Рабочая программа "Все цвета кроме черного"
рабочая программа (2 класс)

Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_tsveta_krome_chernogo_2_kl.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Назарьевская  средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор                           МБОУ Назарьевской  СОШ

___________Печенева С.А.

Приказ  №

От «---» --------------- 20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Назарьевской  СОШ

___________Гоманюк  О.Б.

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей ________________________________________________________

Протокол №

от «---»-------  20__г

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО»

Класс: 2класс

Количество часов в год:          34

                                                                       

Количество часов в неделю: 1

                                                     Составила педагог-психолог Джунайдова Д.А.

п. Назарьево

Пояснительная записка

К курсу «Все цвета кроме чёрного»

Программа составлена на основе программ: М.М.Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.;О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я»,Москва 2013г.

Актуальность  и новизна   в  младшем  школьном  возрасте  происходит  развитие  психических, психофизиологических  характеристик ребенка,  которые  необходимо  учитывать  в  процессе  воспитания. Особенностью  развития  ребенка в 6,6 -7 лет является недостаточное  умение  произвольно регулировать  процесс восприятия  по инструкции;  затруднение  в выделении  наиболее  существенных признаков  поступающей  информации. В этом  возрасте эмоциональные  стимулы  наиболее  значимы - вызванные  биоэлектрические  реакции  мозга.

                   Л. С. Выготский  писал об этом: «Ни  одна  форма  поведения  не  является столь крепкой, как  связанная  с эмоциями. Поэтому, если  вы  хотите  вызвать у ученика  нужные вам  формы  обучения,  всегда  позаботьтесь  о том,  чтобы  эти  реакции  оставили  эмоциональный  след  в ученике...  Эмоциональные  реакции оказывают  существенное  влияние  на  все  решительно  формы  нашего  поведения  и на  все  моменты  воспитательного  процесса».

                       По Д. А. Фарбер: «Роль внимания  состоит в  создании общей  мобилизационной  готовности  к  деятельности  и  ее  избирательной  функциональной  организации   в  соответствии  с  конкретными  задачами  и потребностями. Наблюдая  за  непосредственными  реакциями  ребенка, можно  составить представление  о  многих  сторонах  его  психической  жизни - основных  интересах, потребностях,  эмоциональном  тоне, особенностях  восприятия  и  внимания. Уже  простое  наблюдение показывает:  внимание по- разному  проявляется  у одного  и  того  же  ребенка-  то  он  легко  отвлекается,  переключаясь  с  одного  предмета  на  другой,  то  так  бывает  захвачен  какой-то деятельностью, что  перестает  реагировать на  окружающее».

          Если  такие  характеристики  внимания,  как  объем, концентрация, переключение,  распределение, устойчивость,  сильно выражены,  то  они «хороши»  при  соответствии   особенностям  той  деятельности, в  которую  ребенок  вовлечен  по  собственной  инициативе  либо  которая  предложена ему взрослыми  или  сверстниками. При  таком  соответствии  именно  внимание становится  регулятором  деятельности,  повышает  эффективность,  являясь  надежным  союзником в развитии  познавательной  деятельности  ребенка.

 Необходимость введения спецкурса «Игровой психотерапии» (ИПТ) обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания таких детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция в совокупности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Программа разработана на основе методики игровых комплексов И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой, по результатам прохождения курсов мной  составлена и апробирована программа спецкурса «Игровой психотерапии».

Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе.

Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.

Задачи программы:

• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • создание условий для успешной адаптации в школе, классе;
  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Для эффективного решения поставленных задач используется  поддержка родителей. В начале учебного года они знакомятся с  содержанием программы «Все  цвета, кроме черного». Им разъясняются  цели и задачи занятий: нужно понимать, что профилактическая работа  потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит  их более внимательно относиться к собственному здоровью. Ведь самый  действенный и эффективный способ влияния на ребенка- воспитание  личным примером.

Содержание программы «Все цвета кроме черного» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой  МБОУ Назарьевская СОШ, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.

 Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.

В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения. Также данная программа может быть реализована в младших классах общеобразовательных учреждений.

Программа «Все цвета кроме черного» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа 1 раз в неделю.

 Планируемые результаты освоения учебного курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•учиться наблюдать

•моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

•учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят    

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные  результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к      победе, поражению;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять   настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми;

• соблюдать правила игры и дисциплину;

• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея      взаимовыручку и т.д.).

• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка     видах творческой  и игровой деятельности.

Предметными результатами занятий по программе «Все цвета,  кроме черного»  являются:

  • создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
  • создание у детей представления о ценности здоровья и  необходимости бережного отношения к нему;
  • сформированность важнейших учебных умений и действий.

Содержание рабочей программы «Все цвета, кроме чёрного»

  1. Я и моя школа (6ч)

Учителя и ученики. Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?

Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?

Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!

Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

  1. Я и мои родители (5 ч)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?

Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».Почему родители наказывают детей? Умение прощать друг друга.

  1. Учусь понимать себя (18ч)

Выявление трудностей, возникающих у детей в школьной жизни. Правила здорового образа жизни.

Практическое занятие - составление режима дня

Как человек растет в течении жизни. Как изменяется пульс у человека с возрастом. Влияние вредных привычек(курения) на рост.

Практическое занятие – измерение пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Взаимодействие ощущений человека. Упражнения для глаз.

Сказка «Золушка». Смена настроения героини.

Как изменить настроение? Как можно исправить плохое настроение.

Органы зрения и слуха Что поможет сохранить зрение и слух. Мир ощущений. Как уберечь себя от травм.

Добрые чувства – помощники в жизни. Отрицательные чувства – чувства тревоги, страха. Беспокойства, неуверенности икак с ними бороться.

Как можно исправить плохое настроение. Чтение сказки «Царевна – Несмеяна».

Беседа «Что такое хороший поступок?». Хорошие поступки литературных героев. Твой самый важный поступок.

Полезные привычки сохранят здоровье. Вредные привычки вредят человеку. Выполнение заданий по выявлению вредных и полезных привычек. Как избавиться от вредных привычек?

  1. Умение владеть собой(5 ч)

Умение владеть собой. Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит  «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                                                                     

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

план

факт

Я и моя школа (6ч)

1

Я - второклассник

Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников. (Р)

Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (П)

2

Я и моя школа

3.

Я и мой учитель

4

Я и мои одноклассники

5

Что такое лень?

6

Как справиться с «Немогучками»?

Я и мои родители (5ч)

7

Я и мои родители

Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок). (Р)

Учиться графически оформлять изучаемый материал. (П)

Проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии.

Знать правила поведения в обществе, семье, со сверстниками. (К)

8

«Урок мудрости» (уважение к старшим»

9

Я умею просить прощения

10

Почему родители наказывают детей?

11

Вместе мы сила

Учусь понимать себя (18ч)

12

Мои  новые друзья.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. (Р)

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. (Р)

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. (Р)

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя. (П)

Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П)

Учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах.( К)

13

Режим дня.

14

Игра «Мой день»

15

Как я расту?

16

Кто я? Какой Я?

17

Что я знаю о себе

18

Как я познаю мир

19

Моя гигиена

20

Мои чувства

21

Мои интересы

22

Мои мечты

23

Я в мире профессий

24

Мое настроение

25

Как изменить настроение

26

Мои поступки

27

Оцени поступок. Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

28

Мои привычки

29

Полезные и вредные привычки

Умение владеть собой (5ч)

30

Я – это мои цели.

Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (П)

Контролировать свою речь и поступки. (К)

31

Хозяин своего Я

32

Не хочу быть плохим

33

Умей расслабиться

34

Итоговое занятие

Итого

34 часа

                                               

Материально- техническое   обеспечение

Необходимые материалы:

•        бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные  карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.

Технические средства:

•        компьютер, проектор.

Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся.                                                                                                     Музыкальное оформление: музыкальный центр, записи с музыкой, используемые на  занятиях.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

Учебно-методический комплект (УМК) "Все цвета, кроме черного». Безруких М.М.

Рабочие тетради.

Пособие для педагогов.

  1. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.

Книга для родителей.

  1. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2013.

Учебно-методические пособия «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева

Рабочие тетради.

  1. О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 2 класс, М.: Генезис, 2015.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015.

Дополнительная литература:

  1. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.
  3. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права.. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002
  4. Я и другие. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"

Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...

рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....

Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 2-4 классы

Данная программа, предназначенная для младших школьников, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при...

Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «  Все цвета, кроме черного»  ...