Нейропсихологические упражнения в работе школьного психолога.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
В настоящее время педагогам стало особенно заметно, что учащиеся не достигают достаточной психофизиологической зрелости для успешного освоения таких школьных навыков как письмо, чтение, счет. Недостаточно развита также и связная речь.
Учителя в начальной школе часто сталкиваются с тем, что у ребенка наблюдается моторная неловкость, затруднения в усвоении алгоритмических действий, имеются трудности в построении связного высказывания. При выполнении письменных работ дети совершают большое количество грамматических ошибок, даже зная правила правописания, пропускают буквы на письме, с трудом осваивают навык счёта и решения задач.
Стоит ли удивляться этому, если кардинально изменилось само детство. Вместо дворовых подвижных игр с правилами, ролевых игр, построения затейливых игровых сюжетов в разновозрастных компаниях в жизнь детей пришла виртуальная реальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskie_uprazhneniya_v_rabote_shkolnogo_psihologa.docx | 153.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические упражнения в работе школьного психолога.
Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки. Нейропсихология изучает взаимосвязь психических процессов (память, внимание, речь, мышление, и т.д.) с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.
В настоящее время педагогам стало особенно заметно, что учащиеся не достигают достаточной психофизиологической зрелости для успешного освоения таких школьных навыков как письмо, чтение, счет. Недостаточно развита также и связная речь.
Учителя в начальной школе часто сталкиваются с тем, что у ребенка наблюдается моторная неловкость, затруднения в усвоении алгоритмических действий, имеются трудности в построении связного высказывания. При выполнении письменных работ дети совершают большое количество грамматических ошибок, даже зная правила правописания, пропускают буквы на письме, с трудом осваивают навык счёта и решения задач.
Стоит ли удивляться этому, если кардинально изменилось само детство. Вместо дворовых подвижных игр с правилами, ролевых игр, построения затейливых игровых сюжетов в разновозрастных компаниях в жизнь детей пришла виртуальная реальность.
В основе данных трудностей лежит недостаточная сформированность произвольности и серийной организации движений. Эти выводы сделали ведущие отечественные ученые в области нейропсихологии.
Упражнения на развитие серийной организации движений. «Ритмические рисунки».
Такие рисунки используются в начале урока, в качестве разминки. Это могут быть различные орнаменты, “косички”, повторяющиеся графические элементы. Важно рисовать их в определенной последовательности, сопровождая действия отстукиванием ритма. При освоении ребенком простых орнаментов, учитель предлагает более сложные изображения. В дальнейшем можно подключать изменения положения орнаментов в пространстве, совершая действия не только в определенном ритме, но и под диктовку.
Дыхательное упражнение «Свечка».
Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.
Упражнение «Лезгинка».
Учащийся складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.
Упражнение «Пирамида из чисел».
Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.
8 9 0
1 5 7 8
3 9 0 6 4
8 4 5 1 3 6
7 9 2 2 4 6 0
5 1 4 0 3 2 7 9
Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.
Упражнение «Подбери следующее».
Попросите учащегося подобрать слово, которое
должно обозначать явление, идущее вслед за названным:
первый — ..., завтрак — ..., июль — ..., лето — .... январь — ..., зима — ..., седьмой — ..., 25 — ... и т. п.
Упражнение «Расставь события по порядку».
Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.
Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.
Упражнение «Маска» (эмоциональное
развитие).
Учащиеся садятся в круг. Первый участник
фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем
детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это
выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим,
угрожающим и др.
Упражнение «Сороконожка». (эмоциональное развитие).
Упражнение можно проводить со всем классом. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- Одной рукой пишем своё имя, другой — слово "молодец".
- Рисуем человечка одной рукой — из кружочков, другой — из прямоугольников.
- Раскрашиваем картинку двумя руками. Причём правую часть картинки раскрашиваем левой рукой, а левую часть картинки — правой.
- Обводим картинку по контуру сразу двумя руками.
Включая в свою работу эти, на первый взгляд простые упражнения, можно увлечь современных младших школьников в процесс забытых игр, при этом отлично развивающих психические процессы, в отличии от телефонов и планшетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с одаренными детьми в системе работы школьного психолога
Тренинг эффективного взаимодействия родителей «группы риска» с детьми в системе работы школьного психологаРазработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна...
Современные методы АРТ – терапии в работе школьного психолога
В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка. Все они имеют свои цели, особенности использования. Но, с...
Диагностика УУД в работе школьного психолога
Личный опыт разработки системы диагностики УУД в общеобразовательной школе....
Нейропсихологические технологии в работе школьного логопеда.
Благодаря нейропсихологическому анализу данных диагностики позволит безошибочно определить структуру дефекта и правильно спланировать коррекционную работу всех специалистов. Такой системный подход в к...
Нейропсихологические технологии в работе школьного учителя-логопеда
В данном документе представленны нейропсихологические технологии, которые способствуют повышению эффективности занятий с детьми, имеющими нарушения письменной речи....
«Духовно-нравственное воспитание школьника в системе работы школьного психолога» 2023 г
laquo;Духовно-нравственное воспитание школьника в системе работы школьного психолога»...
Нейропсихологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ
Упражнения помогающие развивать внимание и память, которые можно использовать самостоятельно в домашних условиях с детьми с ОВЗ...