Рабочая программа курса тренинговых занятий с учащимися младшего школьного возраста
рабочая программа (1 класс)

авторская рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_treningovyh_zanyatiy.docx163.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сережина Наталья Владимировна                                                                      Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

                                                                                   

Программа

курса тренинговых занятий

DSC02665

Класс   1 «Б»

Автор: Сережина Наталья Владимировна

Программа курса тренинговых занятий

  1. Пояснительная записка

      Настоящая программа разработана на основе собственного педагогического опыта и апробирована  на базе МБОУ СОШ № 13.  Она рассчитана на учащихся 1 - 2   классов  общеобразовательной  школы (возраст 7 - 8 лет). Изучение программы способствует  развитию мышления младших школьников, их творческих и коммуникативных способностей.

       Занятия не преследуют цели уравнять детей в знаниях или уровне развития какого-либо свойства (процесса). В ходе работы идет развитие различных сторон психики ребенка.

      В целом, курс позволяет полнее реализовать образовательные и воспитательные задачи, решаемые на основных  уроках.

      Занятия проводятся без учебников, по авторским планам-конспектам.

Целевое назначение

  • создание атмосферы доверия;
  • развитие логических операций мышления;
  • развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения;
  • развитие творческих способностей детей;
  • развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных способностей, умения работать в группе;
  • развитие кругозора;
  • формирование учебных навыков.

Предлагаемая программа обладает следующими особенностями:

  • построена на принципах развивающего обучения;
  • обеспечивает развитие интеллектуальных способностей школьников;
  • занятия носят пропедевтический характер;
  • обеспечивает установление межпредметных связей;
  • каждая тема имеет программную поддержку;
  • предполагает проведение занятий в занимательной форме;

  1. Календарно – тематическое планирование занятий

№ п\п

Тема занятия

Дата

1

Давайте снова познакомимся.

10.01.08

2

Путешествие.

17.01.08

3

Поиграем?

24.01.08

4

Конструктор.

31.01.08

5

Сказочники.

07.02.08

6

Всезнайки.

14.02.08

7

Идем в поход.

21.02.08

8

Почтальоны .

06.03.08

9

На острове.

13.03.08

10

Что такое хорошо и что такое плохо?

20.03.08

  1. Содержание программы

1. Давайте снова познакомимся.

Цель: создание атмосферы доверия.

2. Путешествие.

Цель: продолжать знакомство, развивать внимание, восприятие, мыслительные операции.

3. Поиграем?

Цель: развитие внимания, восприятия, мыслительных операций.

4. Конструктор.

Цель: развивать умение работать в группе, внимание, логические операции  мышления.

5. Сказочники.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

6. Всезнайки.

Цель: развивать мыслительные операции.

7. Идем в поход.

Цель: развивать мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе.

8. Почтальоны.

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать, комбинировать.

9. На острове.

Цель: развивать коммуникативные способности, мыслительные операции.

10. Что такое хорошо и что такое плохо?

Цель: развитие коммуникативных способностей.

 

  1.  Предполагаемые результаты реализации программы.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями с окружающим их миром, являются частью этого мира;            

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через непосредственное взаимодействие с природой (экскурсии),  через  изучение дополнительных источников знаний

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающей  нас дикой природы.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть природных явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.

Учащиеся должны знать:

  • геометрические фигуры;
  • времена года;
  • буквы алфавита;
  • назначение окружающих предметов;
  • цифры;
  • определение карты;

Учащиеся должны уметь:

  • различать времена года;
  • составлять предметы из геометрических фигур;
  •  читать по слогам;
  • составлять слова из слогов;
  • отгадывать загадки;
  • находить противоположности;
  • подбирать слова к заданной теме;
  • с помощью мимики показывать различные чувства;

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

•        Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе

•        Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

•        Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности

•        Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

•        Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства

•        Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

•        Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках

•        Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

«Метапредметными результатами изучения курса «Дорогами добра» является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

•        Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

•        Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

•        Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

•        Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

•        Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

•        Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.

 

Познавательные УУД:

•        Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

•        Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

•        Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 Коммуникативные УУД:

•        Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•        Слушать и понимать речь других людей.

•        Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

•        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

5. Формы и виды контроля.

Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс предполагает раскрытие эмоционального фона каждого ребёнка, радость познания, счастье открытий, совместного труда. Но главное, желание и умение представить результаты этого труда.  

Для этого существует множество всевозможных творческих форм, которые учитель вместе с детьми осваивает в процессе прохождения курса «Планета загадок». Вот некоторые из них:

  • Выставки творческих работ;
  • Спектакли;
  • Концерты;
  • Проекты;
  • Соревнования, турниры экологического содержания;

6.  Методические рекомендации

Программа внеурочной деятельности носит научный и практический характер. Внеаудиторные занятия преобладают в 1 – 2 классах, когда ребята ещё познают мир посредством тактильных и зрительных восприятий. Ребята ходят на экскурсии, лепят, красят, рисуют изучаемые объекты живой природы.

В 3 – 4 классах занятия приобретают  научный характер. Ребята проводят опыты, выращивают семена растений, ведут дневники наблюдений, создают презентации о природе. Все эти приёмы и методы ведут к достижению цели: сохранить удивительный мир природы, быть другом  природы, любить и ценить её богатства, другими словами, быть человеком.

 

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объекта и средства материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

1.

2.

3

4.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

Детская справочная литература

 (справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.

Методическая литература для учителя.

 Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

19

28

15

26

2. Печатные пособия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.

Портреты выдающихся людей России, Кубани (ученых, селекционеров,  агрономов)

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.

Иллюстративные материалы (остатки ископаемых организмов,  гербарии, коллекции   насекомых)

100

3

5

1

2

3. Технические средства обучения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы.

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Мультимедийный пректор.

1

1

1

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия

1.

2.

3.

Видеофильмы по программе.

Аудиозаписи в соответствии с программой.

Презентации.

2

3

10

5. Игры и игрушки

1.

2.

3.

Настольные развивающие игры по тематике программы  (лото, игры-путешествия).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.

13

12

15

6. Оборудование кабинета

1.

2.

3.

4.

5.  

Образцы минералов и горных пород

Овощи фрукты и их муляжи

Салаты и чай с использованием овощей и дикорастущих трав.

Набор инструментов для проведения опытов

Магнитная доска «Сообщество поля», «Сообщество луга», «Сообщество леса», «Зимующие птицы» и набор карточек к этим пособиям.

1

1

1

2

4

  1. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М.,: 1998.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение,2001.
  3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М., Новая школа, 1996.
  4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М., Новая школа, 1996.
  5. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль, Академия развития,1998.
  6. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Яросласль, 1997.
  7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Развитие навыков совместной деятельности».

Цели:- Развитие навыков общения, умения сотрудничать и сплоченно взаимодействовать.Задачи:1) снижение уровня тревожности у детей;2) снятие эмоционального и физического напряжения;3) развитие чувства д...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."

Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Эмоция страха».

Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста. Цели занятия: раскрытие причин возникновения страхов, осознание необходимости эмоции страха в жизни человека....

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Способы освобождения от страха".

Задачи занятия: познакомить детей со способами освобождения от страха, усиление Я ребенка, снятие  эмоционального и физического напряжения....

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: Развитие групповой сплоченности.

Задачи:1)    Развитие раскрепощенности учащихся.2)    Снятие напряжения.3)    Повышение значимости каждого ребенка.4)    Расширение сферы те...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".

Задачи:1)    Развитие сплоченности.2)    Снятие напряжения.3)    Развитие эмоционально выразительных движений....