Рабочая программа "В школу с улыбкой!"
рабочая программа (1 класс)
Программа «В ШКОЛУ С УЛЫБКОЙ», составленная на основе программ «Юным умникам и умницам»,1-4 класс, О. Холодовой; «Тропинка к своему Я», 1-4 класс, О.В. Хухлаевой, является адаптированным вариантом выше изложенных программ педагога-психолога Козловой И.С.
Явным достоинством программы является то, что задания увлекательны для детей. Благодаря частым переключения с одного вида деятельности на другой, работа представляется более насыщенной, динамичной и менее утомительной. На уроках используются задания, которые помогут развить естественнонаучную, читательскую, математическую, функциональную и другие виды грамотности обучающихся, что является основой любой программы с учетом обновленных ФГОС НОО. Программа занятий для первого класса направлена на создание положительной учебно-школьной мотивации, на формирование и развитие познавательного интереса к различным школьным предметам и к овладению знаниями, в целом, на стимуляцию и коррекцию отдельных умений, способов умственных и практических действий. Также программа способствует снижению школьной тревожности, позволяет успешно адаптироваться к новым условиям, формирует классный коллектив и способствует нравственному воспитанию каждого отдельно взятого ученика.
Множество игровых упражнений, заданий на воображение и творчество, применяемых на занятиях способствуют положительному настрою обучающихся, повышают самооценку и снижают уровень школьной тревожности.
Групповые обсуждения и работа в парах и микрогруппах позволяют формировать актуальные коммуникативные навыки и служат в дальнейшем профилактикой деструктивного протекания подросткового кризиса развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ВД для первоклассников | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
городского округа Щёлково
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБОУ СОШ № 27 ГОЩ Протокол № 1 от 25.08.2022г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по МБОУ СОШ №27 ГОЩ №183-ОД от 26.08.2022г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В школу с улыбкой!»
(объединение)
(Комплекс воспитательных мероприятий, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве школы)
1А класс
Составитель:
Козлова Ирина Сергеевна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
2022 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «В школу с улыбкой!» разработана в соответствии с требованиями
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 27 ГОЩ
- План внеурочной деятельности НОО МБОУ СОШ №27 ГОЩ
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 27 ГОЩ
Программа «В ШКОЛУ С УЛЫБКОЙ», составленная на основе программ «Юным умникам и умницам»,1-4 класс, О. Холодовой; «Тропинка к своему Я», 1-4 класс, О.В. Хухлаевой, является адаптированным вариантом выше изложенных программ педагога-психолога Козловой И.С.
Явным достоинством программы является то, что задания увлекательны для детей. Благодаря частым переключения с одного вида деятельности на другой, работа представляется более насыщенной, динамичной и менее утомительной. На уроках используются задания, которые помогут развить естественнонаучную, читательскую, математическую, функциональную и другие виды грамотности обучающихся, что является основой любой программы с учетом обновленных ФГОС НОО. Часть упражнений готовит обучающихся к выполнению тестовых заданий, которые сегодня повсеместно используются в интеллектуальных конкурсах, экзаменационных работах ГИА (ОГЭ и ЕГЭ).
Используя различные формы деятельности, такие как диспут, работа в малых группах, соревнования, «мозговой штурм», серьезная задача по развитию познавательных способностей приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, создает особый положительный эмоциональный фон, способствует развитию речи и коммуникативной сферы, снижает уровень школьной тревожности, способствует переносу ситуаций успеха на всю учебную деятельность и нормализации самооценки обучающихся.
Программа занятий для первого класса направлена на создание положительной учебно-школьной мотивации, на формирование и развитие познавательного интереса к различным школьным предметам и к овладению знаниями, в целом, на стимуляцию и коррекцию отдельных умений, способов умственных и практических действий. Также программа способствует снижению школьной тревожности, позволяет успешно адаптироваться к новым условиям, формирует классный коллектив и способствует нравственному воспитанию каждого отдельно взятого ученика.
Множество игровых упражнений, заданий на воображение и творчество, применяемых на занятиях способствуют положительному настрою обучающихся, повышают самооценку и снижают уровень школьной тревожности.
Групповые обсуждения и работа в парах и микрогруппах позволяют формировать актуальные коммуникативные навыки и служат в дальнейшем профилактикой деструктивного протекания подросткового кризиса развития.
Проведение занятий по данной программе стало еще одним эффективным средством развития познавательных способностей детей в рамках развития компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, расширения знаний обучающихся о себе и окружающих людях, о своих возможностях и способностях.
Занятия способствуют формированию стремления к самостоятельному поиску решений, развитию познавательной активности, развитию творческого мышления.
Цель программы - создание оптимальных условий для успешной адаптации обучающихся 1х классов.
- Развитие познавательного интереса
- Формирование стремления к поиску и активной творческой позиции в обучении
- Становление развитых форм самосознания и самоконтроля
- Развитие уверенности в возможностях своего интеллекта
- Формирование полноценной самостоятельно мыслящей личности
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (Я – концепция)
Задачи программы:
- Развитие различных видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной), внимания, зрительного восприятия, воображения
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, мыслить нестандартно, логически
- развитие и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения и способ решения задачи, развитие языковой культуры, в целом
- развитие двигательной сферы (физминутки на внимание) и сенсорной сферы (мелких мышц кистей, глазомера)
- развитие способности искать и находить новые решения, подходы, способы достижения желаемого результата, развитие умения решать нестандартные задачи, формирование навыков творческого мышления
- формирование познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащегося
- формирование и развитие коммуникативных умений: умения конструктивно общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах и малых группах; уважать мнение других; быть объективным и толерантным в отношения с одноклассниками
- эмоциональное и личностное развитие учащегося
- формирование творческого сплоченного детского коллектива.
Сроки освоения программы. Данный курс, представляющий определенную систему интеллектуально и эмоционально-развивающих занятий, предназначен для обучающихся 1-х классов. Курс рассчитан на 33 учебных часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю.
УМК- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб. –М.: Росткнига, 2007. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях / О. А. Холодова.– 5-е изд., перераб. –М.: Издательство РОСТ, 2012.
3.Тропинка к своему Я, 1-4 класс, О.В. Хухлаева.- М.:Генезис. 2014.
Содержание программы занятий 1А класс.
Предлагаемые в 1 А классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести обучающихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, что - бы по мере продвижения к этой деятельности все большее число обучающихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности обучающихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование программы составлено с учётом рабочей программы воспитания обучающихся НОО.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, природа, знания,здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся- личностное развитие школьников, проявляющееся в приобретении школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
- опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- опыта дел, направленных на пользу своему родному селу и школе,
- опыта бесконфликтного поведения в школе, дома или на улице;
- опыта проектной деятельности;
- опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыта оказания помощи окружающим, заботы о пожилых людях;
- опыта приобретения навыков саморегуляции
Система оценки достижения планируемых результатов: диагностика психологической готовности к обучению, уровня учебной мотивации, уровня адаптации к школьному коллективу (начало и окончание учебного года)
Основные формы работы: занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу, а также работу в парах. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:
игра;
нейропсихологические упражнения;
работа в тетрадях
проективные методики
рисование
чтение и проигрывание сказок
тренинговые упражнения
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1 классе А.
33 часа (1 раз в неделю)
№п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата по факту |
1 | Здравствуй, школа! Квест. | 1 | 01.09-02.09 |
2 | Игровой урок «Знакомство». | 1 | 05.09-09.09 |
3 | Диагностика психологической готовности к обучению. | 1 | 12.09-16.09 |
4 | Проективная методика. Выявление личностных и коммуникативных особенностей «Рисунок человека», «Что мне нравится в школе» | 1 | 19.09-23.09 |
5 | Читаем сказки и учимся дружить. «Жужуля» | 1 | 26.09-30.09 |
6 | Читаем сказки и учимся дружить. «Петушок и 5» | 1 | 03.10-07.10 |
7 | Читаем сказки и учимся дружить. «Эй, ты!» | 1 | 17.10-21.10 |
8 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | 1 | 24.10-28.10 |
9 | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант. | 1 | 07.11-11.11 |
10 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Графический диктант. | 1 | 14.11-18.11 |
11 | Читаем сказки и учимся помогать. Моя семья. | 1 | 28.11-02.12 |
12 | Загадки о семье. Рисунок семьи. | 1 | 05.12-09.12 |
13 | Тренировка внимания. Графический диктант. | 1 | 12.12-16.12 |
14 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | 19.12-23.12 |
15 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант. | 1 | 26.12-30.12 |
16 | Тренировка зрительной памяти Графический диктант. | 1 | 09.01-13.01 |
17 | Развитие фонематического слуха. Игры. | 1 | 16.01-20.01 |
18 | Учимся дружить. Рисование в парах. | 1 | 23.01-27.01 |
19 | Читаем сказки и учимся дружить. Чем помочь другу. | 1 | 30.01-03.02 |
20 | Учимся ходить по схеме. | 1 | 06.02-10.02 |
21 | Давай поиграем в слова! Ребусы. | 1 | 13.02-17.02 |
22 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 27.02-03.03 |
23 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 06.03-10.03 |
24 | Мой класс, мой учитель. | 1 | 13.03-17.03 |
25 | Тренировка внимания. Графический диктант. | 1 | 20.03-25.03 |
26 | Читаем сказки и учимся дружить. Мой одноклассник- мой друг. | 1 | 27.03-31.03 |
27 | Мои чувства. Эмоции. Тест Ореховой. | 1 | 10.04-14.04 |
28 | Страх. Как его победить. 1 часть. | 1 | 17.04-21.04 |
29 | Страх. Как его победить. 2 часть. | 1 | 24.04-28.04 |
30 | Мои достоинства. Я хвалю себя..Игра. | 1 | |
31 | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант. | 1 | 08.05-12.05 |
32 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 15.05-19.05 |
33 | Чему я научился. Диагностика. | 1 | 22.05-29.05 |
33 часа |
Информация об используемых технологиях обучения
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
технология развивающего обучения,
игровые технологии,
проектное обучение,
обучение в сотрудничестве,
проблемное обучение,
здоровьесберегающие технологии,
исследование в обучении,
информационно-коммуникативная технология,
технология развития «критического мышления».
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2022г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________________ Е.А.Краснобаева
24.08.2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
Рабочая программа "Школа 2100".1класс.
Календарные и тематические планы....
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
Рабочие программы_Школа 2100_1 класс
Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...
Рабочая программа "Школа мяча"
Программа по баскетболу для 1 класса...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...
- Мне нравится (1)