Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] с использованием балансировочной доски по лексической теме «Перелётные птицы» с ребёнком 1 класса
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Логинова Ольга Сергеевна

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] с использованием балансировочной доски по лексической теме «Перелётные птицы» с ребёнком 1 класса

Цель: автоматизация звука Л в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

1. формировать правильную артикуляцию звука;

2. закрепить навык произношения звука Л в слогах, словах;

3. расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия.

Коррекционно- развивающие:

1. развивать подвижность артикуляционного аппарата;

2. развитие фонематического слуха;

3.развитие зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитывать самоконтроль за речью;

2. воспитывать интерес к жизни птиц.

Оборудование: балансировочная доска, предметные картинки в соответствии с лексической темой, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Создание эмоционального настроя.

 «Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?»

- Совсем скоро наступит весна, и будем ждать в гости первых птиц. Ведь весной к нам возвращаются птицы, которые осенью улетали в тёплые страны.

- Как называются эти птицы? (перелётные)

- К нам сегодня в гости прилетела перелётная птица. Отгадай загадку:

«Угадайте, что за птичка,

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста»

-Кто же это? (Ласточка)

-Какая она? (милая, маленькая,…..)

-Какой первый звук вы слышите? (Л)

-Да, это самый любимый звук ласточки и она хочет, чтобы ты тоже его красиво говорил, а для этого мы должны с тобой хорошо поработать с язычком.

2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

  • «Лягушка» - улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • «Слоник» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперёд, верхние и нижние резцы вины;
  • «Змейка» - открыть рот, узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот, не прикасаться к губам и зубам;
  • «Часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой, нижняя челюсть неподвижна;
  • «Чашечка» - открыть рот, широкий расслабленный язык поднять к верхней губе, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху  боковые края;
  • «Лошадка» - присосать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку, щёлкать языком медленно и сильно, нижняя челюсть должна быть неподвижной;
  • «Вкусное варенье» - улыбнуться, рот открыть, медленно, не открывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу, нижняя губа не должна обтягивать зубы.

-Молодец, хорошо потренировался!

- А сейчас ласточка хочет посмотреть, какой ты внимательный.

3. Развитие фонематического слуха и дыхательной струи.

      Перед ребёнком стоит по 3 стаканчика, в котором лежат перья.

Сначала педагог произносит слоги и просит подуть в стаканчик

Например: «ЛА-ЛО-ЛУ». Дуй туда, где ЛУ.

ЛА-ЛО-ЛУ

ЛЫ-ЛА-ЛО

ЛО-ЛУ-ЛА

ЛЭ-ЛЫ-ЛО

Потом педагог произносит слова.

ЛАПА-ЛУПА-ЛАМПА

ЛОЖКА-ЛАДОЖКА-ПЛОШКА

ЮЛА-ПИЛА-ВЕЛА

4. Развитие словаря.

     Педагог загадывает загадки. Как только ребёнок отгадает птицу, выставляется картинку на магнитную доску.
На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …  (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.   (Ласточка)

5. Определение места звука в слове.

- Максим, а сейчас выбери тех птиц, в названии которых есть звук Л (соловей,  ласточка).

-Молодец! В названии всех этих птиц есть звук Л.

- А теперь мы с вами немного отдохнём и поиграем.

6. Развитие лексико-грамматических представлений (на балансировочной доске).

Игра « Скажи наоборот»

Грач чёрный, а аист … белый

У лебедя шея тонкая, а у гуся…толстая

Грач старый, а скворец…молодой

Птицы в тёплых краях сытые, а сейчас весной… голодные

Осенью у всех птиц песня грустная, а весной…весёлая

Итог занятия:

- Максим, давай вспомним, кто сегодня прилетал к нам в гости? (ласточка)

- А с кем она прилетала? (перечисляют птиц)

- Как называются эти птицы? (перелётные)

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

- Максим, я рада, что ты выполнил все задания правильно. Молодец!

- Наше занятие подошло к концу. До свидания!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] с использованием балансировочной доски по лексической теме «Перелётные птицы» с ребёнком 1 класса

Цель: автоматизация звука Л в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

1. формировать правильную артикуляцию звука;

2. закрепить навык произношения звука Л в слогах, словах;

3. расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия.

Коррекционно- развивающие: 

1. развивать подвижность артикуляционного аппарата;

2. развитие фонематического слуха;

3.развитие зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные: 

1. воспитывать самоконтроль за речью;

2. воспитывать интерес к жизни птиц.

Оборудование: балансировочная доска, предметные картинки в соответствии с лексической темой, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Создание эмоционального настроя.

 «Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?»

- Совсем скоро наступит весна, и будем ждать в гости первых птиц. Ведь весной к нам возвращаются птицы, которые осенью улетали в тёплые страны.

- Как называются эти птицы? (перелётные)

- К нам сегодня в гости прилетела перелётная птица. Отгадай загадку:

«Угадайте, что за птичка,

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста»

-Кто же это? (Ласточка)

-Какая она? (милая, маленькая,…..)

-Какой первый звук вы слышите? (Л)

-Да, это самый любимый звук ласточки и она хочет, чтобы ты тоже его красиво говорил, а для этого мы должны с тобой хорошо поработать с язычком.

2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

  • «Лягушка» - улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • «Слоник» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперёд, верхние и нижние резцы вины;
  • «Змейка» - открыть рот, узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот, не прикасаться к губам и зубам;
  • «Часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой, нижняя челюсть неподвижна;
  • «Чашечка» - открыть рот, широкий расслабленный язык поднять к верхней губе, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху  боковые края;
  • «Лошадка» - присосать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку, щёлкать языком медленно и сильно, нижняя челюсть должна быть неподвижной;
  • «Вкусное варенье» - улыбнуться, рот открыть, медленно, не открывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу, нижняя губа не должна обтягивать зубы.

-Молодец, хорошо потренировался!

- А сейчас ласточка хочет посмотреть, какой ты внимательный.

3. Развитие фонематического слуха и дыхательной струи.

      Перед ребёнком стоит по 3 стаканчика, в котором лежат перья.

Сначала педагог произносит слоги и просит подуть в стаканчик

Например: «ЛА-ЛО-ЛУ». Дуй туда, где ЛУ.

ЛА-ЛО-ЛУ

ЛЫ-ЛА-ЛО

ЛО-ЛУ-ЛА

ЛЭ-ЛЫ-ЛО

Потом педагог произносит слова.

ЛАПА-ЛУПА-ЛАМПА

ЛОЖКА-ЛАДОЖКА-ПЛОШКА

ЮЛА-ПИЛА-ВЕЛА

4. Развитие словаря.

     Педагог загадывает загадки. Как только ребёнок отгадает птицу, выставляется картинку на магнитную доску.
На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …  (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.   (Ласточка)

5. Определение места звука в слове.

- Максим, а сейчас выбери тех птиц, в названии которых есть звук Л (соловей,  ласточка).

-Молодец! В названии всех этих птиц есть звук Л.

- А теперь мы с вами немного отдохнём и поиграем.

6. Развитие лексико-грамматических представлений (на балансировочной доске).

Игра « Скажи наоборот»

Грач чёрный, а аист … белый

У лебедя шея тонкая, а у гуся…толстая

Грач старый, а скворец…молодой

Птицы в тёплых краях сытые, а сейчас весной… голодные

Осенью у всех птиц песня грустная, а весной…весёлая

Итог занятия:

- Максим, давай вспомним, кто сегодня прилетал к нам в гости? (ласточка)

- А с кем она прилетала? (перечисляют птиц)

- Как называются эти птицы? (перелётные)

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

- Максим, я рада, что ты выполнил все задания правильно. Молодец!

- Наше занятие подошло к концу. До свидания!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах

Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации  звука [Ш] в прямых слогах и словах...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах.Задачи:•Развитие фонематического слуха,•Развитие артикуляционной моторики.•Развитие на...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш].Задачи:•Развитие фонематического слуха (восприятия, представлений,•Развитие артикуляционной моторики.•Ра...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Рь» (коррекционная школа-интернат).

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука "Рь" в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]с обучающимся с ОВЗ

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Возраст обучающегося 7 лет 6 мес.Статус ОВЗ, слабослышащая, кохлеарные импланты Логопедическое заключение: ФФНР,  дизартрияЦе...