Рабочая программа "Все цвета кроме черного"
рабочая программа (2 класс)
Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_tsveta_krome_chernogo_2_kl.docx | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Назарьевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Назарьевской СОШ ___________Печенева С.А. Приказ № От «---» --------------- 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Назарьевской СОШ ___________Гоманюк О.Б. «____»____________20__г. | «Рассмотрено» На заседании ШМО учителей ________________________________________________________ Протокол № от «---»------- 20__г |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО»
Класс: 2класс
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Составила педагог-психолог Джунайдова Д.А.
п. Назарьево
Пояснительная записка
К курсу «Все цвета кроме чёрного»
Программа составлена на основе программ: М.М.Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.;О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я»,Москва 2013г.
Актуальность и новизна в младшем школьном возрасте происходит развитие психических, психофизиологических характеристик ребенка, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Особенностью развития ребенка в 6,6 -7 лет является недостаточное умение произвольно регулировать процесс восприятия по инструкции; затруднение в выделении наиболее существенных признаков поступающей информации. В этом возрасте эмоциональные стимулы наиболее значимы - вызванные биоэлектрические реакции мозга.
Л. С. Выготский писал об этом: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике... Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса».
По Д. А. Фарбер: «Роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной функциональной организации в соответствии с конкретными задачами и потребностями. Наблюдая за непосредственными реакциями ребенка, можно составить представление о многих сторонах его психической жизни - основных интересах, потребностях, эмоциональном тоне, особенностях восприятия и внимания. Уже простое наблюдение показывает: внимание по- разному проявляется у одного и того же ребенка- то он легко отвлекается, переключаясь с одного предмета на другой, то так бывает захвачен какой-то деятельностью, что перестает реагировать на окружающее».
Если такие характеристики внимания, как объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость, сильно выражены, то они «хороши» при соответствии особенностям той деятельности, в которую ребенок вовлечен по собственной инициативе либо которая предложена ему взрослыми или сверстниками. При таком соответствии именно внимание становится регулятором деятельности, повышает эффективность, являясь надежным союзником в развитии познавательной деятельности ребенка.
Необходимость введения спецкурса «Игровой психотерапии» (ИПТ) обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания таких детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция в совокупности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Программа разработана на основе методики игровых комплексов И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой, по результатам прохождения курсов мной составлена и апробирована программа спецкурса «Игровой психотерапии».
Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе.
Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.
Задачи программы:
• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
- создание условий для успешной адаптации в школе, классе;
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Для эффективного решения поставленных задач используется поддержка родителей. В начале учебного года они знакомятся с содержанием программы «Все цвета, кроме черного». Им разъясняются цели и задачи занятий: нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться к собственному здоровью. Ведь самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка- воспитание личным примером.
Содержание программы «Все цвета кроме черного» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МБОУ Назарьевская СОШ, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.
В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения. Также данная программа может быть реализована в младших классах общеобразовательных учреждений.
Программа «Все цвета кроме черного» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
•слушать и понимать речь других ребят
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
- создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформированность важнейших учебных умений и действий.
Содержание рабочей программы «Все цвета, кроме чёрного»
- Я и моя школа (6ч)
Учителя и ученики. Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!
Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
- Я и мои родители (5 ч)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».Почему родители наказывают детей? Умение прощать друг друга.
- Учусь понимать себя (18ч)
Выявление трудностей, возникающих у детей в школьной жизни. Правила здорового образа жизни.
Практическое занятие - составление режима дня
Как человек растет в течении жизни. Как изменяется пульс у человека с возрастом. Влияние вредных привычек(курения) на рост.
Практическое занятие – измерение пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Взаимодействие ощущений человека. Упражнения для глаз.
Сказка «Золушка». Смена настроения героини.
Как изменить настроение? Как можно исправить плохое настроение.
Органы зрения и слуха Что поможет сохранить зрение и слух. Мир ощущений. Как уберечь себя от травм.
Добрые чувства – помощники в жизни. Отрицательные чувства – чувства тревоги, страха. Беспокойства, неуверенности икак с ними бороться.
Как можно исправить плохое настроение. Чтение сказки «Царевна – Несмеяна».
Беседа «Что такое хороший поступок?». Хорошие поступки литературных героев. Твой самый важный поступок.
Полезные привычки сохранят здоровье. Вредные привычки вредят человеку. Выполнение заданий по выявлению вредных и полезных привычек. Как избавиться от вредных привычек?
- Умение владеть собой(5 ч)
Умение владеть собой. Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номера занятий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | план | факт |
Я и моя школа (6ч) | ||||
1 | Я - второклассник | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников. (Р) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (П) | ||
2 | Я и моя школа | |||
3. | Я и мой учитель | |||
4 | Я и мои одноклассники | |||
5 | Что такое лень? | |||
6 | Как справиться с «Немогучками»? | |||
Я и мои родители (5ч) | ||||
7 | Я и мои родители | Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок). (Р) Учиться графически оформлять изучаемый материал. (П) Проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии. Знать правила поведения в обществе, семье, со сверстниками. (К) | ||
8 | «Урок мудрости» (уважение к старшим» | |||
9 | Я умею просить прощения | |||
10 | Почему родители наказывают детей? | |||
11 | Вместе мы сила | |||
Учусь понимать себя (18ч) | ||||
12 | Мои новые друзья. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. (Р) Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. (Р) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. (Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя. (П) Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П) Учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах.( К) | ||
13 | Режим дня. | |||
14 | Игра «Мой день» | |||
15 | Как я расту? | |||
16 | Кто я? Какой Я? | |||
17 | Что я знаю о себе | |||
18 | Как я познаю мир | |||
19 | Моя гигиена | |||
20 | Мои чувства | |||
21 | Мои интересы | |||
22 | Мои мечты | |||
23 | Я в мире профессий | |||
24 | Мое настроение | |||
25 | Как изменить настроение | |||
26 | Мои поступки | |||
27 | Оцени поступок. Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» | |||
28 | Мои привычки | |||
29 | Полезные и вредные привычки | |||
Умение владеть собой (5ч) | ||||
30 | Я – это мои цели. | Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (П) Контролировать свою речь и поступки. (К) | ||
31 | Хозяин своего Я | |||
32 | Не хочу быть плохим | |||
33 | Умей расслабиться | |||
34 | Итоговое занятие | |||
Итого | 34 часа |
Материально- техническое обеспечение
Необходимые материалы:
• бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.
Технические средства:
• компьютер, проектор.
Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся. Музыкальное оформление: музыкальный центр, записи с музыкой, используемые на занятиях.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
Учебно-методический комплект (УМК) "Все цвета, кроме черного». Безруких М.М.
Рабочие тетради.
Пособие для педагогов.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.
Книга для родителей.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методические пособия «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Рабочие тетради.
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 2 класс, М.: Генезис, 2015.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015.
Дополнительная литература:
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.
- Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права.. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002
- Я и другие. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"
Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 2-4 классы
Данная программа, предназначенная для младших школьников, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при...
Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс
Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного» ...