Рабочая программа "В школу с улыбкой!"
рабочая программа (1 класс)

Козлова Ирина Сергеевна

Программа «В ШКОЛУ С УЛЫБКОЙ», составленная на основе программ «Юным умникам и умницам»,1-4 класс, О. Холодовой; «Тропинка к своему Я», 1-4 класс, О.В. Хухлаевой, является адаптированным вариантом выше изложенных программ педагога-психолога Козловой И.С.

    Явным достоинством программы является то, что задания увлекательны для детей. Благодаря частым переключения с одного вида деятельности на другой, работа представляется более насыщенной, динамичной и менее утомительной. На уроках используются задания, которые помогут развить естественнонаучную, читательскую, математическую, функциональную и другие виды грамотности обучающихся, что является основой любой программы с учетом обновленных ФГОС НОО. Программа занятий для первого класса направлена на создание положительной учебно-школьной мотивации, на формирование и развитие познавательного интереса к различным школьным предметам и к овладению знаниями, в целом, на стимуляцию и коррекцию отдельных умений, способов умственных и практических действий. Также программа способствует снижению школьной тревожности, позволяет успешно адаптироваться к новым условиям, формирует классный коллектив и способствует нравственному воспитанию каждого отдельно взятого ученика. 

Множество игровых упражнений, заданий на воображение и творчество, применяемых на занятиях способствуют положительному настрою обучающихся, повышают самооценку и снижают уровень школьной тревожности.

Групповые обсуждения и работа в парах и микрогруппах позволяют формировать актуальные коммуникативные навыки и служат в дальнейшем профилактикой деструктивного протекания подросткового кризиса развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

городского округа Щёлково

ПРИНЯТА        

Педагогическим советом  

МБОУ СОШ № 27 ГОЩ

Протокол № 1 от 25.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МБОУ СОШ №27 ГОЩ

№183-ОД от 26.08.2022г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«В школу с улыбкой!»

(объединение)

(Комплекс воспитательных мероприятий, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве школы)

1А класс

Составитель:

Козлова Ирина Сергеевна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

2022 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «В школу с улыбкой!» разработана в соответствии с требованиями

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №  286 от 31 мая 2021 г.)
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 27 ГОЩ
  • План внеурочной деятельности НОО МБОУ СОШ №27 ГОЩ
  • Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 27 ГОЩ

Программа «В ШКОЛУ С УЛЫБКОЙ», составленная на основе программ «Юным умникам и умницам»,1-4 класс, О. Холодовой; «Тропинка к своему Я», 1-4 класс, О.В. Хухлаевой, является адаптированным вариантом выше изложенных программ педагога-психолога Козловой И.С.

    Явным достоинством программы является то, что задания увлекательны для детей. Благодаря частым переключения с одного вида деятельности на другой, работа представляется более насыщенной, динамичной и менее утомительной. На уроках используются задания, которые помогут развить естественнонаучную, читательскую, математическую, функциональную и другие виды грамотности обучающихся, что является основой любой программы с учетом обновленных ФГОС НОО. Часть упражнений готовит обучающихся к выполнению тестовых заданий, которые сегодня повсеместно используются в интеллектуальных конкурсах, экзаменационных работах ГИА (ОГЭ и ЕГЭ).

      Используя различные формы деятельности, такие как диспут, работа в малых группах, соревнования, «мозговой штурм», серьезная задача по развитию познавательных способностей приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, создает особый положительный эмоциональный фон, способствует развитию речи и коммуникативной сферы, снижает уровень школьной тревожности, способствует переносу ситуаций успеха на всю учебную деятельность и нормализации самооценки обучающихся.  

Программа занятий для первого класса направлена на создание положительной учебно-школьной мотивации, на формирование и развитие познавательного интереса к различным школьным предметам и к овладению знаниями, в целом, на стимуляцию и коррекцию отдельных умений, способов умственных и практических действий. Также программа способствует снижению школьной тревожности, позволяет успешно адаптироваться к новым условиям, формирует классный коллектив и способствует нравственному воспитанию каждого отдельно взятого ученика.

Множество игровых упражнений, заданий на воображение и творчество, применяемых на занятиях способствуют положительному настрою обучающихся, повышают самооценку и снижают уровень школьной тревожности.

Групповые обсуждения и работа в парах и микрогруппах позволяют формировать актуальные коммуникативные навыки и служат в дальнейшем профилактикой деструктивного протекания подросткового кризиса развития.

Проведение занятий по данной программе стало еще одним эффективным средством развития познавательных способностей детей в рамках развития компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, расширения знаний обучающихся о себе и окружающих людях, о своих возможностях и способностях.

Занятия способствуют формированию стремления к самостоятельному поиску решений, развитию познавательной активности, развитию творческого мышления.

Цель программы - создание оптимальных условий для успешной адаптации обучающихся 1х классов.

  • Развитие познавательного интереса
  • Формирование стремления к поиску и активной творческой  позиции в обучении
  • Становление развитых форм самосознания и самоконтроля
  • Развитие уверенности в возможностях своего интеллекта
  • Формирование полноценной  самостоятельно мыслящей личности
  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (Я – концепция)

Задачи программы:

 

  1. Развитие различных видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной), внимания, зрительного восприятия, воображения
  2. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:  умения анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, мыслить нестандартно, логически
  3. развитие и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения и способ решения задачи, развитие языковой культуры, в целом
  4. развитие двигательной сферы (физминутки на внимание) и сенсорной сферы (мелких мышц кистей, глазомера)
  5. развитие способности искать и находить новые решения, подходы, способы достижения желаемого результата, развитие умения решать нестандартные задачи, формирование навыков творческого мышления
  6. формирование познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащегося
  7. формирование и развитие коммуникативных умений: умения конструктивно общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах и малых группах; уважать мнение других; быть объективным и толерантным в отношения с одноклассниками
  8. эмоциональное и личностное развитие учащегося
  9. формирование творческого сплоченного детского коллектива.

Сроки освоения программы. Данный курс, представляющий определенную систему интеллектуально и эмоционально-развивающих занятий, предназначен для обучающихся 1-х классов. Курс рассчитан на 33 учебных часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю.

 

УМК- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,  класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб. –М.: Росткнига, 2007. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях / О. А. Холодова.– 5-е изд., перераб. –М.: Издательство РОСТ, 2012.

3.Тропинка к своему Я, 1-4 класс, О.В. Хухлаева.- М.:Генезис. 2014.

Содержание программы занятий 1А  класс.

        Предлагаемые в 1 А классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

        В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых  порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести обучающихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.                                                                  

        На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, что - бы по мере продвижения к этой деятельности все большее число обучающихся класса вовлекалось в неё.

        Проверка самостоятельной деятельности обучающихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными  результатами  изучения  курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Тематическое планирование программы составлено с учётом рабочей программы воспитания обучающихся НОО.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, природа, знания,здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся- личностное развитие школьников, проявляющееся в приобретении школьниками опыта осуществления социально значимых дел:

  • опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • опыта дел, направленных на пользу своему родному селу и школе,
  • опыта бесконфликтного поведения в школе, дома или на улице;
  • опыта проектной деятельности;
  • опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыта оказания помощи окружающим, заботы о пожилых людях;
  • опыта приобретения навыков саморегуляции

Система оценки достижения планируемых результатов: диагностика психологической готовности к обучению, уровня учебной мотивации, уровня адаптации к школьному коллективу (начало и окончание учебного года)

Основные формы работы: занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу, а также работу в парах. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:

игра;

нейропсихологические упражнения;

работа в тетрадях

проективные методики

 рисование

чтение и проигрывание сказок

тренинговые упражнения

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1 классе А.

33 часа (1 раз в неделю)

№п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата по факту

1

Здравствуй, школа! Квест.

1

01.09-02.09

2

Игровой урок «Знакомство».

1

05.09-09.09

3

Диагностика психологической готовности к обучению.

1

12.09-16.09

4

Проективная методика. Выявление личностных и коммуникативных особенностей «Рисунок человека», «Что мне нравится в школе»

1

19.09-23.09

5

Читаем сказки и учимся дружить. «Жужуля»

1

26.09-30.09

6

Читаем сказки и учимся дружить. «Петушок и 5»

1

03.10-07.10

7

Читаем сказки и учимся дружить. «Эй, ты!»

1

17.10-21.10

8

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

1

24.10-28.10

9

Тренировка зрительной памяти. Графический диктант.

1

07.11-11.11

10

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Графический диктант.

1

14.11-18.11

11

Читаем сказки и учимся помогать. Моя семья.

1

28.11-02.12

12

Загадки о семье. Рисунок семьи.

1

05.12-09.12

13

Тренировка внимания. Графический диктант.

1

12.12-16.12

14

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

1

19.12-23.12

15

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант.

1

26.12-30.12

16

Тренировка зрительной памяти Графический диктант.

1

09.01-13.01

17

Развитие фонематического слуха. Игры.

1

16.01-20.01

18

Учимся дружить. Рисование в парах.

1

23.01-27.01

19

Читаем сказки и учимся дружить. Чем помочь другу.

1

30.01-03.02

20

Учимся ходить по схеме.

1

06.02-10.02

21

Давай поиграем в слова! Ребусы.

1

13.02-17.02

22

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

27.02-03.03

23

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

06.03-10.03

24

Мой класс, мой учитель.

1

13.03-17.03

25

Тренировка внимания. Графический диктант.

1

20.03-25.03

26

Читаем сказки и учимся дружить. Мой одноклассник- мой друг.

1

27.03-31.03

27

Мои чувства. Эмоции. Тест Ореховой.

1

10.04-14.04

28

Страх. Как его победить. 1 часть.

1

17.04-21.04

29

Страх. Как его победить. 2 часть.

1

24.04-28.04

30

Мои достоинства. Я хвалю себя..Игра.

1

31

Тренировка зрительной памяти. Графический диктант.

1

08.05-12.05

32

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

15.05-19.05

33

Чему я научился. Диагностика.

1

22.05-29.05

33 часа

Информация об используемых технологиях обучения

        При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

технология развивающего  обучения,

игровые технологии,

проектное обучение,

обучение в сотрудничестве,

проблемное обучение,

здоровьесберегающие технологии,

исследование в обучении,

информационно-коммуникативная технология,

технология развития «критического мышления».

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №1 от 24.08.2022г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________________ Е.А.Краснобаева

24.08.2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

Рабочая программа "Школа 2100".1класс.

Календарные и тематические планы....

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

Рабочие программы_Школа 2100_1 класс

Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...

Рабочая программа "Школа мяча"

Программа по баскетболу для 1 класса...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...