражнений для снятия гипотонуса учащихся с глубокой умственной отсталостью на занятиях двигательно-моторной стимуляции.
статья по теме
Для снятия гипотонуса учащихся с глубокой умственной отсталостью использую интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психо-коррекционные игры, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения. Об этих методах подробно рассказываю в статье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игровых упражнений для снятия гипотонуса учащихся с глубокой умственной отсталостью на занятиях двигательно - моторной стимуляции.
Связь между физическим развитием ребенка и развитием интеллекта давно подтверждена исследованиями ученых в различных странах мира. Двигательная активность ребенка в будущем будет являться стартовой площадкой для его умственного, социального и эмоционального развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Для реализации поставленных целей используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психо-коррекционные игры, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения. При пониженном тонусе проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Основная цель массажа при гипотонусе – заставить мышцы более активно работать. Результаты занятий можно увидеть невооруженным взглядом, ребенок начинает более активно двигать ручками и ножками. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений. После традиционных поглаживаний, ребром ладони необходимо легонько пройтись по ножкам, ручкам и спине ребенка. Потом положить его на живот и пройтись костяшками пальцев по его спине, попе, ногам и рукам. Затем перевернуть на спину и покатать костяшками по его животу, рукам и ногам. Движения должны быть активными и достаточно сильными. Двигаться необходимо от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Поверхностное дыхание выводит мозг и тело из равновесия. Поскольку приоритет принадлежит мозгу, тело лишается доступа кислорода, необходимого для выполнения других жизненно важных функций.
Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы «вдыхаем» глубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями.
Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами для отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.
Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что темп и амплитуду упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.
Детям с речевыми расстройствами особенно эффективно сочетать дыхательную и звуко-речевую гимнастику с упражнениями на мячах. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Мячи уникальны по своему воздействию на организм. Мяч имеет определённые свойства – размер, цвет, запах, особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с мячом. Систематическое применение гимнастики на мяче гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Использование дыхательной гимнастики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушением речи. Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость, укрепляет мышцы и скелет ребенка, укрепляет мышцы при гипотонусе.
Упражнения для ребенка на мяче
Упражнения на мяче нужно выполнять каждый день по 10-15 минут.
1.Кладем ребенка на животик, придерживаем хорошо руками. Покачиваем аккуратно ребенка вместе с мячом в разные стороны. Упражнение выведет газики, снимет колики.
2.Кладем ребенка на спинку. Покачиваем в разные стороны. Это расслабляет мышцы спины.
3.Держим ребенка над мячом под мышки. Стимулируем его ножками перебирать по мячу.
4.Кладем малыша на животик. Поднимаем его за руки, разведенные в стороны. Так мы даем нагрузку на пресс ребенка.
5.Кладем ребенка на спинку, берем за запястье, присаживаем, подтягиваем к себе. Фиксируем ножки малыша упором в наш живот.
6.Ребенок стопами стоит на полу, а ладошками удерживается за мяч. Сначала поддерживая ребенка, а потом и самостоятельно, даем ребенку постоять несколько секунд. При этом он должен хорошо опираться на мяч.
Также, для мышечного расслабления использую механическую гимнастику. Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребёнка самостоятельному её использованию. Пассивный массаж можно делать с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких щёточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков, тканей различной фактуры.
Пальчиковая гимнастика.
Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга и психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка. Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно лепить и мастерить. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. Вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая".
При проведении упражнений хорошо активизируют ребенка игрушки-пищалки.
Упражнение "Утёнок"
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Упражнение "Киска" Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.
Киска, кисонька, кисуля! -
Позвала котенка ... (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! -
И погладила рукой.
Полезным и увлекательным занятием является доставание игрушек из бассейна с крупой, фасолью, желудями. Для изготовления такого бассейна надо насыпать наполнитель в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку ребенка, развиваются его тактильные ощущения.
Использую на занятиях игры с массажными упражнениями:
“ШАЛУН”
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
( на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
( со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
“БЕЛОЧКА” (по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
( поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
“ДЕТКИ”
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
“ПО ГРИБЫ”
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
( попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
“ПАЛЬЧИКИ”
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
( поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
“ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, Подъёмный кран.
( загибать поочерёдно пальчики)
Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.
Очень эффективно использование музыкальной релаксационной терапии.
Музыкальная релаксационная терапия, как явствует из самого названия метода, призвана “расслаблять”, “облегчать или вызывать разрядку напряжения”. Во многих случаях музыка “защищает” от внутреннего стрессора - от террора собственных мыслей, пугающих фантазий и представлений об угрозе в ближайшем будущем, от неприятных воспоминаний. Дети с нарушением интеллекта отзывчивы на музыку. Музыка способна вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Таким образом, музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья необходима, как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Литература:
Борщанская, А. К. “К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида”. Дефектология №2, 2002г.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, с.59 - 65, 138 - 153.
Басов И.Ф. Основы социальной работы. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004, с.162 - 185, 208.
Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход к психокоррекционной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. -1995. - №3. - с.21-28.
Зуева Н.А. Коррекционное занятие в 3 классе. - Курган, 2006, с.3 - 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи глубоко умственно отсталых учащихся на уроках в начальных классах
Статья для учителей начальных классов коррекционных школ 8 вида, работающих с глубоко умственно отсталыми учащимися...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в
Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...
Внеурочное занятие "Весна пришла" по общекультурному направлению (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Внеурочное занятие по общекультурному направлению (для детей с глубокой умственной отсталостью)...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
Использование кинезиологических упражнений в воспитательном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В статье описаны практические кинезиологические упражнения: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы глаз, упражнения на релакс...
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Математические представления" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Адаптированная общеобразовательная программа по "Математическим представлениям" для надомного обучения учащихся 5 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуаль...
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Изобразительная деятельность" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Изобразительной деятель...