Тренинг эффективного взаимодействия родителей с одаренными детьми в системе работы школьного психолога
методическая разработка на тему
Разработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна |
Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье. Тренинг предназначен для родителей учеников 1-3-х классов. В реальной работе, учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков. Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая, с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар "родитель – ребенок", то есть 8-12 человек. В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.
Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок ниток, повязки на глаза, свеча.
Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки. Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т.д.); новый эмоциональный опыт. Ведущему важно учитывать возраст детей, темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие. В программе подробно описано первое занятие, поскольку оно является самым важным для установления эмоционального контакта между участниками группы и ведущим. В дальнейшем приводится перечень и описание упражнений. В некоторых случаях даны ссылки на соответствующие источники.
Занятие №1 Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.
Оборудование: доска для записей, пушистый клубок ниток. Какая твоя мама? Что она любит делать? Что ей нравится, что ей не нравится? Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: "На что похоже то, что у нас получилось?". Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей. Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга. 3. Принятие групповых правил (10 мин.) Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки. Примерный перечень правил: На занятии может говорить только один человек. Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы. 4. Упражнение "Знакомство руками" (20 мин.) Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки. Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Далее этот способ расстановки участников будем называть "каруселькой". 6. Упражнение "Рисунок вдвоем" (30 мин.) Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки. Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться "Наш дом". Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение. 7. Завершение занятия (10 мин.) Ритуал, который необходимо проводить в конце каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы: Что показалось необычным? Что для тебя было особенно трудно выполнить? Если тебе было скучно, что в следующий раз ты сможешь сделать по-другому, чтобы изменить это отношение? Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между ведущим и участниками. Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п.
Занятие № 2 Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества. Цель: тренировка воображения, развитие способности понимать жесты и движения. Достаем из воображаемого ящика предметы, и изображаем их. Оборудование: одна длинная веревка. Дети набирают команду: сначала родителя, потом родитель выбирает ребенка и т.д. Когда команда собрана, начинается перетягивание каната. 6. Перерыв 5 мин. 7. Упражнение "Угадай, чьи руки" (20 мин.) Оборудование: повязки на глаза по числу пар. 8. Упражнение "Мигалки" (5 мин.) Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями. Часть1. Инструкция: сейчас вы будете встречаться в карусельке без слов. Если вы показываете партнеру кулак, то остаетесь на месте, всем существом демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Если вы показываете партнеру один палец – значит, просто остаетесь без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка; три пальца – почти объятие, четыре – свободные объятия; пять – тесная близость (осуществление каждого выбора надо наглядно показать). Если в паре несогласованность в выборе, то контакт осуществляется по меньшему выбору. 10. Завершение занятия (10 мин.) 11. Родительский круг (10 мин.)
Цель: развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе. Ход: Цель: развитие умения устанавливать контакт с помощью взгляда. 4. Упражнение "Корабль среди скал" (25 мин) Цель: развитие умения сотрудничать в паре родитель – ребенок.
6. Упражнение "Ночной поезд" (20 мин.) Цель: развитие навыков межличностного общения. Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем. Цель: развитие сплоченности группы. 9. Завершение занятия (10 мин.) 10. Родительский круг (10 мин.)
Цель: развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников, завершение работы группы. Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность. Оборудование: стулья и столы для сооружения "препятствия" посредине комнаты. Оборудование: длинная веревка. Инструкция: сейчас вы будете работать в паре "родитель – ребенок". Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди. Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать? Цель: повышение уровня групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения. 6. Перерыв 5 мин. Упражнение "Дрожащее желе" (5 мин.) Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность. Цель: развитие взаимного доверия в группе. Оборудование: плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры. Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг эффективного взаимодействия родителей группы риска с детьми | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна |
Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье. Тренинг предназначен для родителей учеников 1-3-х классов. В реальной работе, учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков. Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая, с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар "родитель – ребенок", то есть 8-12 человек. В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.
Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок ниток, повязки на глаза, свеча.
Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки. Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т.д.); новый эмоциональный опыт. Ведущему важно учитывать возраст детей, темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие. В программе подробно описано первое занятие, поскольку оно является самым важным для установления эмоционального контакта между участниками группы и ведущим. В дальнейшем приводится перечень и описание упражнений. В некоторых случаях даны ссылки на соответствующие источники.
Занятие №1 Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.
Оборудование: доска для записей, пушистый клубок ниток. Какая твоя мама? Что она любит делать? Что ей нравится, что ей не нравится? Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: "На что похоже то, что у нас получилось?". Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей. Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга. 3. Принятие групповых правил (10 мин.) Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки. Примерный перечень правил: На занятии может говорить только один человек. Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы. 4. Упражнение "Знакомство руками" (20 мин.) Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки. Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Далее этот способ расстановки участников будем называть "каруселькой". 6. Упражнение "Рисунок вдвоем" (30 мин.) Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки. Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться "Наш дом". Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение. 7. Завершение занятия (10 мин.) Ритуал, который необходимо проводить в конце каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы: Что показалось необычным? Что для тебя было особенно трудно выполнить? Если тебе было скучно, что в следующий раз ты сможешь сделать по-другому, чтобы изменить это отношение? Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между ведущим и участниками. Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п. Занятие № 2 Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества. Цель: тренировка воображения, развитие способности понимать жесты и движения. Достаем из воображаемого ящика предметы, и изображаем их. Оборудование: одна длинная веревка. Дети набирают команду: сначала родителя, потом родитель выбирает ребенка и т.д. Когда команда собрана, начинается перетягивание каната. 6. Перерыв 5 мин. 7. Упражнение "Угадай, чьи руки" (20 мин.) Оборудование: повязки на глаза по числу пар. 8. Упражнение "Мигалки" (5 мин.) Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями. Часть1. Инструкция: сейчас вы будете встречаться в карусельке без слов. Если вы показываете партнеру кулак, то остаетесь на месте, всем существом демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Если вы показываете партнеру один палец – значит, просто остаетесь без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка; три пальца – почти объятие, четыре – свободные объятия; пять – тесная близость (осуществление каждого выбора надо наглядно показать). Если в паре несогласованность в выборе, то контакт осуществляется по меньшему выбору. 10. Завершение занятия (10 мин.) 11. Родительский круг (10 мин.)
Цель: развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе. Ход: Цель: развитие умения устанавливать контакт с помощью взгляда. 4. Упражнение "Корабль среди скал" (25 мин) Цель: развитие умения сотрудничать в паре родитель – ребенок.
6. Упражнение "Ночной поезд" (20 мин.) Цель: развитие навыков межличностного общения. Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем. Цель: развитие сплоченности группы. 9. Завершение занятия (10 мин.) 10. Родительский круг (10 мин.)
Цель: развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников, завершение работы группы. Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность. Оборудование: стулья и столы для сооружения "препятствия" посредине комнаты. Оборудование: длинная веревка. Инструкция: сейчас вы будете работать в паре "родитель – ребенок". Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди. Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать? Цель: повышение уровня групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения. 6. Перерыв 5 мин. Упражнение "Дрожащее желе" (5 мин.) Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность. Цель: развитие взаимного доверия в группе. Оборудование: плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры. Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу. Список литературы 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО
В докладе отражена основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды и формы работы всего педагогического коллектива с семьёй р...
Программа «Курсы по работе с одаренными детьми» в системе дополнительного образования.
Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития. Цели программы:· созд...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы....
Занятие с элементами тренинга на взаимодействие родителей и детей "Мы вместе"
Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье. Задачи: - создание положительной атмосферы на занятии; - повышение самоценности родителей и детей; - развитие доверия между родителями и ...
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Система работы родителей с одаренными детьми
В данном материале родители поймут как работать с одаренными детьми....
«Духовно-нравственное воспитание школьника в системе работы школьного психолога» 2023 г
laquo;Духовно-нравственное воспитание школьника в системе работы школьного психолога»...