Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях:
организация образовательного пространства;
адаптация учебной программы;
организация занятий/уроков;
мониторинг достижений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тезисы | 7.43 КБ |
презентация | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Гришина О.А.
ГКОУ Школа “Технологии обучения”
г. Москва
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
К числу важнейших задач обучения детей с расстройством аутистического спектра относиться: создание специальных условий обучения т.е. его организация. Это необходимо как для лучшей социализации таких детей, так и для лучшего усвоения программного материала. К тому же при оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройствами аутистического спектра
Могут обучаться :
по общеобразовательной программе 50-60 %
по программе специальной школы 30 %
адаптироваться в условиях семьи 8-10%
Без помощи становятся глубокими инвалидами 60%
Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению:
- страх новых ситуаций и изменений;
- отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
- медленный темп деятельности и взаимодействия;
- пресыщение сенсорными стимулами;
- ограниченное понимание социальных ситуаций.
Что можно увидеть:
- ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
- многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и односложно;
- сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем: динозавры, автомобили и т.п.);
- стереотипии (рычание , раскачивание , хлопки, прыжки, вращение кистей рук, перелистывание страниц книг, моргание и т.д.). Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент стресса;
- нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.
С целью выявления наиболее эффективного обучения детей с расстройствами аутистического спектра на базе ГКОУ ШК “Технологии обучения” в структурном подразделении школе № 196 было выделено 4 направления организации обучения:
- организация образовательного пространства;
- адаптация учебной программы;
- организация занятий/уроков;
- мониторинг достижений учащихся.
Организация образовательного пространства.
Организация пространства помещений:
- рядом с классом находится игровая комната, где проходят перемены
- в каждом классе оборудованы игровые уголки.
- есть маленькая комната, где ребенок может побыть один.
Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа:
- Предварительный этап: оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. На основание этого формируются группы (классы), рекомендуется очная, дистанционная, индивидуальная форма обучения.
- Диагностический этап: Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. Описание необходимых ребенку с РАС специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях в учебный план включаются групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
- Разработка:
- Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.
- Определение временных границ реализации АОП.
- Четкое формулирование цели АОП.
- Определение круга задач в рамках реализации АОП.
- Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты).
- Определение форм и критериев диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника.
- Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.
4) Далее подбираются специальные методики и средства обучения. При разработке рабочих программ используются в том числе и программы специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида.
Учитываются особенности учащихся и при составлении расписания: дети могут начинать обучение с наилучшего для них времени. Расписание составляется учитывая быструю утомляемость и истощаемость наших учеников.
Организация занятий/уроков.
На первом этапе обучения многим учащимся требуется стимулирующая и организующая помощь тьютора, затем эти функции переходят на учителя. Обязательно предоставление индивидуальных средств обучения (таблицы, алгоритмы, компьютеры) и индивидуальный подход к каждому ученику в виде разноуровневых заданий.
Требования к организации занятий.
- знакомое место;
- вначале познакомить с планом занятия, рассказать/показать очередность выполнения заданий;
- необходимо знать время продуктивности ребенка, регулярно делать перерывы (двигательные минутки, давать возможность переключения и сенсорного насыщения);
- предъявлять информацию блоками;
- увеличивать время на прохождение одной темы;
- опираться на наглядный материал;
- выполнять невербальные задания, использовать тесты для отработки и проверки знаний; при атипичном аутизме обратная ситуация;
- в трудных заданиях предлагать направляющую и организующую помощь.
Применение разноуровневых заданий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети ощущают себя успешными и уверенными. Каждое задание подбирается в соответствии с интеллектуальным уровнем учащегося и подразумевает задействование всех модальностей:
- аудиальную (озвучивание задания педагогом или чтение задания вслух, проговаривание самим учащимся);
- визуальную (предоставление картинного или предметного материала);
- кинестетическую (просьба изобразить жестами, мимикой; потрогать предмет; слепить; пантомима; проползти; понюхать; попробовать на вкус);
- речевую(охарактеризуй себя; опиши картинку, предмет; вырази своё согласие и несогласие, избегая слов “да”, “нет”).
Почему так важно использовать все модальности? Дети с РАС имеют много дефицитов и много особенностей. Как правило у них развита лучше одна модальность, чем остальные. Для лучшего понимания и усвоения материала используем ведущую, а остальные модальности используем для их развития.
Мониторинг достижений учащихся.
Мониторинг достижений учащихся затруднён. Так как для контингента нашей школы стандартные методы не подходят. Основной метод мониторинга в нашей среде - это наблюдение: включенное (взаимодействие педагог - ученик: наблюдение на уроках, как реагирует на задания, как реагирует на трудности, просит и принимает ли помощь окружающих) или не включенное (наблюдение в свободной деятельности: на что он реагирует сам, что привлекает его внимание, как манипулирует предметами, как он себя чувствует в этом пространстве без рамок и границ).
Другие методы информативны, но ограничены в использование особенностей наших детей: нарушение коммуникативной (сложности установления контакта), поведенческой (не могут произвольно включаться в деятельность, контролировать эмоции) и когнитивной сферы (своеобразие восприятия, нарушение внимания), затрудняет получение информации о ребенке.
Таким образом, создание специальной образовательной среды повышает шансы детей с расстройствами аутистического спектра социализироваться в обществе, развиваться, обучаться и найти свою ячейку в этом мире.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройством аутистического спектра могут обучаться: по общеобразовательной программе 50-60 % по программе специальной школы 30 % адаптироваться в условиях семьи 8-10% Без помощи становятся глубокими инвалидами 60%
Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению. страх новых ситуаций и изменений отсутствие гибкости в мышлении, поведении пресыщение сенсорными стимулами ограниченное понимание социальных ситуаций. медленный темп деятельности и взаимодействия
рядом с классом находится игровая комната, где проходят перемены Организация пространства помещений
в каждом классе оборудованы игровые уголки .
есть маленькая комната, где ребенок может побыть один
Адаптация учебной программы Учет особенностей и уровня развития ребенка. Форма обучения Коррекционно - развивающий блок. Специальные методики и средства
Организация урока учитель и тьютор : требуется стимулирующая или организующая помощь. индивидуальный подход разноуровневые задания Использование индивидуальных средств обучения
План занятия - урока
Индивидуальные средства обучения
Разноуровневые задания Интеллектуальный уровень
1 уровень. Вставь пропущенные буквы. 2 уровень. Вставь пропущенные буквы и подчеркни проверочные слова. 3 уровень. Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова. Тетради — тетра . ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . , верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . . Тетра . ь, тетра . ка, похо. . , бере . ка, колхо . , верблю . , шала . , гри . .
1 уровень: Собери пазлы - половинки. Подбери предложение. 2 уровень: Раздели ситуации по группам. Составь предложение. 3 уровень: Установите причинно - следственные связи. Продолжи рассказ (Что было дальше? или Как поступишь ты?).
Мониторинг достижений учащихся Диагностика на начало учебного года Наблюдение; Опросы; Беседы с учителями, родителями, специалистами. Диагностика на конец учебного года
Диагностический материал
Опрос для учителей, специалистов, родителей
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.
Советы, которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....
Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.
С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...
«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».
Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...
Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...
Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...
Особенности памяти у детей с расстройствами аутистического спектра.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАПамять является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувс...