Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Гришина Олеся Анатольевна

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: 

  • организация образовательного пространства;

  • адаптация учебной программы;

  • организация занятий/уроков;

  • мониторинг достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тезисы7.43 КБ
Файл презентация2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гришина О.А.

ГКОУ Школа “Технологии обучения”

г. Москва

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

                                                

К числу важнейших задач обучения детей с расстройством аутистического спектра относиться: создание специальных условий обучения т.е. его организация.  Это необходимо как для лучшей социализации таких детей, так и для лучшего усвоения программного материала. К тому же при оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройствами аутистического спектра

Могут обучаться :

по общеобразовательной программе   50-60 %

по программе специальной школы      30 %

адаптироваться в условиях семьи        8-10%

Без помощи становятся глубокими инвалидами      60%

Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению:

  • страх новых ситуаций и изменений;
  • отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
  • медленный темп деятельности и взаимодействия;
  • пресыщение сенсорными стимулами;
  • ограниченное понимание социальных ситуаций.

Что можно увидеть:

  • ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
  • многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и односложно;
  • сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем: динозавры, автомобили и т.п.);
  • стереотипии (рычание , раскачивание , хлопки, прыжки, вращение кистей рук, перелистывание страниц книг, моргание и т.д.).  Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент стресса;
  • нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.

С целью выявления наиболее эффективного обучения детей с расстройствами аутистического спектра на базе ГКОУ ШК “Технологии обучения” в структурном подразделении школе  196 было выделено 4 направления организации обучения:

  • организация образовательного пространства;
  • адаптация учебной программы;
  • организация занятий/уроков;
  • мониторинг достижений учащихся.

Организация образовательного пространства.

Организация пространства помещений:

  • рядом с классом находится игровая комната, где проходят перемены
  • в каждом классе оборудованы игровые уголки.
  • есть маленькая комната, где ребенок может побыть один.

Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа:

  • Предварительный этап: оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. На основание этого формируются группы (классы), рекомендуется очная, дистанционная, индивидуальная форма обучения.
  • Диагностический этап: Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. Описание необходимых ребенку с РАС специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях в учебный план включаются групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
  • Разработка:
  • Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.
  • Определение временных границ реализации АОП.
  • Четкое формулирование цели АОП.
  • Определение круга задач в рамках реализации АОП.
  • Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты).
  • Определение форм и критериев диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника.
  • Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.

     4)  Далее подбираются специальные методики и средства обучения. При разработке рабочих программ используются в том числе и программы специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида.

Учитываются особенности учащихся и при составлении расписания: дети могут начинать обучение с наилучшего для них времени. Расписание составляется учитывая быструю утомляемость и истощаемость наших учеников.

Организация занятий/уроков.

На первом этапе обучения многим учащимся требуется стимулирующая и организующая помощь тьютора, затем эти функции переходят на учителя. Обязательно предоставление индивидуальных средств обучения (таблицы, алгоритмы, компьютеры) и индивидуальный подход к каждому ученику в виде разноуровневых заданий.

Требования к организации занятий.

  •  знакомое место;
  •  вначале познакомить с планом занятия, рассказать/показать очередность выполнения заданий;
  •  необходимо знать время продуктивности ребенка, регулярно делать перерывы (двигательные минутки, давать возможность переключения и сенсорного насыщения);
  •  предъявлять информацию блоками;
  • увеличивать время на прохождение одной темы;
  •  опираться на наглядный материал;
  •  выполнять невербальные задания, использовать тесты для отработки и проверки знаний; при атипичном аутизме обратная ситуация;
  •  в трудных заданиях предлагать направляющую и организующую помощь.

Применение  разноуровневых  заданий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети ощущают себя успешными и уверенными. Каждое задание подбирается в соответствии с интеллектуальным уровнем учащегося и подразумевает задействование всех модальностей:

  • аудиальную (озвучивание задания педагогом или чтение задания вслух, проговаривание самим учащимся);
  • визуальную (предоставление картинного или предметного материала);
  • кинестетическую (просьба изобразить жестами, мимикой; потрогать предмет; слепить; пантомима; проползти; понюхать; попробовать на вкус);
  • речевую(охарактеризуй себя; опиши картинку, предмет; вырази своё согласие и несогласие, избегая слов “да”, “нет”).

Почему так важно использовать все модальности? Дети с РАС имеют много дефицитов и много особенностей. Как правило у них развита лучше одна модальность, чем остальные. Для лучшего понимания и усвоения материала используем ведущую, а остальные модальности  используем для их развития.

Мониторинг достижений учащихся.

Мониторинг достижений учащихся затруднён. Так как для контингента нашей школы стандартные методы не подходят. Основной метод мониторинга в нашей среде - это наблюдение: включенное (взаимодействие педагог - ученик: наблюдение на уроках, как реагирует на задания, как реагирует на трудности, просит и принимает ли помощь окружающих) или не включенное (наблюдение в свободной деятельности: на что он реагирует сам, что привлекает его внимание, как манипулирует предметами, как он себя чувствует в этом пространстве без рамок и границ).

Другие методы информативны, но ограничены в использование особенностей наших детей: нарушение коммуникативной (сложности установления контакта), поведенческой (не могут произвольно включаться в деятельность, контролировать эмоции) и когнитивной сферы (своеобразие восприятия, нарушение внимания), затрудняет получение информации о ребенке.

Таким образом, создание специальной образовательной среды повышает шансы детей с расстройствами аутистического спектра социализироваться в обществе, развиваться, обучаться и найти свою ячейку в этом мире.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Гришина О.А.

Слайд 2

При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройством аутистического спектра могут обучаться: по общеобразовательной программе 50-60 % по программе специальной школы 30 % адаптироваться в условиях семьи 8-10% Без помощи становятся глубокими инвалидами 60%

Слайд 3

Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению. страх новых ситуаций и изменений отсутствие гибкости в мышлении, поведении пресыщение сенсорными стимулами ограниченное понимание социальных ситуаций. медленный темп деятельности и взаимодействия

Слайд 4

рядом с классом находится игровая комната, где проходят перемены Организация пространства помещений

Слайд 5

в каждом классе оборудованы игровые уголки .

Слайд 6

есть маленькая комната, где ребенок может побыть один

Слайд 7

Адаптация учебной программы Учет особенностей и уровня развития ребенка. Форма обучения Коррекционно - развивающий блок. Специальные методики и средства

Слайд 8

Организация урока учитель и тьютор : требуется стимулирующая или организующая помощь. индивидуальный подход разноуровневые задания Использование индивидуальных средств обучения

Слайд 9

План занятия - урока

Слайд 10

Индивидуальные средства обучения

Слайд 12

Разноуровневые задания Интеллектуальный уровень

Слайд 15

1 уровень. Вставь пропущенные буквы. 2 уровень. Вставь пропущенные буквы и подчеркни проверочные слова. 3 уровень. Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова. Тетради — тетра . ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . , верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . . Тетра . ь, тетра . ка, похо. . , бере . ка, колхо . , верблю . , шала . , гри . .

Слайд 16

1 уровень: Собери пазлы - половинки. Подбери предложение. 2 уровень: Раздели ситуации по группам. Составь предложение. 3 уровень: Установите причинно - следственные связи. Продолжи рассказ (Что было дальше? или Как поступишь ты?).

Слайд 17

Мониторинг достижений учащихся Диагностика на начало учебного года Наблюдение; Опросы; Беседы с учителями, родителями, специалистами. Диагностика на конец учебного года

Слайд 18

Диагностический материал

Слайд 20

Опрос для учителей, специалистов, родителей

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Советы,  которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...

Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...

Особенности памяти у детей с расстройствами аутистического спектра.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАПамять является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувс...