Диагностика УУД в работе школьного психолога
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Переверзева Евгения Сергеевна

Личный опыт разработки системы диагностики УУД в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика УУД в работе школьного психолога.

В 2010-2011 годах был внедрен Федеральный государственный образовательный стандарт. В связи с этим систематизировались, но вместе с тем и усложнились должностные обязанности школьного педагога-психолога. Четкого и продуманного инструментария для ежегодной диагностики метапредметных и личностных универсальных учебных действий психологи не получили, не смотря на множество изданной методической литературы.

Начав работать в школе, я столкнулась с проблемой выбора психодиагностического инструментария из батарей тестов и опросников. Но, поскольку в школе, где я начала работать в 2013 году было только 2 первых и 2 вторых класса, а параллели третьеклассников не было, то мне удавалось индивидуально диагностировать познавательные УУД учеников и обрабатывать результаты по объемным тестам на диагностику личностных УУД.  Результаты диагностики давали хорошую картину развития УУД, но времени на то, чтобы работать по коррекционно-развивающему направлению почти не хватало. Я оставалась неудовлетворённой своей работой.  

В 2015 году в связи со сменой места жительства, я начала работать в другой школе и столкнулась с рядом проблем:

  1. Большое количество учеников, а психолог один на всю школу. Необходимость диагностировать все классы с 1го по 5ый включительно.
  2. Большая нагрузка школьного психолога, работа по разным программам сопровождения: работа с дезадаптацией учащихся, отчетность, профилактическая работа, консультативная, просветительская, подготовка к занятиям и родительским собраниям, участие в педсоветах и советах по профилактике. Помимо этого, профессиональное самосовершенствование и самообразование, участие в МО, семинарах и конференциях.
  3. Работа школы в одну смену.
  4. Ведение внеурочной деятельности, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развивающих занятий и элективному курсу по расписанию.
  5. Негативное отношение учителей к необходимости диагностики, поскольку тесты приходится проводить в учебное время.
  6. Длительность процедуры проведения диагностики по каждому тесту от 1 до 3 часов.
  7. Ручная обработка большинства тестов, отсутствие удобных программ компьютерной обработки.
  8. Сложность обработки некоторых тестов.
  9. Большое количество времени на обработку и подсчет статистических данных.
  10. Необходимость в слабых классах повторять инструкции к тестовым заданиям по нескольку раз.
  11. Негативное отношение учеников к процедуре тестирования и к самим заданиям некоторых тестов.
  12. Отказ некоторых родителей от диагностики их детей.
  13. Отсутствие экспресс – методов психодиагностики УУД.
  14. Переизбыток тестов познавательных и личностных УУД и недостаток тестов регулятивных   и коммуникативных УУД.
  15. И главная проблема – формальность проведения данного мониторинга, диагностика ради отчета и цифр.

В связи с переходом на новое место работы, я решила продолжить свои разработки в области поиска удобного решения проблемы психологического мониторинга УУД. Учащихся было в 2 раза больше, чем на предыдущем месте работы и поэтому в процессе работы на новом месте была поставлена новая творческая задача – создать такой психодиагностический инструментарий, который должен отвечать следующим требованиям:

  1. Валидностью и надежностью получаемых данных.
  2. Простотой в обработке данных, которая предполагает от 3 до 5 уровней оценки формирования УУД: высокий, средний, низкий или очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий
  3. Позитивностью восприятия у детей, поскольку задания интересные и учителей, так как все тесты проводятся за 1 урок в каждом классе.
  4. Простотой и доступностью тестовых заданий для понимания учащимися, легкостью восприятия и предотвращением переутомления.
  5. Экономичностью и компактностью стимульного и бланкового материала.

Профессия психолога – творческая. Идея создать диагностику формирования УУД, удобную в использовании и экономичную по времени проведения и обработки возникла, опираясь на опыт той диагностической работы, которая методом проб и ошибок была проведена.  Общение с коллегами, чтение интернет публикаций и печатных статей, в частности с работами И.В. Возняк г. Волгоград 2014 г., Коломиец Ю.Г. округа Стрежевой Томской области, «Изучение УУД младших школьников»  Е.Г. Еделевой НИРО г. Нижнего Новгорода по данной проблеме также способствовало ее развитию и позволили воплотить идею в жизнь.

Итак, была разработана система диагностики метапредметных и личностных образовательных результатов (далее кратко МиЛОР). В основе данной системы лежит Положение о системе диагностики МиЛОР, которое описывает принципы работы данной системы для внутришкольного контроля УУД учащихся младшей и средней школы. Приложением системы МиЛОР является таблица с указание класса учащихся, всех проводимых методик и месяца проведения диагностики. Кроме методик, проводимых педагогом-психологом, в системе разработаны таблицы для экспертной оценки учителями некоторых УУД учащихся. Все результаты заносятся в Индивидуальные карты диагностики метапредметных и личностных результатов ежегодно. Благодаря этому, открыв карту конкретного ученика можно посмотреть динамику формирования тех или иных УУД.

Выбор методик и процедура проведения.

Итак, порядок проведения диагностики прописан в положениях по срокам. 1-2 параллели в месяц. Все классы проходят диагностику 1 раз в год, кроме 1го и 5 класса, у которых диагностическое исследование проводится в 2 этапа, в начале и в конце учебного года. Все диагностические методики проводит педагог-психолог в форме групповой диагностики.

Метапредметные УУД включают в себя диагностику и экспертные оценки познавательных УУД, регулятивных УУД и коммуникативных УУД.

 Познавательные УУД в системе МиЛОР делятся на общеучебные УУД и логические УУД.

Для экспертной оценки общеучебных УУД были разработаны таблицы, включающие в себя оценку учащегося по различным показателям: в 1 классе в такие показатели как чтение, понимание задания,  инициатива ответить на уроке, развитость мелкой моторики. Со 2 по 4 класс в таблицу для оценки учителем математики, окружающего мира и технологии включены следующие критерии:  формулирование цели урока,  понимание информации в виде таблиц, умение сравнивать, умение спонтанно объяснять свое решение, создавать вещественные модели. Учитель русского языка и чтения заполняет таблицу со следующими критериями: формулирование цели выполнения задания, умение работать с текстом, высказывает оценочное суждение о тексте в виде монологического высказывания,  умение предложить способы решения задания.

С 5 класса для диагностики общеучебных УУД проводится комплексная контрольная работа.

Мышление выступает в исследовании УУД важным показателем умения учиться. Поэтому в вопросе диагностики познавательных УУД должна быть диагностика познавательных логических и знаково-символических учебных действий, которые лежат в основе словесно-логического и наглядно-образного компонента мышления.

Познавательные логические действия – это выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Проблема диагностики формирования познавательных логических и знаково-символических УУД решается при помощи известного теста развития  «Логических операций».  Этот тест существует в разных модификациях. Классический тест Амтхауэра.

  • В начале 1 класса проводится тест в модификации Л.А. Ясюковой. Это тест в картинках на интуитивный компонент мышления («найди лишнее») и тест на аналогии в картинках.  
  • В конце 1го класса модифицированный текстовый тест Амтхауэра в сокращенном варианте.
  • Во 2ом и 3м классе модифицированный тест Амтхауэра в усложняющимися вопросами, согласно возрасту (4 субтеста)
  • В 4 ом классе – Методика сформированности навыка чтения из комплекса Л.А. Ясюковой
  • В 5м классе – модифицированный тест «Логических операций» авторов Фотековой и Переслени (4 субтеста с заданиями для учащихся 5 и 6 классов)  

Тест развития «Логических операций» быстр в использовании и позволяет в краткие сроки оценить уровень сформированности словесно-логического, вербального мышления и его компонентов: общую осведомленность (запас знаний об окружающем мире), способность к классификации понятий, анализу и обобщению).

Для диагностики регулятивных УУД были взяты следующие методики:

  • В 1 классе это «Графический диктант» Эльконина
  • Во 2 и 3 классе – корректурная проба Бурдона
  • В 4 классе тест Тулуз-Пьеррона
  • В средней школе – экспертная оценка учителей по разработанной таблице включающей в себя оценку следующих критериев: проявляет желание выбирать задания, анализирует и аргументирует свой выбор, выдерживает сроки выполнения задания, ответственен за свой выбор.

Для диагностики коммуникативных УУД были взяты следующие методики:

  • В 1 классе методика «Рукавички» Цукермана
  • Со 2го класса – экспертная оценка учителей, коммуникации по следующим показателям: участвует в работе группы, вносит предложения в процессе, конфликтный, лидер, пытается сгладить конфликт.
  • В 6ом классе – социометрия.

Изучая личностные УУД, особое внимание уделяется аспектам самооценки и учебной мотивации, как УУД, остальные аспекты диагностируются на основании участия ученика в школьных /классных мероприятиях определённой направленности (нравственно-этические УУД).

Диагностика самооценки:

  • 1 класс – методика «Лесенка» Щура
  • 2 класс – Анкета «Какой Я»
  • 3 класс- Методика выявления атрибуции успеха-неудачи (письменно)
  • 4 класс- Методика Дембо-Рубинштейн
  • 5 класс – методика «Хороший ученик»

Диагностика мотивации к учебной деятельности:

  • 1 класс – Рисуночный тест «Что мне нравится в школе», в конце года – анкета Лускановой (на слух)
  • 2 класс – тест Гинзбурга
  • 3 класс - анкета Лускановой (письменно)
  • 4 класс - экспертная оценка учителя по анкете Ксензовой (учебно –познавательный интерес)
  • 5-6 класс - Методика диагностики мотивации учения и эмоциональное отношение к учению (А.Д. Андреева)

Для оценки нравственно-этических УУД классный руководитель оценивает степень участия школьника 6-ти классных мероприятий, направленные на развитие различных нравственных   аспектов личности ученика. Учитель оценивает степень участия школьника в этих мероприятиях по 5ти бальной системе, согласно критериям диагностики. 

При диагностике личностных УУД используется подход, представленный в работе Степанова Е.Н., Где выделяется 6 аспектов отношений:

  • к познавательной деятельности.
  • к преобразовательной деятельности и е в ней творчества
  • к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали)
  • отношение к Отечеству.
  • отношение к прекрасному.
  • отношение к себе, образу жизни, собственному развитию.

Критерии диагностики:

1 – участвовал по принуждению, неохотно

2 – согласился участвовать, активность непостоянная, заинтересованность средняя

3 – согласился участвовать, средне активное постоянное участие, порученные задания выполнял

4 – сам проявил желание участвовать, участвовал постоянно средне активно, добросовестно выполнял порученные задания

5 – сам проявил желание участвовать, активно участвовал, переживал за результат общего дела.

Методические рекомендации по проведению мониторинга:

1. Лучше проводить диагностику на первых трех уроках, когда ученики наиболее работоспособны.

2. Тестирование должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

3. Инструкцию нужно повторить несколько раз, если вы убедились, что все дети поняли инструкцию, то можно приступить к тестированию.

4. Нельзя подсказывать детям ответы. Если ребенок не знает ответа, на какой-то вопрос – можно предложить ему пропустить это задание и перейти к другому заданию.

Заключение:

Конечно, система МиЛОР, требует длительной апробации, возможно какие-то методы диагностики и таблицы наблюдения необходимо будет изменить, но в целом, система методик получилась достаточно удобной в обработке, быстрой в проведении и, поскольку таблицы в индивидуальных картах уже напечатаны, учителям нужно только обвести выбранный уровень того или иного показателя, а психологу внести результаты проведенной диагностики и сделать краткий вывод о том, какие УУД сформированы у учащегося, а по каким требуется провести работу, оповестить классного руководителя и родителей, дать рекомендации по формированию необходимого уровня УУД. Также, удобно посмотреть динамику формирования УУД при обращении родителей за консультацией или составлении психологической характеристики по запросу родителей.

В дальнейшем предполагается перенести индивидуальные карты в электронный вид, упростив тем самым процесс анализа и хранения информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с одаренными детьми в системе работы школьного психолога

Тренинг эффективного взаимодействия родителей «группы риска» с детьми в системе работы школьного психологаРазработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна...

Современные методы АРТ – терапии в работе школьного психолога

В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка. Все они имеют свои цели, особенности использования. Но, с...

Нейропсихологические упражнения в работе школьного психолога.

В настоящее время педагогам стало особенно заметно, что учащиеся не достигают достаточной психофизиологической зрелости для успешного освоения таких школьных навыков как письмо, чтение, счет. Недостат...

«Духовно-нравственное воспитание школьника в системе работы школьного психолога» 2023 г

laquo;Духовно-нравственное воспитание школьника в системе работы школьного психолога»...

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха»

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха» разработана д...

Для работы школьному -психологу

Все материалы, которые вам пригодятся в работе с детьми (для школьных психологов)...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается вопрос относительно направлений работы школьного психолога по коррекции тревожности обучающихся в процессе адаптации к образовательной деятельности. Кратко приводятся трактовк...