«Духовно-нравственное воспитание школьника в системе работы школьного психолога» 2023 г
статья

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

 «Духовно-нравственное воспитание школьника

в системе работы школьного психолога»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc90 КБ
PDF icon doklad_moy.pdf1005.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Духовно-нравственное воспитание школьника

в системе работы школьного психолога»

Духовно – нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в школе.

Это передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для нашего учебного заведения. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом.

Оно неотъемлемо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и создание человека. Эта проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов педагогического процесса: как родителей, педагогов, так и детей включая все виды деятельности.

В нашей школе реализуется комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Основное усилие направлено на развитие духовной жизни ребенка, данная программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других. Программа является закономерным итогом многолетней работы педагогического коллектива, психологической службы в целом по воспитанию у учащихся высоких духовно – нравственных качеств.

 Цель:

Создание системы духовно – нравственного воспитания, развития учащихся, способствующей личностному развитию и самореализации в социально – значимой деятельности;

  • Воспитание образованных, сознательных, деятельных, творческих, патриотически-мыслящих, культурно – развитых учащихся.

Задачи:

  • Создание условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию, учащихся;
  • Духовно – нравственное развитие учащихся, обладающих общественно – значимыми ценностями и качествами, способных проявлять их в созидательной деятельности в интересах общества и государства;
  • Сохранение и приумножение нравственных, культурных, научных ценностей общества;
  • Повышение образовательного, культурного уровня учащихся;
  • Социализация выпускников школы через активное участие в общегородских образовательных мероприятиях;
  • Формирование у учащихся убеждений и взглядов, отражающих интересы государства и общества, воспитание чувства гордости к воинской службе, формирование и развитие нравственных идеалов, норм правил общечеловеческой морали, чувства долга и чести, порядочности, честности. Воспитание истинно православного человека.

В результате сплоченных и организованных действий, направленных на воспитание духовно – нравственной личности образуется портрет выпускника, как плодотворный труд педагогического коллектива.

Духовно – нравственный портрет выпускника (школьника):

  • Человек, отличающийся образованностью;
  • развитыми интеллектуальными способностями;
  • сформированностью самообразовательных умений;
  • творческой направленностью личности;
  • обладающий глубокими познаниями для продолжения обучения в ВУЗе;
  • должен представлять собой духовно – нравственную личность;
  • подготовленный к полноценной жизнедеятельности;
  • социально – активный;
  • знающий свои способности и возможности и возможности для самоопределения.

В этом нам помогает особая атмосфера в школе: атмосфера любви, атмосфера взаимопонимания, атмосфера искренности, атмосфера доверия.

Как психолог, я принимаю активное участие в реализации этой программы.

Направления работы с учащимися, педагогами, родителями.

В своей работе использую такие формы:

Работа с учащимися:

  • диагностическое (диагностика индивидуальная, диагностика групповая): первичная и вторичная диагностика; изучение уровня воспитанности, нравственных приоритетов учащихся, развития коллектива;
  • коррекция и развитие: индивидуальная и групповая формы проведения; обучение приёмам саморегуляции, коррекция самооценки, коррекция проблем в межличностных взаимоотношениях;
  • просветительская: тематические классные часы, беседы, упражнения направленные на познание себя и окружающих в процессе взаимодействия, на развитие социальных качеств личности;
  • консультационная работа: индивидуальные, групповые консультации и беседы по актуальным проблемам;
  • психопрофилактика:  стендовая информация, диагностическое направление с различными категориями учащихся;
  • организационно-методическая работа: планирование деятельности психологической службы по духовно-нравственному воспитанию на основании полученных данных.  

Целью моего диагностического исследования:

Проанализировать и придать развивающейся личности учащегося духовно- нравственный ценностный статус, спрогнозировать результат воспитания и образования.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

  • выявить нравственную воспитанность учащихся;
  • выявить направленность интересов школьников;
  • изучить уровень сформированности нравственных понятий у учащихся;
  • выявить отношения к жизненным ценностям;
  • проанализировать эффективность работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

В диагностическом исследовании представлены следующие методики:

Младшее звено.

I - «Диагностика нравственной мотивации» для младших школьников   составлены доктором психолого - педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован   В.М.   Ивановой, Т.В.  Павловой, Е.Н.  Степановым;

II - Диагностика нравственной самооценки, диагностика отношений к жизненным ценностям автор Витковская И.М. « цветик – семицветик»;

III – Анкета нравственных понятий автор Т.В.  Павлова;

IV - Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Старшее и среднее звено.

  • Методика «Если был бы я волшебником».
  • Диагностику уровня воспитанности по методике Н.П.Капустина.
  • Диагностика одарённости (автор Гогард Гарднер).
  • Диагностика профессиональных приоритетов.
  • Диагностика мотивации к занятиям физкультурой и спортом.

Диагностическое исследование проводится по следующим этапам

Первый этап.

 Диагностика нравственной мотивации   школьников. Она направлена на изучение уровня нравственной мотивации.

Второй этап.

 Диагностика нравственной самооценки, диагностика отношений к жизненным ценностям. Она направлена на выявление направленности интересов школьников: выявляет что, (желания для себя) приоритетным у ребят является желание хорошо учиться. Результаты могут быть достаточно разнообразны и зависят от того, чего в настоящий момент детям недостаёт.

(желания для родных и близких) самое главное для них – здоровье близких им людей, чтобы родные были счастливы, долго жили. Замечательно то, что дети задумываются о своём будущем и понимают, что оно во многом зависит и от того, будет ли хорошо близким людям;

(для класса и школы) самое заветное желание для школы – чтобы все учились хорошо, чтобы работали интересные кружки. Я считаю, что детям интересно в школе, и они задумываются о её будущем.

(для всех людей) можно сделать твёрдый вывод о том, что для наших учащихся главным в жизни является здоровье, счастье близких и родных. Но нельзя упускать то, что у учащихся духовные ценности граничат с материальными.

Третий этап.

 Диагностика нравственных понятий направлена на изучение уровня сформированности нравственных понятий (объяснение нравственных понятий).

Учащимся проще всего объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».  Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорят, что это «люди дружат между собой».

Часто учащиеся дают только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело». В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых — с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые учащиеся включили «добро» в дихотомию: «добро — это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Четвертый этап.

 Диагностика отношения к жизненным ценностям. Она направлена на изучение уровня жизненных ценностей: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Если уровень жизненных ценностей низкий (жизненны ценности вытеснены материальными), то учащиеся имеют потребность в коррекционно-развивающих занятиях.

Вывод: Например: большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственной мотивации и жизненных ценностей, в нравственной самооценке самое главное для них – здоровье близких им людей, но у учащихся духовные ценности граничат с материальными. Разнообразие ответов в раскрытии нравственных понятий и эмоциональная их оценка свидетельствует о том, что школьники ориентируются в них интуитивно.

Могу сказать из опыта моего диагностического исследования ребята с легкостью называют, что такое благодарность, но проявить ее в жизни умеют не всегда.

Проведя диагностическую работу, я формирую рекомендации для педагогов и родителей. Рекомендую пропагандировать и разъяснять школьникам основные нравственные понятия. На классном часе, на внешкольных мероприятиях, как психолог виду коррекционную работу по формированию нравственных ценностей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени среднего и старшего звена, является социально-педагогической поддержкой, становления и развития высоконравственной личности школьника.  И мне хотелось бы обозначить основные мероприятия, проводимые в нашей школе, которые позволяют нам оценить те или иные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания учащихся.

Ребята овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, через совместное обучение, участие в коллективных играх, акциях проводимых на территории школы к примеру таких как: день добрых пожеланий; ни дня без вежливого слова; день толерантности; фестиваль дружбы народов; спартакиада, - взаимную поддержку, освоение опыта совместной деятельности, совместные мероприятия с участием родителей, совместное поисковая исследовательская деятельность и многое другое…

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени среднего и старшего звена осуществляются не только в школе, но и в семье. Наша школа использует следующие формы работы с семьёй: общешкольное родительское собрание, родительский лекторий по классам, такие мероприятия сближают школу и семью, повышают активность родителей в делах школы, имеют информативный характер для родителей, благоприятно влияют на межличностные отношения в семье.

Диагностику уровня воспитанности я провожу по методике Н.П.Капустина. По этой методике ученик оценивает себя вместе с родителями, а ученика оценивает учитель и выводится итоговая оценка.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в достижение определённых воспитательных результатов, т.е. приобретают опыт самостоятельного действия через участие в различных мероприятиях. В итоге происходит развитие обучающихся как личности, формирование её компетентности, идентичности.

  Далее по результатам диагностики можно сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, и проведения коррекционно-развивающих занятий на формирования духовно – нравственной личности учащихся.

 Я, и наши ребята находимся лишь в начале этого пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый наш ученик с удовольствием входит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других «человека».

Поэтому важно отметить, что основой воспитательной работы является союз трех сердец: педагог – дети – родители.

Спасибо за внимание.

Педагог –психолог            ___________   / Цыганкова Е.В. /


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  ...

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с одаренными детьми в системе работы школьного психолога

Тренинг эффективного взаимодействия родителей «группы риска» с детьми в системе работы школьного психологаРазработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

Статья. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки».

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является актуальным и приоритетным направлением в современном образовании. Цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовн...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...