«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».
материал
Актуальность внедрения современного метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что в современной жизни дети испытывают перегрузку: громкой музыкой и работой телевизора, телефоном и гаджетами. Испытывают недостаток тактильных ощущений так как чаще всего родители уделяют большую часть своего времени телефонам, обеспечивают перемещение ребёнка в пространстве в целях его безопасности в переносках, в автокреслах, в манежах. Ребенок лишен свободно передвигаться и осваивать окружающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass2021.docx | 72.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Мастер-класс «Учитель года -2021»
Тема: «Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ»
Составила: педагог-психолог
Рублева Тамара Михайловна
г. Кунгур
2021 год
План
Цель: представление опыта работы по применению метода мозжечковой стимуляции на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Метод мозжечковой стимуляции»;
2. Познакомить с опытом работы по применению метода Мозжечковой стимуляции на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения: мастер класс для педагогов.
Оборудование: компьютер, балансировочная Доска Бильгоу, балансборд, балансиры, разновесные мешочки (с разными размерами, весом и цветом), массажные шарики, мячики для отбивания, шары для сухого бассейна, бумажный цветочек.
I.Организационный момент
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели.
3. Актуальность метода.
II. Основная часть
1.Теоретическая часть
2. Практическая часть
а) Упражнения с применением балансира:
- Упражнение «Жонглер»
- Упражнение «Ухо - нос»
б) Упражнения с применением балансборда:
- Упражнение «Ветряная мельница»
- Упражнение «Звездочка»
- Упражнение «Сон»
- Упражнение «Мостик»
3. Результаты работы.
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов
2. Рефлексия.
Мастер-класс
«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ»
Цель: представление опыта работы по применению метода мозжечковой стимуляции на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Метод мозжечковой стимуляции»;
2. Познакомить с опытом работы по применению метода Мозжечковой стимуляции на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми ограниченными возможностями здоровья.
I.Организационный момент
1. Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
2. Сообщение темы и цели.
-Представляю вашему вниманию опыт работы по применению метода мозжечковой стимуляции на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Информация по этой теме изложена в буклете «Мозжечковая стимуляция».
3. Актуальность
-Актуальность внедрения современного метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что в современной жизни дети испытывают перегрузку: громкой музыкой и работой телевизора, телефоном и гаджетами. Испытывают недостаток тактильных ощущений так как чаще всего родители уделяют большую часть своего времени телефонам, обеспечивают перемещение ребёнка в пространстве в целях его безопасности в переносках, в автокреслах, в манежах. Ребенок лишен свободно передвигаться и осваивать окружающее.
А это в свою очередь пагубно сказывается на развитие детей.
В последнее время мы видим большой рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья для которых характерно нарушение внимания, памяти, мышления, речи.
Этим детям, свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы.
Исходя из опыта работы я пришла к выводу, что в решении проблем связанных с развитием детей помогает метод «Мозжечковой стимуляции».
II. Основная часть
- Теоретическая часть
- Что представляет собой этот метод
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков головного мозга.
Метод мозжечковой стимуляции эффективен в следующих случаях, когда у детей наблюдается:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
- задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) и др.
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал американский учёный Френк Бильгоу.
На занятиях я использую систему тренировок с применением следующего оборудования: Балансировочная Доска Бильгоу, балансборд, балансиры, разновесные мешочки (с разными размерами, весом и цветом), массажные шарики, мячики для отбивания, шары для сухого бассейна.
- Практическая часть.
(Знакомство с упражнениями).
а) Упражнения с применением балансировочной доски, которые способствуют развитию межполушарных связей, координации движений, осознания своего тела, развитию психических функций ребенка. Рекомендуемый возраст от 5 лет, можно применять и со взрослыми.
Предлагаю вашему вниманию Упражнение «Жонглер», внимание на экран
Упражнение «Жонглер»
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.
Возраст: от 5 лет
Оборудование: балансировочная доска, 2 мячика или мешочка с крупой.
Исходное положение: стоя на балансировочной доске. В каждой руке у ребенка по мячику.
1-й уровень сложности. Ребенок одновременно бросает мячик правой рукой вверх, левой – вниз), затем наоборот.
2-й уровень сложности.
Ребенок одновременно перебрасывает мячи из руки в руку.
Предлагаю вашему вниманию «Ухо-нос», внимание на экран
Упражнение «Ухо - нос»
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, осознание схемы тела, баланса.
Возраст: от 5 лет.
Оборудование: балансировочная доска.
Исходное положение: стоя на балансировочной доске. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.
2-й уровень сложности.
То же, но в быстром темпе.
Регулярное выполнение упражнений способствует интеграции работы двух полушарий и. Рекомендуемая частота занятий – 2-3 раза в неделю, в течение 7-8 недель.
б)Упражнения на балансборде способствуют развитию координации между левой и правой стороной тела, помогает детям научиться держать равновесие, почувствовать свое собственное тело и научиться расслаблять мышцы.
Предлагаю вашему вниманию Упражнение «Ветряная мельница», внимание на экран
Упражнение «Ветряная мельница»
Цель: развивать координацию между левой и правой сторонами тела.
Встаньте на борд, широко разведите ноги по краям, раскачивайтесь из стороны в сторону, поочередно поднимая и опуская руки. Теперь вы словно мельница на ветру. (Можно использовать стихи, песенки, потешки).
Ветер дует завывает
Нашу мельницу вращает
Раз, два, три, четыре
Завертелась за кружилась.
Упражнение «Звездочка»
Предлагаю вашему вниманию Упражнение «Звездочка», внимание на зкран
Цель: и шевелить пальцами одновременно с другими движениями.
Встаньте на борд и широко расставьте ноги вытяните руки вверх, за тем в стороны. Одновременно шевелите пальцами, поднимая и опуская руки. Вау! Вы сияете, как настоящая звездочка.
Упражнение «Сон»
Предлагаю вашему вниманию Упражнение «Сон», внимание на экран
Цель: позволяет полностью почувствовать свое собственное тело и максимально расслабиться.
Нужно лечь на борд, согнуть ноги и поджать их под себя. Руки положите по бокам или на живот. Чувствуете, как поднимается и опускается ваш животик, когда вы дышите.
Все пункты можно комбинировать между собой или дополнять задания, к примеру, приседаниями. Главное, не заставлять, а заниматься в игровой форме (если речь идет о детях).
Упражнение «Мостик»
Предлагаю вашему вниманию Упражнение «Мостик», внимание на экран
Переверните Доску Совы выгнутой стороной вверх, предложите ребёнку лечь спиной на неё и расслабиться. Данное упражнение помогает детям сгибатели передней поверхности тела.
Предложите ребёнку пройти или проползти по мостику, подлезть под мостиком, спрыгнуть с мостика (помните, что приземляться нужно на две ноги, присогнутые в коленях).
3. Результаты работы
Динамика развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением на занятиях метода Мозжечковой стимуляции
У детей, посещающих индивидуальные коррекционно-развивающие занятия наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов. Заметно улучшается у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, повышается способность к произвольному контролю, зрительно-моторная координация, скорость реакции, ловкости. У детей отмечается улучшение почерка, повышение работоспособности. Достижения во всех этих сферах положительно сказываются на общем развитии и эмоциональном самочувствии ребенка. Нормализуется поведение, повышается самооценка.
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов.
-Таким образом, применение метода мозжечковой стимуляции, позволяет достичь положительных результатов.
2. Рефлексия
А теперь я вас попрошу выбрать лепесток оранжевого, розового или голубого цвета и прикрепить к серцевинке.
Оранжевый лепесток – мастер-класс прошел плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе;
Розовый лепесток – тематика мастер-класса для вас знакома, вы давно используете данную технику в своей работе и готовы поделиться опытом;
Голубой лепесток – мастер-класс для вас был интересен.
Посмотрите, какой замечательный цветок у нас получился!
Спасибо за внимание, надеюсь, вы для себя узнали что-то новое.
Список используемой литературы
- Ворошнина О.Р., Санникова А.И., Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева А.Г. «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»; ПГГПУ.-Пермь, 2018.-140с.
- Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений (электронный ресурс)- https://mederia.ru/mozzhechechkovaya-stimulyatsiya
3. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы коррекции фонематических процессов у обучающихся начальных классов
Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Исследовательская работа учителя...
Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего
В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...
Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательных процессов для обучающихся по программе VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут...
Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (ТМНР)
Новый взгляд на коррекционно-развивающую деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения при работе с детьми с ТМНР в условиях специальной (коррекционной) школы....
Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4) Рабочая программа пред...