К проблеме коррекции поведения и обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы учителя-логопеда)
методическая разработка по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К проблеме коррекции поведения и обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра
(из опыта работы учителя-логопеда)
За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики и специальной психологии, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Свое влияние на данный феномен оказывают неблагоприятные средовые и генетические факторы.
Современное общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.
Каждый особый ребенок – уникальный индивидуум. Именно так к нему и следует относиться (и родителям и специалистам, тесно взаимодействующим с семьями).
Общество с его стремительными темпами жизни предъявляет человеку все новые и новые требования. Ритм современной жизни, огромное количество негативной информации, социальные проблемы делают человека жестче. Ребенку с нарушениями в развитии необходима поддержка, принятие и понимание со стороны окружающих.
Проблема обучения детей, страдающих осложненными формами аутизма, остается на сегодняшний день актуальной (Морозова С.С., 2007; с.6).
Расстройство аутистического спектра (РАС) – распространенное нарушение психического развития. Установлено, что этот синдром обнаруживается у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек (Никольская О.С., Баенская Е.П., Либлинг, 1997, с. 12).
Аутизм как таковой – это предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. (Янушко Е., 2008, с. 3).
Существует несколько позиций специалистов относительно проблем РАС. Наиболее реальной является позиция тех авторов, которые полагают, что в основе нарушения лежит дизонтогенез. Но это дизонтогенез, не укладывающийся в известные уже формы. В.Е.Каган пишет, что это ретардация и асинхрония одновременно. Можно предполагать, что из всех известных форм дизонтогенеза аутизм представляет собой особую форму, при которой психика ребенка с аутизмом является одновременно причудливым сосуществованием островков психического функционирования различных уровней, не сбалансированных и не находящихся по отношению друг к другу в иерархической зависимости. Каждый из таких островков функционирует автономно.
В нашей стране есть специальные учреждений для систематического обучения детей с РАС, а также их дальнейшего попечения на государственном уровне, в виде частных заведений . Дети с РАС (особенно, если речь идет о сложных формах) обучаются в специальных коррекционных школах, либо индивидуально на дому, и их родители часто остаются один на один со своими проблемами, стараются самостоятельно организовать помощь своему ребенку. В этом случае одного желания родителей помочь ребенку недостаточно. Подобные проблемы совсем недавно были близки семье одному из наших учеников, который начал обучение в школе в прошлом учебном году. Диагноз РАС был поставлен ребенку в возрасте 3 лет. Из-за отсутствия речи, проблем поведения и крайней социальной неприспособленности в ДОУ ребенка не принимали. Специалистов, занимающихся такими детьми в провинциальном городе либо единицы, либо они отсутствуют вообще. Семьи со схожими проблемами, но живущие в крупных городах, оказываются в более выигрышном положении. Можно обратиться за помощью и получить ее. К наступлению школьного возраста родители мальчика обратились за консультацией в ПМПК. Получив рекомендацию: «на данном этапе развития обучение нецелесообразно», родители смирились с мыслью, что их ребенок навсегда будет ограничен рамками удовлетворения витальных потребностей. Дело в том, что обычные методы психолого-педагогического обследования неприменимы к аутичному ребенку: не владеющему речью, с отсутствием элементарных жестов, помогающих коммуникации, подверженному стереотипам, аутоагрессии и аутостимуляции. При совершенно ином подходе (и к обследованию и собственно коррекционной работе) ребенок показал неплохие результаты уже через пару месяцев. Неплохими результатами в данном случае явилось следующее: был установлен позитивный контакт педагога с ребенком, организованы первичные формы взаимодействия. Особые трудности возникали в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия ребенка обрушивалась на окружающих людей. Не менее пугающим были и вспышки аутоагрессии. При чутком подходе и огромном терпении и любви к ребенку, как со стороны родителей, так и педагога, удавалось сглаживать эти негативные моменты. В коррекционной работе на начальном его этапе присутствовали те предметы, которые ребенок выделял из всех прочих (веревочки, коробочки), т.е. то, с чем ребенок манипулировал. В связи с отсутствием речи активно применялся метод глобального чтения (слово-картинка, картинка-слово) и пиктограммы. В работе с пиктограммами использована уникальная серия рабочих тетрадей «Я говорю»
Л.Б.Баряевой, Е.Т.Логиновой, Л.В.Лопатиной.
Относительно семьи этого ребенка, можно сказать, что родители совершенно по-иному взглянули на своего сына. Появилась уверенность, новые силы для продолжения начатой работы и надежда, что и в дальнейшем в развитии ребенка будет наблюдаться положительная динамика. Конечно, этот ребенок не сможет на пути своего развития дойти до «нормы», это не ставят своей целью ни родители, ни педагоги, работающие с ним. Но уже с полной уверенностью можно назвать этого маленького человека личностью, со своими успехами и неудачами, со своим особым видением мира.
Методической основой коррекционной работы с аутичными детьми в нашей школе являются работы С.С.Морозовой, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг, Л.Г.Нуриевой.
Вся коррекционная работа с аутичным ребенком требует особого подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки. Поэтому применение в обучении обычных методов (и специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо. Возможно и успешное вхождение ребенка в детский коллектив. Решение об устройстве ребенка в детское учреждение или отказе от этого пути необходимо принимать, учитывая степень аутизации ребенка, тщательно взвешивая все обстоятельства.
Необходимо также повышать уровень квалификации специалистов, работающих с этой категорией детей. То, что такие специалисты востребованы, в настоящее время не вызывает сомнения. Подготовка специалистов для работы именно с детьми с РАС должна осуществляться на государственном уровне.
Прогноз развития детей, страдающих расстройством аутистического спектра, обусловлен и биологическими и социальными факторами, но, безусловно, чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на успешную социальную адаптацию. Работа с таким ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов, больших затрат психической и физической энергии. Поняв внутренний мир, чувства ребенка, его переживания педагог становится его другом, помогает избавиться от страхов, постепенно выводит его в окружающий мир, учит быть более самостоятельным.
Список литературы
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Пособие для учителя-дефектолога/ С.С. Морозова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 176 с. (Коррекционная педагогика).
- Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.П.Баенская, М.М.Либлинг. – М.: «Теревинф», 1997.
- Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М., 2008.- 95с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы чтения и понимания у детей с расстройствами аутистического спектра
Несмотря на недостаточность пространственного гнозиса и, как следствие, фокусирование на деталях, а не на целом, на проблемы с кратковременной памятью, на неумение выстроить логические цепочки и устан...
Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности
В рамках областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной о...
Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...
Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра
Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться? Как надо заниматься с ре...
«Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
laquo;Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...
« РАБОТА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
В связи с ростом в последнее десятилетие числа детей с РАС, особенную значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается. Системная работа с...