Рабочая программа курса тренинговых занятий с учащимися младшего школьного возраста
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Сережина Наталья Владимировна Приложение 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Программа
курса тренинговых занятий
Класс 1 «Б»
Автор: Сережина Наталья Владимировна
Программа курса тренинговых занятий
- Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе собственного педагогического опыта и апробирована на базе МБОУ СОШ № 13. Она рассчитана на учащихся 1 - 2 классов общеобразовательной школы (возраст 7 - 8 лет). Изучение программы способствует развитию мышления младших школьников, их творческих и коммуникативных способностей.
Занятия не преследуют цели уравнять детей в знаниях или уровне развития какого-либо свойства (процесса). В ходе работы идет развитие различных сторон психики ребенка.
В целом, курс позволяет полнее реализовать образовательные и воспитательные задачи, решаемые на основных уроках.
Занятия проводятся без учебников, по авторским планам-конспектам.
Целевое назначение
- создание атмосферы доверия;
- развитие логических операций мышления;
- развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных способностей, умения работать в группе;
- развитие кругозора;
- формирование учебных навыков.
Предлагаемая программа обладает следующими особенностями:
- построена на принципах развивающего обучения;
- обеспечивает развитие интеллектуальных способностей школьников;
- занятия носят пропедевтический характер;
- обеспечивает установление межпредметных связей;
- каждая тема имеет программную поддержку;
- предполагает проведение занятий в занимательной форме;
- Календарно – тематическое планирование занятий
№ п\п | Тема занятия | Дата |
1 | Давайте снова познакомимся. | 10.01.08 |
2 | Путешествие. | 17.01.08 |
3 | Поиграем? | 24.01.08 |
4 | Конструктор. | 31.01.08 |
5 | Сказочники. | 07.02.08 |
6 | Всезнайки. | 14.02.08 |
7 | Идем в поход. | 21.02.08 |
8 | Почтальоны . | 06.03.08 |
9 | На острове. | 13.03.08 |
10 | Что такое хорошо и что такое плохо? | 20.03.08 |
- Содержание программы
1. Давайте снова познакомимся.
Цель: создание атмосферы доверия.
2. Путешествие.
Цель: продолжать знакомство, развивать внимание, восприятие, мыслительные операции.
3. Поиграем?
Цель: развитие внимания, восприятия, мыслительных операций.
4. Конструктор.
Цель: развивать умение работать в группе, внимание, логические операции мышления.
5. Сказочники.
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
6. Всезнайки.
Цель: развивать мыслительные операции.
7. Идем в поход.
Цель: развивать мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе.
8. Почтальоны.
Цель: развитие умения анализировать, сравнивать, комбинировать.
9. На острове.
Цель: развивать коммуникативные способности, мыслительные операции.
10. Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель: развитие коммуникативных способностей.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями с окружающим их миром, являются частью этого мира;
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через непосредственное взаимодействие с природой (экскурсии), через изучение дополнительных источников знаний
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающей нас дикой природы.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть природных явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Учащиеся должны знать:
- геометрические фигуры;
- времена года;
- буквы алфавита;
- назначение окружающих предметов;
- цифры;
- определение карты;
Учащиеся должны уметь:
- различать времена года;
- составлять предметы из геометрических фигур;
- читать по слогам;
- составлять слова из слогов;
- отгадывать загадки;
- находить противоположности;
- подбирать слова к заданной теме;
- с помощью мимики показывать различные чувства;
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
• Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
• Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
• Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
• Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
• Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
• Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
• Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
• Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
«Метапредметными результатами изучения курса «Дорогами добра» является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
• Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
• Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
• Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других людей.
• Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
5. Формы и виды контроля.
Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс предполагает раскрытие эмоционального фона каждого ребёнка, радость познания, счастье открытий, совместного труда. Но главное, желание и умение представить результаты этого труда.
Для этого существует множество всевозможных творческих форм, которые учитель вместе с детьми осваивает в процессе прохождения курса «Планета загадок». Вот некоторые из них:
- Выставки творческих работ;
- Спектакли;
- Концерты;
- Проекты;
- Соревнования, турниры экологического содержания;
6. Методические рекомендации
Программа внеурочной деятельности носит научный и практический характер. Внеаудиторные занятия преобладают в 1 – 2 классах, когда ребята ещё познают мир посредством тактильных и зрительных восприятий. Ребята ходят на экскурсии, лепят, красят, рисуют изучаемые объекты живой природы.
В 3 – 4 классах занятия приобретают научный характер. Ребята проводят опыты, выращивают семена растений, ведут дневники наблюдений, создают презентации о природе. Все эти приёмы и методы ведут к достижению цели: сохранить удивительный мир природы, быть другом природы, любить и ценить её богатства, другими словами, быть человеком.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объекта и средства материально-технического обеспечения | Количество | |
1. Библиотечный фонд | |||
1. 2. 3 4. | Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием). Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире. Методическая литература для учителя. Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся. | 19 28 15 26 | |
2. Печатные пособия | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой. Портреты выдающихся людей России, Кубани (ученых, селекционеров, агрономов) Географические и исторические настенные карты. Атлас географических и исторических карт. Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства. Иллюстративные материалы (остатки ископаемых организмов, гербарии, коллекции насекомых) | 100 3 5 1 2 | |
3. Технические средства обучения | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Мультимедийный пректор. | 1 1 1 1 1 1 | |
4. Экранно-звуковые пособия | |||
1. 2. 3. | Видеофильмы по программе. Аудиозаписи в соответствии с программой. Презентации. | 2 3 10 | |
5. Игры и игрушки | |||
1. 2. 3. | Настольные развивающие игры по тематике программы (лото, игры-путешествия). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.) Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования. | 13 12 15 | |
6. Оборудование кабинета | |||
1. 2. 3. 4. 5. | Образцы минералов и горных пород Овощи фрукты и их муляжи Салаты и чай с использованием овощей и дикорастущих трав. Набор инструментов для проведения опытов Магнитная доска «Сообщество поля», «Сообщество луга», «Сообщество леса», «Зимующие птицы» и набор карточек к этим пособиям. | 1 1 1 2 4 |
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М.,: 1998.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение,2001.
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М., Новая школа, 1996.
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М., Новая школа, 1996.
- Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль, Академия развития,1998.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Яросласль, 1997.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие для учащихся младшего школьного возраста.: « Учимся радоваться жизни»
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 классов....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Развитие навыков совместной деятельности».
Цели:- Развитие навыков общения, умения сотрудничать и сплоченно взаимодействовать.Задачи:1) снижение уровня тревожности у детей;2) снятие эмоционального и физического напряжения;3) развитие чувства д...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."
Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Эмоция страха».
Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста. Цели занятия: раскрытие причин возникновения страхов, осознание необходимости эмоции страха в жизни человека....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Способы освобождения от страха".
Задачи занятия: познакомить детей со способами освобождения от страха, усиление Я ребенка, снятие эмоционального и физического напряжения....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: Развитие групповой сплоченности.
Задачи:1) Развитие раскрепощенности учащихся.2) Снятие напряжения.3) Повышение значимости каждого ребенка.4) Расширение сферы те...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".
Задачи:1) Развитие сплоченности.2) Снятие напряжения.3) Развитие эмоционально выразительных движений....