Рабочая программа "Все цвета кроме черного"
рабочая программа (1 класс)
Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Назарьевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Назарьевской СОШ _____________Печенева С.А. Приказ № От «---» --------------- 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Назарьевской СОШ _______________ Гоманюк О.Б. «____»____________2016г. | «Рассмотрено» На заседании ШМО учителей ________________________________________________________ Протокол № от «---»------- 2016г |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО»
Класс: 1класс
Количество часов в год: 33
Количество часов в неделю: 1
Составила педагог-психолог Джунайдова Д.А.
п. Назарьево
2016г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программ: М.М.Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.;О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я»,Москва 2013г.
В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.
Актуальность и новизна в младшем школьном возрасте происходит развитие психических, психофизиологических характеристик ребенка, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Особенностью развития ребенка в 6,6 -7 лет является недостаточное умение произвольно регулировать процесс восприятия по инструкции; затруднение в выделении наиболее существенных признаков поступающей информации. В этом возрасте эмоциональные стимулы наиболее значимы - вызванные биоэлектрические реакции мозга.
Л. С. Выготский писал об этом: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике... Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса».
По Д. А. Фарбер: «Роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной функциональной организации в соответствии с конкретными задачами и потребностями. Наблюдая за непосредственными реакциями ребенка, можно составить представление о многих сторонах его психической жизни - основных интересах, потребностях, эмоциональном тоне, особенностях восприятия и внимания. Уже простое наблюдение показывает: внимание по- разному проявляется у одного и того же ребенка- то он легко отвлекается, переключаясь с одного предмета на другой, то так бывает захвачен какой-то деятельностью, что перестает реагировать на окружающее».
Если такие характеристики внимания, как объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость, сильно выражены, то они «хороши» при соответствии особенностям той деятельности, в которую ребенок вовлечен по собственной инициативе либо которая предложена ему взрослыми или сверстниками. При таком соответствии именно внимание становится регулятором деятельности, повышает эффективность, являясь надежным союзником в развитии познавательной деятельности ребенка.
Необходимость введения спецкурса «Игровой психотерапии» (ИПТ) обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания таких детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция в совокупности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Программа разработана на основе методики игровых комплексов И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой, по результатам прохождения курсов мной составлена и апробирована программа спецкурса «Игровой психотерапии».
Содержание программы «Все цвета кроме черного» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МБОУ Назарьевская СОШ, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.
В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения. Также данная программа может быть реализована в младших классах общеобразовательных учреждений.
Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность
Задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку;
Программа «Все цвета кроме черного» реализуется по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности вариативной части учебного плана общим объемом 34 часа в год и рассчитана на четыре учебных года в 1 классах.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
•слушать и понимать речь других ребят
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
- создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформированность важнейших учебных умений и действий.
Содержание рабочей программы «Все цвета, кроме чёрного»
1. Твои новые друзья (4 ч)
Знакомство. Дружеские отношения в классе. Овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Правила игры и дисциплины. Терпимость и взаимовыручка.
2. Я – школьник (3 ч)
Осознание позиции школьника. Целевая прогулка по школе и во двор. Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
3. Как ты познаёшь мир (4 ч)
Мир книг. Как работать с учебником? Как развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях? Как развивать внимательность и наблюдательность?
4. Какой Я – какой Ты (6 ч)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. Как мы видим друг друга? Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя? Как распознать положительные качества у других людей? Какие качества нужны для дружбы?
5. Я и мое здоровье (6 ч)
Составление режима дня. Что такое здоровый образ жизни? Полезное и вкусное.Вредные привычки. Гигиенические навыки: уход за зубами, ушами, кожей. Правильная осанка - стройная спина. Положительные эмоции - хорошее настроение.
6. Твои чувства. (9 ч)
Радость. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
Игра «Разыщи радость».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки | Фактические сроки |
Твои новые друзья. (4 ч) | ||||
1 | Давайте познакомимся. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. (Р) Осознавать качества настоящего друга(П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К) | ||
2 | Играть вместе веселее. | |||
3. | Ссориться не будем! | |||
4 | Земля – наш общий дом. | |||
Я – школьник. (4 ч) | ||||
5 | Я - первоклассник | Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. (Р) Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П) осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К) | ||
6 | Адрес школы (целевая прогулка) | |||
7 | Собираемся в школу | |||
Учителя и ученики | ||||
Как ты познаёшь мир. (4 ч) | ||||
8 | Грамоте учиться всегда пригодится. | Извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста. (Р) Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя. (П) Учиться наблюдать. (П) Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. (К) | ||
9 | Дом без книги, что без окон. | |||
10 | Мои помощники. | |||
11 | Как стать внимательным и наблюдательным? | |||
Какой Я – какой Ты. (6 ч) | ||||
12 | Какой Я? | овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. (Р) Учиться находить положительные качества у себя и у других людей. (П) Учиться договариваться и уважать разные мнения. (К) | ||
13 | Мой автопортрет | |||
14 | Моё настроение | |||
15 | Какой ты? | |||
16 | Я и другие | |||
17 | Твёрдое слово «нет!» | |||
Я и мое здоровье (6 ч) | ||||
18 | Режим дня. | Проговаривать последовательность действий на уроке. (Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П) Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. (К) | ||
19 | Полезно и вкусно. | |||
20 | Если хочешь быть здоров… | |||
21 | Движение – рецепт здоровья. | |||
22 | Нет здоровья – нет счастья. | |||
23 | Вредные привычки. | |||
Твои чувства. (9 ч) | ||||
24 | Что такое эмоции и зачем они нужны | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах. (К) | ||
25 | Способы выражения эмоций | |||
26 | Мимика в рисунках. | |||
27 | «Кого или чего я боюсь» | |||
28 | Учимся быть смелыми. | |||
29 | Мы стали смелее! | |||
30 | Зависть здоровье забирает. | |||
31 | Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает. | |||
32 | От чего зависит настроение. | |||
Итого | 33 часа |
Материально- техническое обеспечение
Необходимые материалы:
• бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.
Технические средства:
• компьютер, проектор.
Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся. Музыкальное оформление: музыкальный центр, записи с музыкой, используемые на занятиях.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
Учебно-методический комплект (УМК) "Все цвета, кроме черного». Безруких М.М.
Рабочие тетради.
Пособие для педагогов.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.
Книга для родителей.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методические пособия «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Рабочие тетради.
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Генезис, 2015.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015.
Дополнительная литература:
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.
- Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права.. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002
- Я и другие. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"
Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 2-4 классы
Данная программа, предназначенная для младших школьников, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при...
Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс
Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного» ...