ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
статья
Предварительный просмотр:
Говоря о детях с ТМНР, мы имеем в виду только тех детей, у которых кроме первичных нарушений диагностируются признаки умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, а также детей с монодефектом - умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью. Очень часто такие дети не умеют социально приемлемым способом выражать свои желания, адекватно реагировать на требования педагогов, взаимодействовать со сверстниками и вдут себя деструктивно.
К проблемному поведению относят следующее: неадекватные крик, смех, плач; физическое сопротивление, негативизм и аффективные вспышки; агрессию и самоагрессию, у детей с аутизмом могут наблюдаться стереотипии. Коррекция стереотипий заслуживает отдельного обсуждения, которому мы посвятим следующую консультацию.
Выбор способа коррекции зависит от того, на достижение какой цели поведение направлено. Самое важное в процессе коррекции – научить ребенка адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же функцию поведения, но приемлемым способом.
Рассмотрим каждый из видов проблемного поведения подробнее.
Неадекватные крик, смех, плач
Неадекватные крик, смех, плач – не соответствуют той социальной ситуации, в которой это наблюдается (н-р: во время приема пищи ребенок начинает кричать. Внешних причин крика нет. Это неадекватный крик).
Негативизм – это отказ от участия в какой-либо деятельности. Он может возникать в ответ на требование или просьбу со стороны взрослого, проявляться в форме отказа от выполнения задания или от участия в игре и т.п. Виды поведения, сопровождающие негативизм, могут быть различными: агрессия, крик, физическое сопротивление и т.д.
Аффективные вспышки - ярко выраженные короткие эпизоды крика, плача, иногда – агрессии и самоагрессии.
Агрессия (ребёнок: бьет других людей - руками, ногами, головой и т.п.; кусает других людей или предметы; бросает предметы в других; щипается; вцепляется в волосы, одежду, руки; царапает; плюется; ругается (вербальная агрессия).
Самоагрессия (ребёнок бьёт себя - чаще всего по голове или по подбородку, ударяет себя другими предметами; бьётся о предметы - стены, поверхность стола и т.п. или о других людей -о плечи, руки, голову; щипает, царапает, кусает себя и т.д.).
Необходимо отметить, что перечисленные виды поведения корректируются только в том случае, если они служат помехой при обучении и общении с ребенком.
Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения можно выразить следующим образом: частота случаев проявления проблемного поведения уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
Еще раз подчеркнем - выбор способа коррекции зависит от функции поведения – от того, на достижение какой цели оно направлено: избегание требований (заданий) либо получение желаемого.
Рассмотрим примеры ситуаций, в которых могут возникать проблемы поведения и возможные способы их недопущения (профилактики) и коррекции.
1. Неадекватный крик
Корректируемое поведение:
ребенок громко вскрикивает или кричит на протяжении определенного периода времени (от нескольких секунд до нескольких минут, не менее трех раз в день). Поведение не связано с испугом или физическим дискомфортом.
Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:
Частота случаев проявления неадекватного крика уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
Способы коррекции неадекватного крика:
1) Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации.
Если ребенок способен говорить, то ему подсказывают то, что он может сказать (вместо крика), например: «Помоги», «Устал», «Дай конструктор» и т.п.
Если используется система альтернативной коммуникации, то аналогичным образом ребенка учат подавать сигнал о своем желании/нежелании что-либо делать.
В случаях проявления неадекватного крика, плача в работе с ребенком можно порекомендовать:
• активно применять различные способы поощрения, привлекательные материалы;
• учитывать такие факторы как утомляемость, истощаемость внимания;
• искать способы мотивации в групповой работе.
2) Отсутствие подкрепления нежелательного поведения.
Не следует поощрять данное поведение (например, нельзя давать то, что ребенок просит криком, или нельзя прерывать задание, во время которого начал кричать ребенок).
Иногда следует отвести ребенка в уединенное место.
Специалисты центра лечебной педагогики г. Пскова утверждают, что использование различных успокаивающих приемов (например, дать попить воды, погладить по голове и т.п.) является спорным. Иногда их применение оправданно, т.к. помогает ребенку успокоиться. Тогда частота криков не возрастает. Но иногда они служат поощрением нежелательного поведения: ребенок получает дополнительное внимание в ответ на крик, и частота его в будущем возрастает.
3) Поощрение при отсутствии проблемного поведения
Данный способ коррекции может уменьшить частоту крика, если ребенок понимает, за какое именно поведение ему предоставляют награду.
Если ребенок криком добивается внимания взрослого, то похвала в то время, когда он ведет себя адекватно, может положительно повлиять на динамику проблемного поведения.
Если ребенок отслеживает сигнал таймера, можно предлагать ему поощрение за каждый период, когда он занимался спокойно.
Если умеет читать – удобно использовать письменный договор, предполагающий поощрение в конце каждого урока, если ребенок занимался тихо.
4) Тайм-аут.
Если во время выполнения задания ребенок начинает кричать и эпизод крика длится дольше нескольких секунд, следует увести ребенка в указанное место, дать ему успокоиться в подходящей позе (стоя или сидя).
Затем можно предложить ему несколько простых заданий, выполнение которых позволит ему переключиться.
Потом надо вернуться в исходную ситуацию, во время которой возникло проблемное поведение (если ребенок спокоен, можно вернуться в зону групповой работы).
2. Физическое сопротивление
Корректируемое поведение:
во время ситуаций, требующих выполнения инструкций взрослого или следования привычному порядку (например, при одевании), ребенок оказывает физическое сопротивление (вырывается, убегает с учебного места и т.п.).
Среди способов коррекции физического сопротивления выделяют следующие:
1) Предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению.
Ребенок начинает сопротивляться чаще всего в ситуациях, когда:
• не позволяют делать что-то, чего он хочет;
• принуждают к какому-то действию, которое ему не нравится.
В случае физического сопротивления со стороны ребенка важно проанализировать ситуации, в которых возникает данное поведение, а затем сделать предположения о том, как заменить проблемное поведение на адекватное.
2) Увеличить адекватную физическую активность вне класса (в спортивном зале, на прогулке), в результате чего он может стать спокойнее на учебных занятиях;
3) Заменить один вид помощи на другой (это может быть словесная подсказка, моделирование).
4) Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации. Необходимо учить ребенка использовать фразы: «Дай», «Хочу», «Помоги», «Не хочу», «Устал» и т.п., или аналогичные им символы, карточки, жесты, используемые при обучении невербальной коммуникации. Для этого желательно подобрать для ребенка поощрения, которые он будет получать только при отсутствии физического сопротивления во время обучения.
6. Невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения
Корректируемое поведение:
После того, как ребенок демонстрирует социально неприемлемое поведение (например, выбегает из класса; забирается на подоконник, сбрасывает тарелку со стола и т.п.), ему дается инструкция, выполнение которой позволит прервать данное поведение или устранить его последствия (например, «Стой», «Слезай», «Подними» и т.п.). Ребенок не пытается выполнить инструкцию и/или продолжает демонстрировать неприемлемое в данной ситуации поведение.
По мнению специалистов корректировать следует поведение, которое может повлечь опасность для ребенка или окружающих.
Для коррекции невыполнения инструкций можно сделать следующие:
1) Отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации.
Большинство авторов сходятся во мнении, что «когда ребенок спокоен, включен в обычные занятия, следует поработать с ним над выполнением инструкций. Они помогут в минуту возбуждения остановить неприемлемое поведение».
Наиболее распространенной инструкцией является инструкция «Стой». Ее можно отрабатывать во время повторяющихся действий на месте (прыжки, хлопки), а затем во время движений в пространстве (например, в спортивном зале во время бега). За правильное выполнение с первого раза следует предоставлять эффективное поощрение.
2) Поощрение выполнения инструкций.
Когда уже имеет место неприемлемое поведение, поощрение может быть предоставлено в начале обучения (не дольше первых одной-двух недель) и только в том случае, если ребенок послушался с первого раза.
Важно иметь возможность остановить неприемлемое поведение сразу же после предъявленной инструкции. Не следует давать ребенку инструкцию, если расстояние между ним и взрослым более чем полметра. Необходимо действовать четко и оперативно, чтобы дать понять, насколько важно для всех, чтобы ребенок выполнил то, о чем его попросили.
3) Тайм-аут.
Иногда в ситуации сильного возбуждения ребенка необходимо увести из класса в уединенное место, чтобы он успокоился.
Ряд авторов указывают, что при этом необходимо убедиться в том, что нахождение в уединенном месте не является поощрением для данного ребенка. Также не следует ему предлагать привлекательных заданий и наград до возвращения в класс и нормализации его поведения.
7. Агрессия и самоагрессия
Корректируемое поведение:
в течение дня имеют место неоднократные эпизоды, когда ребенок себя или бьет кого-либо рукой, ударяет по предметам рукой, пинает ногой предметы или людей, щипает других или себя, кусается, рвет одежду или другие предметы, целенаправленно плюется (следует отличать от неконтролируемого слюнотечения), разбрасывает учебные пособия или другие предметы; бранится.
Среди способов коррекции агрессии специалисты выделяют следующие:
1) Переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения.
Этот способ применим в тех случаях, когда агрессивное поведение направлено только на взрослых (педагогов, воспитателей), поскольку требовать от других детей не реагировать на то, что их кусают или бьют, невозможно.
Часто ребенок реагирует агрессией на трудные или непонятные учебные задания.
В случае эпизодической агрессии на уроке можно сказать: «Положи руки на колени, возьми карандаш» и оказать помощь в выполнении задания.
2) Обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания.
Заменить агрессивное поведение адекватными просьбами и сигналами: обучение фразам «Помоги», «Устал», «Не хочу» и т.п.
Ряд авторов предлагает учить детей на переменах играть в веселые игры (в мяч, в мыльные пузыри и т.п.); организовывать хороводные, подвижные игры - для того, чтобы ребенок получал позитивный опыт контакта со сверстниками и эмоционального внимания с их стороны.
3) Предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии.
Провоцировать агрессию могут трудные и непонятные задания. По мнению исследователей, предотвращению агрессии со стороны ученика помогут:
• использование наглядных материалов,
• правильная постановка задач,
• использование принципа «от простого - к сложному».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....
Развитие механизмов творческого восприятия и мышления у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В презентации представлены творческие механизмы воздействия на восприятие и мышление у детей с ТМНР. Восприятие окружающего мира через чувственный опыт; научные исследования в об...
Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...
Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»
Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...
Применение методов и приемов прикладного анализа поведения у детей в классе с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Учитель-дефектолог ГБОУ средняя школа 322 Виктория Сергеевна Суворова....
Особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
В статье рассматриваются вопросы обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы. Выделяются особенности данной категории детей. Раскрываются цель, задачи и специальные ...
"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись....