Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра
консультация
Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться? Как надо заниматься с ребенком? Какие методы применять?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ras.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра
Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться? Как надо заниматься с ребенком? Какие методы применять?
Когда родители обращаются к психологу, отвечая на вопрос о том, что именно их беспокоит, или почему вас отправили с д/сада к специалистам, формулируют свои жалобы следующим образом:
– не хочет общаться дома, в детском саду;
– не играет с другими детьми;
– отстает в развитии, не обращает внимания на то, что обычно интересует его сверстников;
– часто скандалит, много плачет, кричит, очень трудно успокоить;
– не реагирует на имя;
– не слушает, что ему говорят, не выполняет просьбы, не отвечает на вопросы, не может рассказать, что с ним происходило или происходит;
– не может находиться спокойно в группе или слишком спокоен и безучастен, не интересуется происходящим;
– не умеет вести себя в общественных местах, не соблюдает правила
детского сада или школы;
– требует, чтобы было только так, как он хочет, настаивает на своем
с помощью крика, плача, устраивает истерики, с ним невозможно
договориться;
– проявляет агрессию в отношении других людей и/или себя;
– не хочет заниматься, не может заниматься в группе и индивидуально;
– не самостоятелен дома, не может сам одеться, почистить зубы и выполнить другие простейшие бытовые действия;
– нуждается в постоянном внимании и контроле, не чувствует опасности;
– не может занять себя сам;
– играет в одни и те же игры либо не играет совсем, а просто манипулирует предметами или их частями, и т.п.
На первом приеме видно, что родители нередко подозревают, что у ребенка РАС (поскольку получить соответствующую информацию сейчас несложно), обычно сами родители об этом не говорят, надеясь на то, что их подозрения не подтвердятся. Любой диагноз у ребенка, высказанное специалистом мнение о том, что у ребенка есть риск аутистического расстройства, становится для родителей полной неожиданностью и шоком.
В тяжелой стрессовой ситуации находятся и родители, чьим детям диагноз был поставлен относительно недавно. Одной из целей их визита может быть скрытое желание опровергнуть диагноз, получить второе экспертное мнение. Иногда они скрывают то, что другие специалисты уже говорили им о наличии у ребенка РАС, поскольку хотят услышать независимое суждение относительно имеющихся проблем.
Во всех описанных выше ситуациях перед психологом встают следующие задачи:
– помочь родителям справиться с тяжелым стрессом и начать оказывать помощь ребенку;
– предоставить родителям всю необходимую информацию (в письменном виде) относительно тех шагов, которые они должны предпринять, чтобы в максимально короткое время приступить к занятиям с ребенком.
Поскольку аутизм представляет собой расстройство, охватывающее многие сферы, четко сформулировать все имеющиеся жалобы не всегда бывает легко.
В такой ситуации необходимо: при помощи родителей четко обозначить основные проблемы ребенка; выбрать наиболее приоритетные цели работы, поскольку, с одной стороны, заниматься всем и сразу невозможно, а с другой, – решение некоторых проблем может привести к тому, что другие трудности исчезнут или уменьшатся сами. Например, если ребенок научается выражать просьбу или отказ с помощью слов, жестов или карточек, то, как правило, происходят существенные изменения в его поведении; дать родителям рекомендации относительно того, как можно заниматься с ребенком дома, и продемонстрировать способы работы; предоставить информацию о том, где ребенок и семья могут получить помощь, с какими специалистами необходимо организовать коррекционно-развивающее обучение.
Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции.
Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают стресс, появляются депрессии, резкость в обращении с детьми, отчаяние.
В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, взаимодействующих с семьей.
Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС, является важнейшим условием осуществления качественной коррекционно-педагогической работы. Для того чтобы оказать всей семье квалифицированную помощь, недостаточно обладать только узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо разбираться в особенностях психологического состояния родителей, следовать этическим нормам общения, владеть методами обучения не только детей, но и родителей.
Во всём мире детям с аутизмом уделяют большое внимание, однако тема проблем их родителей является мало разработанной. Слово “аутизм” в переводе с латинского значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром. Ребёнок-аутист находится как бы «сам в себе», он оторван от реальности и не может адекватно на неё реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения. Общими чертами индивидуального развития, проявляющимися во всех ситуациях, являются такие качественные нарушения как, недостаток социального взаимодействия, взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения. Кроме того, аутизм — это спектральное расстройство. На одном конце спектра мы находим не говорящего ребёнка, забившегося в углу, а на другом – университетского учёного, имеющего должность, но без общения с клиентами.
Среди основных признаков можно выделить:
- Врождённую неспособность ребёнка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленную низким интеллектуальным уровнем;
- Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сопротивление изменениям в окружающем);
- Необычные реакции на раздражители (дискомфорт от впечатлений);
- Особую характерную задержку в развитии речи не связанную с уровнем интеллектуального развития.
- Из-за тревожности, сверхчувствительности у таких детей возникает много страхов. Так, они могут бояться яркого света, группы шумных, подвижных детей.
- Именно поэтому, аутичные дети стремятся сохранить неизменным, а значит предсказуемым, мир вокруг себя. Они хотят ходить одним и тем же привычным маршрутом, есть одну и ту же привычную пищу, носить одну и ту же привычную одежду, видеть вокруг себя одних и тех же людей, получать одни и те же впечатления. Все новое кажется им страшным и непредсказуемым, и поэтому вызывает дискомфорт.
Важнейшим ресурсом для таких детей является семья. Именно в ней ребенок получает первые знания, навыки и переживания. Невозможно помочь ребёнку, не помогая его семье. Для аутичного ребенка семья – первая модель общества, в которой ему предстоит наладить взаимодействие.
Первый источник социализации ребёнка. Она же выступает наиболее сильным психическим фактором, воздействующим на ребёнка и фактически определяющим его дальнейшую жизнь. Рождение ребенка с отклонениями в развитии – большая трагедия для всей семьи. Родители фактически погружаются в пролонгированный стресс. Семья сталкивается с достаточно большим количеством затруднений, связанных с организацией жизни ребенка, общения и воспитания, непониманием со стороны окружающих. Родители часто вынуждены жертвовать не только своими интересами, но и интересами других своих здоровых детей.
Таким образом, семья попадает в кризисную ситуацию, которая характеризуется эмоциональным и интеллектуальным стрессом, требующим значительного изменения представлений о мире, о себе, о перспективах дальнейшего существования, за достаточно короткий промежуток времени. Члены семьи, находящиеся в кризисной ситуации, проходят определённые стадии от роста напряжения до мобилизации внешних и внутренних источников. Если предпринятые действия оказались безрезультатными наступает дезорганизация личности. Происходит повышение тревоги, возникает депрессия, появляются чувства беспомощности и безнадежности. Спектр критериев, по которым мы можем определить, что семья находится в кризисе, достаточно широк:
- От неожиданности происходящего до пролонгированных страданий. Когда родители впервые узнают о заболевании ребенка они безусловно проходят путь проживания горя от отрицания до принятия, через агрессию, депрессию.
- Отношения внутри семьи и с социумом искажаются, появляется неопределенность будущего, привычный ход жизни разрушается, появляется страх, отчаяние, чувство одиночества.
- Наибольший стресс в семье аутичного ребенка проявляется у матерей. Сложности, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи, а также обучение и воспитание детей в основном ложатся на женщину. Как правило на маму так как она находятся с детьми постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребёнком, что ведёт к физической и моральной нагрузке, вызывает утомление.
- Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы из-за сверхзависимости от детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая, что, недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью. Ребенок с раннего детства не поощряет мать, не подкрепляет ее материнского поведения: не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда даже не выделяет её из других людей. В результате у матери аутичного ребенка естественны проявления депрессивности, раздражительности, эмоционального истощения. Часто для таких матерей свойственны сниженный фон настроения, потеря вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации творческих планов, потеря интереса к себе как женщине и личности.
Отцы они тоже переживают испытывают чувство вины и разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. В первую очередь обеспечивают экономическую базу семьи, избегая ежедневного стресса, связанного с воспитанием ребенка. Они не оставляют и не изменяют профиль своей работы, и, таким образом, не исключаются из привычных социальных отношений. Их жизненный стереотип не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени проводят в привычной среде (на работе, с друзьями). Тем не менее, кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся задачи материального обеспечения ухода за таким ребенком, которые обещают быть пожизненными.
Отцы и матери с самого начала по-разному реагируют на известия о нарушениях у ребенка. Отцы, как правило, реагируют менее эмоционально и задают вопросы о последствиях нарушений; матери проявляют более эмоциональную реакцию и выражают боязнь не справиться с уходом за ребенком. Отцы больше матерей озабочены социально приемлемым поведением своих детей, их социальным статусом и карьерой. К сожалению, одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после постановки диагноза ребенку, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется ребенок с особенностями в развитии. Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие охлаждение чувств.
В особой ситуации растут братья и сестры детей аутистов, они тоже испытывают бытовые трудности, и родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой-то момент они чувствуют обделённость вниманием, считают, что родители их любят меньше. Иногда, разделяя заботы семьи, они рано взрослеют, а иногда формируют особые защитные установки, что в свою очередь является дополнительным источником стресса для родителей.
Брат или сестра аутиста могут не понимать своей роли в семье и ощущать себя вторым отцом или матерью. Родители же зачастую не замечают и не понимают данных проблем, не оценивают психологическое состояние «здоровых» детей. Ощущение матерями отличия себя и больного ребенка от окружающих распространяется и на других членов семьи, на отцов, братьев и сестер, бабушек и дедушек. При этом одни из них пытаются отдалиться от аутичного ребенка, а другие – попытаться до минимума сократить контакты с посторонними.
Таким образом, сужается круг родственников вплоть до полной изоляции. Родители пытаются оградить себя и ребенка от подобных проявлений, создавая как физические, так и психологические защиты. Изоляция семьи, не способствует развитию у ребенка аутиста коммуникативных и социальных навыков, делая тем самым его неприспособленным к жизни и зависимым от родителей.
Наблюдаются психологические трудности у семьи в разные периоды жизни: основную трудность после рождения ребенка составляет получение информации о наличии патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи; в школьном возрасте – трудность в принятии решения о форме обучения ребенка с ограниченными возможностями развития, переживание реакций группы сверстников, организацию его учебы и внешкольной деятельности; когда ребенок становится подростком, происходит привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникают проблемы, связанные с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка; в период «выпуска» – трудность в признании и привыкании к продолжающейся семейной ответственности, принятии решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации ребенка; в постродительский период – основную трудность представляет перестройка отношений между супругами (например, если ребенок был успешно "выпущен" из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка. Переживая этап за этапом в семье, воспитывающей ребенка с РДА, происходит деформация внутрисемейных взаимоотношений, нарушение основных функций семьи. Искажаются отношения с окружающим социумом.
Таким образом, изменения в семье происходят на психологическом, социальном и соматическом уровнях. На психологическом уровне изменяется стиль внутрисемейных взаимоотношений, искажаются отношения с окружающим социумом, изменяется система ценностей, мировоззрения родителей. Отношения между родителями, старшими поколениями деформируются. Происходит отказ от рождения других детей, боясь, что родится ребенок с подобным диагнозом. Соматический уровень характеризуется возникновением психогенного стресса у матери вследствие наличия необратимых психических расстройств ребенка, все это является пусковым механизмом к возникновению соматических или психических заболеваний у матери. Ирина Борисовна Карвасарская в своей книге пишет: «Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест", как наказание, а можно как стимул к собственному развитию… Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам».
Взаимодействие специалистов и родителей в работе с аутичными детьми:
Врач и психолог.
Врач определяет диагноз исходя из логики течения болезни. С помощью медикаментозной терапии он стремится устранить болезненные симптомы и стимулировать психическую активность ребенка.
Психолог, как правило, привлекается врачом к диагностической работе. Результаты психологического исследования используются врачом при формулировании диагноза. Психолог активно включается в процесс коррекционной работы и выступает в нем как партнер врача. В коррекционной работе врач и психолог взаимно дополняют друг друга, осуществляя различный подход к решению поставленной задачи. Психолог оценивает состояние ребенка, опираясь на данные нормального психического развития, и определяет степень и характер отклонений в развитии. В коррекционной работе психолог ставит задачу не только устранить болезненные проявления, но и, опираясь на сохранные психические функции, найти возможность его социального развития.
В процессе совместной работы вырабатывается прогноз общей социальной адаптации больного ребенка и его интеграции в общество. Взаимодействия врача и психолога строятся в зависимости от этапа работы.
На первом этапе необходимо решать задачи устранения психогенных расстройств, обусловленных неадекватным отношением близких к ребенку с помощью психотерапевтических методов воздействия на ребенка и семью.
На втором этапе важными являются функции врача по устранению психопатологической симптоматики с помощью медикаментозной терапии.
На третьем этапе главной задачей становится активация эмоционального, речевого, интеллектуального, личностного развития ребенка, формирование у него социально адекватных форм поведения. Врач, постоянно наблюдая за динамикой состояния ребенка в процессе обучения и психотерапии, гибко корригирует медикаментозное лечение, снимая тревогу и страхи.
Необходима связь врача и психолога.
Педагог и психолог
Опираясь на данные врача и психолога, педагог ведет собственную работу, определяет конкретные задачи обучения и вырабатывает методику работы. Педагог ставит перед психологом конкретные задачи по коррекции поведения ребенка. Особые трудности поведения и интеллектуальной деятельности детей, выявляемые на учебном занятии, становятся предметом специальной работы психолога. В этом случае психологическая коррекция, совместно с медикаментозной терапии, становится средством устранения расторможенности, уменьшения проявлений агрессии и страхов, методом профилактики. На каждом этапе совместной работы психолог и педагог, обследуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе работы. Игры, в которых педагог ищет первый контакт с ребенком, представляются ему как «занятия».
Родители и специалисты
Установление контакта специалистов с родителями начинается с обсуждения особенностей психического развития и социализации ребенка. Определяется уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.
Роль родителя в жизни ребенка:
-установление эмоционального контакта;
-создание комфортной семейной обстановки;
-развитие игровой деятельности;
-вовлечение в повседневную жизнь семьи (уборка, обслуживание жизненного пространства, готовка и др);
-закрепление приобретенных навыков ребенка в повседневной жизни (самообслуживание, обучение, речь, общение, моторное развитие и др.);
Психолог учит родителей наблюдать за состоянием ребенка вовремя медикаментозного лечения и фиксировать наблюдения в дневниках. Психолог может подсказать родителям, как избежать внутрисемейных конфликтов, создать организующий ребенка режим, чтобы уменьшить его аутистические тенденции.
Педагог знакомит родителей методике занятий с ребенком, регулярно обсуждает динамику обучения и вновь возникающие у ребенка затруднения. Таким образом, работа с семьей аутичного ребенка включает методы обучения. Для сопровождения семьи учитываем:
- эмоциональную и когнитивную готовность родителей к сотрудничеству;
- реакцию родителей на стрессы, сопровождающие этот процесс;
- субъективные страдания родителей;
- мотивацию;
- доступ к необходимым личностным и социальным ресурсам.
Какие трудности ждут родителей при неправильном воспитании .
На примере подростковых акцентуаций А.Е. Личко выделяет типы неправильного воспитания, которые в виде тенденций присущи ряду современных семей вне зависимости от особенностей развития ребенка. Неправильное воспитание, по мнению автора, приводит к формированию психопатического развития, утяжеляет уже существующие заболевания.
Среди типов неправильного воспитания описаны:
1. Гипопротекция в виде недостатка опеки и контроля, или когда контроль за поведением ребенка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением.
2. Доминирующая гиперпротекция в виде чрезмерной опеки и контроля. Гиперпротекция не позволяет ребенку с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности.
3. Потворствующая гиперпротекция, когда ребенок становится «кумиром семьи» и освобождается от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей.
4. Воспитание «в культе болезни», когда болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и неадекватную самооценку.
5. Эмоциональное отвержение, когда ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей. Силами разума и воли родители иногда компенсируют отвержение подчеркнутой заботой, однако ребенок ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
6. Условия повышенной моральной ответственности, когда родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты.
7. Противоречивое воспитание, когда в одной семье каждый придерживается неодинаковых воспитательных стилей и сочетает несовместимые воспитательские подходы. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.
Многие из этих типов воспитания нередко встречаются в семьях, воспитывающих ребенка с РАС. «Защитная» позиция человека по отношению ко все более четко проявляющимся отклонениям в развитии ребенка способна породить такой стиль воспитания, который можно описать как перфекционистский. На первый план выходят успехи ребенка и способы их достижения, что ведет к принуждению, порицаниям, жесткости и муштре. Ребенку, для которого требования явно завышены, отводится роль «козла отпущения», и он постепенно превращается в аутсайдера в собственной семье. Однако та же тенденция к отрицанию реальности может привести к противоположной стратегии. Родители начинают баловать и чрезмерно оберегать своего ребенка, ставят его в центр внимания семьи и создают тепличные условия, которые мешают движению вперед. Иногда из-за страха, что ребенок останется равнодушным или негативно это воспримет, не предпринимаются попытки мотивировать его, пробудить в нем инициативу.
Для понимания особенностей структуры семей, имеющих ребенка с РАС, важно уделить серьезное внимание явлению созависимости.
Созависимость – это форма симбиотических отношений, патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной зависимостью от другого человека.
Первым вариантом стратегии, использующимся при созависимости, является контроль. Стратегия контроля часто наблюдается в семьях, имеющих детей с нарушениями развития, и выглядит следующим образом. Члены семьи берут на себя функции контроля над поведением ребенка. Этот контроль в некоторых случаях может быть достаточно жестким. Роль контролера часто очень устраивает члена семьи, придавая особый смысл его жизни. Контроль, осуществляемый над ребенком, приводит к тому, что различные виды его деятельности, не имеющие к отклонению в развитии никакого отношения, а связанные с его обычными мотивациями, начинают контролироваться и осуждаться в случае несовпадения поведения со схемой, существующей в сознании контролера.
Вторым вариантом стратегии, возникающей при созависимости, является протекция – защита, тесно связанная с контролем. Защита часто проявляется в том, что ребенка защищают от возможных последствий его активного поведения. Иногда это проявляется таким образом, что ребенок (из-за господствующей идеи непринятия обществом ребенка с особенностями) изолируется от окружающих, чтобы он не имел возможности активно общаться без контроля со стороны взрослого. Защита может проявляться и в ограждении ребенка от выполнения социально-бытовых, академических и других функций.
В целом, исследования показывают высокую распространенность эмоциональных нарушений и конфликтов в семьях, где появляются дети с РАС. Каким бы ни был источник затруднений, по всей вероятности, как только он возникает, члены семьи нередко побуждают друг друга к все более патологическому поведению. Тип нарушения у ребенка и специфика внутрисемейных взаимодействий зависят друг от друга, скорее всего не в причинно-следственном контексте, а в какой-то более сложной зависимости, и поэтому возлагать вину на родителей абсолютно неправомерно. Большинство родителей, независимо от того, выпала им участь иметь детей с психическим заболеванием или нет, делают все, что в их силах, чтобы дать детям счастье и обеспечить их успех.
Основные препятствия в обучении связаны с неконтактностью, языковыми трудностями, плохо управляемым поведением. Началу обучения предшествует установление достаточного - контроля над поведением. Важно обучение не только языковым навыкам и адекватному их использованию, но и неязыковым средствам общения — пластике, жестовому языку. Для этого могут быть использованы управляемые модификации «ритуальных» танцев под музыку, занятия в группах лечебной физкультуры, обучение плаванию, ходьбе на лыжах. На первых порах аутичный ребенок должен получить хотя бы не полностью осмысляемые, но необходимые для социального поведения языковые шаблоны. Большое значение придается обучению бытовым умениям и навыкам самообслуживания. Здесь приходится изыскивать для каждого ребенка свои способы, учитывающие также возможности семьи. Одна из сложностей связана с затруднением у многих детей непосредственного воспроизведения. Родители и воспитатели должны быть готовы к тому, что те или иные прививаемые навыки и умения могут реализовываться не сразу, а через недели или даже месяцы.
Очень важно родителям взаимодействовать с другими семьями, обсуждать трудности, обмениваются опытом их преодоления.
Таким образом, воспитывать и обучать детей с аутизмом не только можно, но и нужно. Дети могут воспитываться и обучаться как в специальных коррекционных учреждениях и реабилитационных центрах, но где бы ни обучался ребенок, в первую очередь родители должны быть его опорой и поддержкой, первыми учителями и воспитателями, так как ни одно дошкольное или школьное учреждение не может дать ребенку той любви и поддержки, которую он получит в своей семье.
Используемая литература:
- Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации / Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
Литература для родителей
- Аутичный ребёнок — проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. / Под ред. Морозова С.А. — М.: 1998.
- Крантц П., Мак-Кланнахан Л.И. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. — М.: Сигнал, 2003.
- Шоплер Э., Ланзинд М. и др. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. — Мн.: БелАПДИ - Открытые двери, 1997.
- Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. — М: 2002.
- Морозова С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. — М.: 2008.
- Морозова С.С., Алявина Е.А., Морозова Т.И. Аутизм: практические рекомендации для родителей. — М.: 2002.
- Я и мой день. Книга для детей с аутизмом. /Под ред. Морозова С.А.— М.: 1998.
- Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...
Кинетический песок как инновационный материал для сохранения психологического здоровья детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Методическая разработка посвящена использованию кинетического песка в работе с аутичными детьми. Показана актуальность данной здоровьесберегающей технологии, преимущества ее использования, перечислены...
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования
На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...
Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности
В рамках областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной о...
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, имеющими расстройства аутистического спектра
Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве (терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека)....
Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...
Особенности памяти у детей с расстройствами аутистического спектра.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАПамять является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувс...