Программа профилактики и коррекции девиантного поведения "Рост, развитие, сотрудничество!"
рабочая программа
Введение должности социально-психологических служб в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как специалисты службы работают с учащимися во внеурочное время, относятся к ребенку без оценок, стараются раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом они использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социально-психологических служб, чему активно способствует программа "Рост, развитие, сотрудничество!". Используя данную программу, психолог и социальный педагог работают с классным коллективом, что позволяет охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_i_korrektsii_deviantnogo_povedeniya_.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения
"Рост, развитие, сотрудничество!"
Составила: Педагог-психолог Дьяконова О.С.
Актуальность и проблематика программы.
В связи с нынешней ситуацией в стране, ростом правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последнего времени мы можем наблюдать увеличение роли образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности, социализации.
Введение должности социально-психологических служб в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как специалисты службы работают с учащимися во внеурочное время, относятся к ребенку без оценок, стараются раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом они использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социально-психологических служб, чему активно способствует программа "Рост, развитие, сотрудничество!". Используя данную программу, психолог и социальный педагог работают с классным коллективом, что позволяет охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.
Цель программы:
- создание условий для социальной адаптации и профилактики социально-негативных явлений у учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.
Задачи программы:
- предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
- развитие социального интеллекта;
- повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
- определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
- моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
- профилактика социальной дезадаптации учащихся.
Функции программы:
- диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
- информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
- проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально- психологической деятельности);
- организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
- координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
Ожидаемые результаты:
- адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
- предупреждение стрессовых состояний;
- практическое использование навыков конструктивного общения;
- высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.
Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:
1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.
Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2) Навыки позитивного общения.
Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
3) Навыки самооценки и понимания других.
Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.
4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.
Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
6) Навыки продуктивного взаимодействия.
Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
7) Навыки самостоятельного принятия решений.
Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.
8) Навыки решения проблемных ситуаций.
Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.
9) Навыки работы с информацией.
Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
10) Навыки творчества.
Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности.
В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.
В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала, его закрепление через участие в социально-психологических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты, батлы различной направленности.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
Учебно-тематический план программы:
Класс | Раздел, количество занятий | Темы | Кол-во часов |
1 класс | "Игры веселых гномиков" - 10 занятий. Социально-психологическая игра - 1 занятие. | 1. Знакомство | 1 |
2. Когда всем весело, а одному грустно. | 1 | ||
3. В магазине игрушек. | 1 | ||
4. Цирк. | 1 | ||
5. Мы вместе. | 1 | ||
6. Настроение. | 1 | ||
7. Язык жестов. | 1 | ||
8. Мимика. | 1 | ||
9. Воображение. | 1 | ||
10. Обобщающее занятие. | 1 | ||
11. Хорошо учиться в школе. | 1 | ||
2 класс | "Путешествие в мир общения" - 10 занятий. Социально- психологическая игра - 1занятие. | 1. Знакомство. | 1 |
2. Учимся работать дружно. | 1 | ||
3. Как понимать друг друга без слов. | 1 | ||
4. Доброе слово и кошке приятно. | 1 | ||
5. Мое настроение. | 1 | ||
6. Милосердие. | 1 | ||
7. Доверие. | 1 | ||
8. Групповая сплоченность. | 1 | ||
9. Мы поссоримся и помиримся… | 1 | ||
10.Чему мы научились и что узнали? | 1 | ||
11. Азбука вежливости. СПИ | 1 | ||
3-4 класс | "Ваши права" - 14 занятий. Социально- психологические игры - 2 занятия. | 1. Вводное занятие. Правила работы. | 1 |
2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. | 1 | ||
3. Изучение 1-4 статей КПР. | 1 | ||
4. Изучение 5-8 статей КПР. | 1 | ||
5. Изучение 9-12 статей КПР. | 1 | ||
6. Изучение 13 –16 статей КПР. | 1 | ||
7. Изучение 17-20 статей КПР. | 1 | ||
8. Изучение 21-24 статей КПР. | 1 | ||
9. Изучение 25-27 статей КПР. | 1 | ||
10. Изучение 28-30 статей КПР. | 1 | ||
11. Устав школы и правила поведения учащихся школы. | 1 | ||
12. Что такое нарушение закона? | 1 | ||
13. Обзор статей КПР. | 1 | ||
14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?” | 1 | ||
15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие. | 1 | ||
16. Заключение. Итоговая диагностика. | 1 | ||
5 класс | "Мы живем среди людей" - 10 занятий. Социально- психологические игры - 2 занятия. | 1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности. | 1 |
2. Жизнь. | 1 | ||
3. Смерть | 1 | ||
4. Бабушки и дедушки. | 1 | ||
5. Соседи. | 1 | ||
6. Одноклассники и одноклассницы. | 1 | ||
7. Больные. | 1 | ||
8. Инвалиды. | 1 | ||
9. В мире денег. | 1 | ||
10. Заключительное занятие. | 1 | ||
11. “Дом, в котором мы живем”. | 1 | ||
12. “Один день без мамы” | 1 | ||
6 класс | "Социализация подростков" - 10 занятий. Социально- психологическая игра- 1 занятие. | 1. Нравственные ценности. | 1 |
2. Понимание как залог эффективного общения. | 1 | ||
3. Конфликт и способ его разрешения. | 1 | ||
4. Роль телевидения в нашей жизни. | 1 | ||
5. Кто изобрел радио? | 1 | ||
6. Волшебный мир театра… | 1 | ||
7. Мы идем в магазин. | 1 | ||
8. Компьютерные игры: за или против? | 1 | ||
9. Умение противостоять группе. | 1 | ||
10. Обязанности по дому, итоги. | 1 | ||
11. “Дом, который строим мы”. | 1 | ||
7 класс | "Развитие социального интеллекта" - 8 занятий. Социально- психологическая игра- 1 занятие. | 1. Первая медицинская помощь. | 1 |
2. ПМС при травмах. | 1 | ||
3. ПМС при ожогах. | 1 | ||
4. ПМС при обморожениях. | 1 | ||
5. Стресс, способы преодоления стресса. | 1 | ||
6. Правила дорожного движения. | 1 | ||
7. Наш флаг - наша гордость. | 1 | ||
8. История герба и гимна. | 1 | ||
9. Игра “Красный Крест: история и современность”. | 1 | ||
10. “Вело шоу”. Спортивная игра | 1 | ||
8 класс | "Полезные и вредные привычки" - 9 занятий. Социально- психологическая игра- 1 занятие. | 1. Полезные и вредные привычки в жизни человека. | 1 |
2. Подросток и сигарета. | 1 | ||
3. Губительный зеленый змий. | 1 | ||
4. Мы скажем - нет наркотикам. | 1 | ||
5. Режим дня школьника. | 1 | ||
6. В здоровом теле здоровый дух. | 1 | ||
7. В мире увлечений. | 1 | ||
8. Правила дорожного движения. | 1 | ||
9. Наш дом. | 1 | ||
10. “Дайджест шоу”. | 1 | ||
9 класс | "Личность. Семья. Общество" - 9 занятий. Социально- психологическая игра- 1 занятие. | 1. Кто Я? | 1 |
2. Личность в обществе. | 1 | ||
3. Представление о семье. | 1 | ||
4. Семья в современном обществе. | 1 | ||
5. Выбор профессии - это важно. | 1 | ||
6. Психология общения. | 1 | ||
7. Жизненные ценности и приоритеты. | 1 | ||
8. Проявления дружбы и любви. | 1 | ||
9. Взаимоотношения родителей и детей. | 1 | ||
10. “На пороге взрослой жизни”. | 1 | ||
10-11 класс | "Жить в мире с собой и другими" - 10 занятий. Социально- психологическая игра- 1 занятие. | 1. Толерантность - что это? | 2 |
2. Толерантная личность. | 1 | ||
3. Я и группа. | 1 | ||
4. Толерантность к себе и другим. Самопознание. | 1 | ||
5. Толерантное общество. | 1 | ||
6. Толерантность к другим. | 2 | ||
7. Границы толерантности. | 1 | ||
8. Терпимость в семье. | 1 | ||
9. “Главная ценность в жизни - семья" | 1 |
Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической
программы "Рост, развитие, сотрудничество!".
Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.
Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.
Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”
Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.
Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.
Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.
Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.
При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.
Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.
С учетом санитарно-гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия 20 минут, 3-4 классах - 25 минут, в 5-11 – 30 минут.
Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.
Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.
Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.
Испоьзованная литература.
- Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М., Первое сентября, 2003
- Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: профилактика наркотизма среди младших школьников. - М., Вентана-Граф, 2002
- Козлов Н. Философск ие сказки для обдумывающих жилье, или Веселая книга о свободе и нравственности. - М., Феникс, 1994
- Кувшинкова И.А., Иванова Г.Г. Практические материалы для специалистов соуиальной службы образовательного учреждения. - М., Аркти, 2006
- Кузнецова Л.В. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей. - М., Школьная Пресса, 2007
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным навыкам: пособие для классных руководителей. - СПб., Образование-Культура, 2002
- Островская К.В. В поисках ценностей. - М., 2000
- Пинчбек Л. Тематические игры. - СПб., ОДП, 1997
- Цвет дружбы: быть вместе - быть в компании. - Гатчина, СЦДБ, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения"
Цель проекта: изучение форм взаимодействия классного руководителя с семьёй покоррекции агрессивного поведения....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста " Путь к успеху"
Программа для младших школьников....
Профилактика и коррекция девиантного поведения.
Профилактические и коррекционные меры...
Профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков
На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубоко...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Коррекция деструктивного поведения детей с ТМНР...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педаго...