Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности
методическая разработка (4 класс)
В рамках областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной отсталостью»
Цель моей работы: коррекция недостатков интеллектуального и эмоционального развития ребенка с расстройством аутистического спектра через нетрадиционные формы работы в ИЗО деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_seminar_2021.docx | 50.88 КБ |
Предварительный просмотр:
В рамках областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной отсталостью»
Выступление: Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с Расстройством АС в изобразительной деятельности».
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания многих наук.
Аутизм рассматривается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений развития. Дети с аутизмом испытывают разнообразные трудности. Одной из них является обучение.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости проведения своевременной и адекватной коррекционной работы, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка.
В 4 классе обучается 10 чел.
Из них одна обучающаяся с диагнозом РДА. Проступила во 2 классе.
У девочки искаженное развитие эмоционально – аффективной сферы. Специфическое нарушение познавательной деятельности.
Она обучается по индивидуальной программе. На уроках не слушает и редко отвечает на поставленные вопросы. В тетрадях письменные задания выполняет с трудом. В общем моторном облике - нарушения координации движений, возбудимость, стереотипии. Испытывает трудности при усвоении всех разделов программного материала.
В процессе обучения было замечено, что девочке очень нравится рисовать, лепить, клеить.
Поэтому я решила уделять особое внимание этому виду деятельности с целью коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития. В обучающем процессе стала использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, связанные с изобразительной деятельностью. Это для неё - не только труд, но и большая радость, а так же образное познание окружающей действительности. Формы работы на уроке – индивидуальная и совместная с учителем.
Цель моей работы: коррекция недостатков интеллектуального и эмоционального развития ребенка с расстройством аутистического спектра через нетрадиционные формы работы в ИЗО деятельности
Нетрадиционные техники – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов. Они дают возможность нестандартно мыслить и создают на уроке условия, в которых ребенок начинает самостоятельно выражать свои чувства, переживания, эмоции, настроения.
В связи с этим, подробнее остановлюсь на нетрадиционных техниках работы с данной обучающейся в изобразительной деятельности, которые вызывают у нее особый интерес и усидчивость.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется индивидуальными особенностями обучающейся.
Учитывая это особенности
В рисовании используем следующие нетрадиционные техники работы:
«Пальчиковые рисунки» разнообразной тематики
«Рисование ладонью» - помогает развивать зрительно-двигательную координацию.
Техника рисования «Монотипия»
Помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета.
«Рисование на песке». Отличная терапия для ребенка – аутиста.
«Оттиск ватными палочками» или «Тычкование»
Аппликация
В процессе аппликации ребенок усваивает целый ряд графических и живописных умений и навыков, учится анализировать предметы и явления окружающего мира. Она очень важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
В аппликации используем следующие нетрадиц. техники:
- Клеим готовые наклейки с различными изображениями, развивая точность движений.
- Использование мятой бумаги (придаёт изображению объем).
- Способ «Обрывная аппликация» хорош для передачи фактуры образа.
-Аппликация из поролона также придаёт фигурам объем.
- Используя «Квилинг», или технику бумагоскручивания получаем объемные композиции из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
- И Аппликация с природными материалами так же всегда увлекательна, интересна и полезна.
Лепка
К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:
- использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;
- интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;
- создание оригинальных лепных образов.
Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов,
В процессе лепки – одновременно происходит сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.
Обучающейся очень нравится использовать:
Технику пластилинографии – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются полуобъемные.
- Приемом «вдавливание» укрепляется мелкая моторика.
(этим приемом можно украсить поделку крупами, зернами и семенами растений).
-Прием Рисование “ пластилиновыми жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Этот прием синхронизируют работу обеих рук.
- Прием «Тестопластика» – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна.
- «Пластилиновая мозаика» или рисование шариками – придает объем изображению. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.
В технике «Рисование пластилином с объемным эффектом» формируется правильное восприятие формы, величины, цвета
Работа с разнообразными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка: развивает чувство цвета, гармонии, пространства, воображения, образное мышление, тактильные ощущения, творческие способности.
Каждая из этих техник – это как маленькая игра, которая доставляет ребенку радость, положительные эмоции.
Хочется отметить, что большое внимание и поддержку в обучении и развитии оказывает мама девочки, прислушиваясь к замечаниям и рекомендациям педагога. Такая совместная деятельность «ребенок–педагог-родитель» дает хорошие результаты.
Через использование таких нетрадиционных техник ребенок обретает уверенность в себе, а их разнообразие способствует развитию познавательной деятельности.
Кроме того, ИЗО деятельность способствует динамики речевого развития ребенка, обогащению словарного запаса, развитию лексико- грамматического строя речи,
навыков письма, общения в совместной деятельности, наблюдательности, способности анализировать предметы, расширению представления о социуме.
В это учебном году обучающаяся принимала участие в творческих конкурсах и заняла призовые места.
Для особого ребенка творить—это не обязательно создавать новое, это скорее—выражать себя. В ходе этого процесса обучающаяся лучше осознает себя, расширяет свой опыт, радуется общению с педагогом, начинает больше доверять себе и другим.
Таким образом, изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта с ребенком с Расстройством АС, но и определённой коррекцией недостатков интеллектуального и эмоционального развития, что благоприятно сказывается на процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС
Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...
«Формирование познавательной активности и творческих способностей детей с расстройством аутистического спектра в процессе изобразительной деятельности».
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с расстройством аутистического спектра (РАС)....
Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Консультация для педагогов....
ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны...
Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра
Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться? Как надо заниматься с ре...