Межличностные отношения младших школьников
статья

Проблема межличностных отношений в группе сверстников всегда привлекала особое внимание отечественных педагогов и психологов. Особенно внимание возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем. Сейчас, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности и возникла необходимость определить ту роль, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни. В данном материале представлены теоретические основы для изучения межличностных отношений младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_otnosheniya_mladshih_shkolnikov.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностные отношения младших школьников

Выполнила: Удальцова Виктория Алексеевна


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                   .

2

1 Теоретические основы изучения межличностных отношений младших школьников                                                                                                               .

6

1.1 Понятие межличностные отношения в отечественной и зарубежной литературе                                                                                                      .

6

1.2 Виды межличностных отношений                                                        .

9

1.3 Особенности межличностных отношений младших школьников     .

12

1.4 Диагностика межличностных отношений младших школьников      .

16

Выводы по теоретической главе исследования                                                    .

19

Заключение                                                                                                               .

19

Список используемых источников                                                                         .

22

ВВЕДЕНИЕ

Проблема межличностных отношений в группе сверстников всегда привлекала особое внимание отечественных педагогов и психологов. Особенно внимание возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем. Сейчас, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности и возникла необходимость определить ту роль, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни.

Межличностные отношения со сверстниками начинают развиваться с момента включения ребенка в школьный коллектив. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизнедеятельности ребенка и здесь наиболее значимым является период перехода ребенка в новую социальную систему отношений, именно этот период труден для детей младшего школьного возраста.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что эффективность совместной деятельности людей во многом обусловливается уровнем их компетентности в сфере межличностных взаимодействий. Искусство общения и знание его психологических механизмов необходимы сегодня каждому как основа жизненного и профессионального успеха. Обучение межличностному взаимодействию и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы, поэтому одной из основных задач является обеспечение у детей формирования культуры мира и межличностных отношений.

В результате исследований, которые были проведены отечественными психологами (Петровским А.В., 1987, Безродных Т.В., 2005, Попова-Денисова С.В., 2014, и др.) сложилось представление о характере и динамике развития межличностных отношений детей в процессе школьного обучения. Например, многомерность различных проявлений личности в совместной деятельности в полном объеме отображена в теории деятельности опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского (1987). Согласно этой теории, только совместная предметная деятельность детей порождает межличностные отношения учащихся, является средством, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения и, именно процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития и становления личности [2, 24, 27].

Анализ выполненных исследований показывает, что число работ, посвященных изучению специфики межличностных отношений в младшем школьном возрасте довольно велико [11, 18, 24, 33].

Отношения младших школьников характеризуются прежде всего узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. Лидерство обычно носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров [10].

Так же исследователи сходятся и в том, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость [18, 24].

Межличностные отношения младших школьников изучаются представителями социально-гуманитарных наук: психологи, педагоги, социологи, воспитатели для того что бы прослеживать взаимоотношения между детьми в коллективе, проводить профилактические упражнения, которые позволяют избежать деструкции отношений в классе.

Цель данной работы – изучить межличностные отношения между младшими школьниками.

Задачи работы определены следующие:

  1. Изучить понятие межличностных отношений в отечественной и                                  зарубежной литературе.
  2. Проанализировать виды межличностных отношений.
  3. Охарактеризовать межличностные отношения между младшими школьниками.
  4. Описать методики диагностики межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Объект исследования - межличностные отношения.

Предмет исследования - межличностные отношения младших школьников.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие межличностные отношения в отечественной и зарубежной литературе

Философские и психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме межличностных отношений, требуют теоретического уточнения такой категории как «межличностные отношения».

Сегодня рассматриваемое понятие трактуется в разных источниках по-разному. Так, «Краткий энциклопедический словарь по психологии и педагогике», «Словарь терминов по общей и социальной педагогике» и «Краткий психологический словарь» предлагают следующее определение: межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности общения. Характер межличностных отношений во многом определяется индивидуально-типологическими особенностями участвующих в них людей, уровнем их культуры, мотивацией и т.д. Диапазон проявления межличностных отношений довольно широк, от сотрудничества и взаимопомощи до насильственных конфликтов. Актуальное состояние межличностных отношений является одним из социально-психологических факторов отношений. Напряженные, негативные взаимосвязи способствуют возникновению конфликтов. В то же время конфликты практически всегда ухудшают отношения между личностями, приводят к их деструкции. Существуют разнообразные виды межличностных отношений: деловые и личные, приятельские, супружеские и др. Проба и оценка взаимоотношений возникает на работе, в учебном коллективе, в быту [5, 6, 15].

Также межличностные отношения рассматриваются как система установок. В «Кратком психологическом словаре» и «Энциклопедическом словаре психологического лексикона» определяют межличностные отношения как систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе [15, 25].

Еще межличностные отношения определяются как взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным и может реализоваться в поведении субъектов в условиях совместной деятельности. Именно совместная деятельность раскрывает характер межличностных отношений. Данные связи характеризуются субъективными переживаниями и взаимосвязями, проявляются в способах влияния друг на друга, характере взаимоотношений в ходе совместной деятельности и общения. Играют роль также система стереотипов, установок, ориентаций и многого другого, через что люди оценивают и воспринимают друг друга [14, 17].

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией - эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом [7,11].

Достаточно полно и глубоко понятия «отношение» и «межличностные отношения» изучаются в отечественной психологической школе (Н.Н. Обозов (1979), Л.С. Выготский (1982), В.Н. Мясищев (1995), Г.М. Андреева (2007) и др.).

Н.Н. Обозов (1979) под межличностными отношениями понимал взаимную готовность личности к определенному типу взаимодействия, что сопровождается различной окраски эмоциональными переживаниями, наличием или отсутствием взаимопонимания, склонностью к содействию или бездействию.

Так же он рассматривал проблему модальности, широты, направленности межличностных отношений и оценивал их как положительные, отрицательные или индифферентные [13, 23].

Другой исследователь А.В. Петровский (1987) занимался вопросом деятельностного опосредования межличностных отношений, закономерностями их развития, механизмами их превращения в личностные свойства. Межличностные отношения появляются и развиваются в совместной деятельности, также совместная деятельность является средством преобразования межличностных отношений. Межличностные отношения определяют и стратегии взаимодействия людей [27].

Особенно можно выделить взгляды В.Н. Мясищева (1995), который говорил о том, что отношения личности к другим людям, - это в сущности взаимоотношения, потому как люди, участвуя в совместной деятельности, определенным образом взаимодействуют друг с другом и относятся друг к другу. Объектом межличностных отношений является другая личность. Межличностные отношения имеют определенную взаимную направленность, т.к. человек опирается свою систему стереотипов, ориентаций, ожиданий, установок, через призму которых люди оценивают и воспринимают друг друга [22].

Г.М. Андреева (2007) говорит о том, что межличностные и общественные отношения не тождественны друг другу, т.к. межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Общественные отношения – это процесс, детерминированный социальной деятельностью. Если взаимодействие считать процессом, то отношения являются результатом взаимосвязи участвующих субъектов [1].

В зарубежной психологии вопросы межличностных отношений изучаются через групповые феномены и модели коммуникаций. Так в работах Г. Келли (1984) межличностные отношения рассматриваются через призму множества переменных, факторов, которые оказывают на них влияние. В данном подходе уделяется фактору «взаимного обмена вознаграждения и наказания» в контексте взаимодействия (интеракции). Ученые говорят о том, что всякое межличностное отношение – это взаимодействие [28].

Таким образом, межличностные отношения – эмоциональное восприятие человеком окружающих его людей, возникающее в процессе совместной деятельности. Отношения бесконечно разнообразны. Их осознание рождает у человека соответствующие эмоции и чувства. В строении отношений выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Можно сказать, что система отношений человека к самому себе и к окружающему миру является специфической характеристикой личности. Отношение человека к человеку можно обозначить как положительное, отрицательное, безразличное, противоречивое, неустойчивое, изменчивое. Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности группы. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в группе.

1.2 Виды межличностных отношений

Выделяют три основных вида межличностных отношений:

  1. По целям:

Познавательные отношения — другой как предмет восприятия, понимания, познания (А.А. Бодалев, 1994) [3];

  1. По модальности:

Эмоциональные отношения (или аттракции) — другой как предмет симпатии. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств, их соотношения, развития у объекта и субъекта симпатии. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии понимаются внешние характеристики (привлекательность, общительность и т. д.) либо социально-ролевые показатели (статус, профессия, образование, компетентность).

  1. По направленности:

Практические отношения — другой как предмет воздействия.

Г.А. Ковалев (1987) выделяет три модели воздействия одного человека на другого:

  1. Объектная (или императивная);
  2. Субъектная (манипулятивная);
  3. Субъект-субъектная (диалогическая или развивающая) [4, 16].

Н.Н. Обозов (1979) предлагает такую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения. В структуре личности выделяются несколько их уровневых характеристик: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные, он отмечает: «…Разные виды межличностных взаимодействий предпочитают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности…». Поэтому главным критерием автор считает меру, глубину вовлечения личности в отношения. Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения [4, 13, 23].

Е.П. Ильин (2009) в межличностных отношениях выделяет следующие классификации:

  1. В зависимости от особенностей взаимодействия:
  1. Первичные отношения - те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые;
  2. Вторичные отношения - те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.
  1. Официальные отношения – это отношения, построенные на деловой основе, на основе должности, данные отношения регулируются законами, правилами, постановлениями, указами, уставами;
  2. Неофициальные (неформальные) отношения – складываются на базе личных взаимоотношений, не ограничиваются официальными рамками;
  3. Деловые отношения – складываются в результате совместной деятельности, работы. Это могут быть взаимоотношения, которые основаны на распределении обязанностей между членами рабочего коллектива;
  4. Личные отношения – отношения, складывающиеся помимо совместной деятельности. В основе лежат чувства, эмоции, личные установки и предпочтения.
  1. Знакомство – это поверхностные контакты с другими людьми;
  2. Товарищество – это более тесные равноправные и положительные отношения, которые складываются со многими людьми на основе общих взглядов, интересов ради проведения совместного досуга;
  3. Интимные отношения – очень близкие, доверительные отношения, когда люди полностью открыты друг другу, привязаны друг к другу.
  1. В зависимости от количества участников:
  1. Межличностные (субъектные);
  2. Между личностью и группой;
  3. Межгрупповые [11, 24].

Межличностные взаимоотношения младших школьников можно отнести к неофициальному, личному общению. В этом возрасте наиболее распространенной формой личного общения является товарищество, дружба.  В младшем школьном возрасте дружба является основным видом межличностных отношений. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [9, 19, 24].

1.3 Особенности межличностных отношений младших школьников

В младшей школе дети динамично овладевают навыками общения. Младшие школьники активно устанавливают дружеские связи. Способность взаимодействовать с другими членами общества, приобретать друзей среди сверстников – важная задача развития на данном этапе [26].

Коллективные связи и взаимоотношения уменьшаются среди младших школьников по сравнению с подготовительной группой в детском саду. Это связано с появлением новых членов коллектива, с появлением новых видов деятельности – учёба [8].

В первом классе повышается уровень конформности, что обусловлено новой социальной ситуацией и новыми правилами поведения. На данном возрастном этапе от ребёнка требуется научиться социальному взаимодействию со своими сверстниками и завести друзей. В это же время посредством общения со сверстниками у ребёнка выравнивается самооценка, лучше проходит процесс социализации.

Отношения между одноклассниками регулируются учителем через образовательный процесс. Посредством учителя формируются статусы и межличностные отношения в классе. Исследования показывают, что предпочитаемыми становятся дети, которых учитель чаще хвалит, которые хорошо учатся [29].

Во втором и третьем классе для школьников авторитет учителя спадает, но отношения с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

Дети начинают выбирать себе друзей по симпатиям и общим интересам. Важную роль также играют близость места проживания и половой признак.

Для младших школьников характерно выбирать в друзья по общим жизненным обстоятельствам или случайным интересам. Дружба установится между теми, кто сидит за одной партой, рядом живёт, любит рисовать или читать и т.д. В этом возрасте сознание ребёнка ещё не может выбирать друга по существенно обоснованным качествам личности. Тем не менее, к третьему-четвёртому классу дети глубже осознают качества личности другого человека и его характер. В третьем классе, выбирая одноклассника для совместной деятельности, примерно 75 процентов ориентируются на нравственные качества другого [24].

Материалы исследований утверждают, что именно успехи в школьных делах и в учёбе воспринимаются младшими школьниками как главная характеристика личности. Отвечая на вопросы: «С кем ты хочешь сидеть за партой и почему?»,  «Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его?» 85% учащихся 1-го класса и 70% ‒ 2-го класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстников в учебе. Если выбирался не самый успешный ребёнок, то предлагалась помощь. В большинстве случаев при оценке одноклассников делалась ссылка на мнение учителя [30].

В младшей школе у детей формируется понятие дружбы как личный выбор в соответствии с симпатиями, взаимной привязанностью. Чаще остальных у младших школьников встречается групповая дружба. Дружба выполняет важную функцию в развитии самосознания. При наличии дружеских отношений ребёнок начинает осознавать причастность к обществу таких же, как и он.

Общение ребёнка подразделяется на товарищеское и приятельское. Товарищеское общение реализуется при общении в классе со своим полом. Оно в меньшей степени эмоционально. Приятельское общение реализуется и в классе, и за его пределами. В основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом.

Межличностные отношения между мальчиками и девочками подвержены стихийному проявлению.

Гуманистические отношения, возникающие между мальчиками и девочками, характеризуются симпатией, товариществом и дружбой. При развитии этих показателей стремление к общению возрастает. Товарищество и симпатия в младшей школе устанавливаются легко. Личная дружба проявляется довольно редко. Активную роль в установлении этих процессов играет учитель.

Характерными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются (по Ю.С.Митиной, 2011):

  1. отношение мальчиков к девочкам: грубость, развязность, заносчивость, драчливость, отказ от каких-либо отношений;
  2. отношение девочек к мальчикам: застенчивость, жалобы на поведение мальчиков или в отдельных случаях противоположные явления, например, детский флирт [21].

Межличностные отношения должны находиться под контролем, вовремя корректироваться.

Среди младших школьников складываются отношения разного характера: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.

В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. Первый круг формируется из тех одноклассников, которые являются объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, вызывающие устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. Некоторые ученики не формируют первый круг общения, когда не испытывают ни к кому устойчивой симпатии. Первый круг общения может включать как групповое общение, так и частные случаи общения. Группу составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

Второй круг общения состоит из учеников, которые вызывают симпатию. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют друг для друга второй круг желаемого общения.

Эти круги представляют собой динамичные образования. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.

В младшей школе ученики уже хотят занимать определённое положение в структуре межличностных отношений. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием.

На установление личных отношений напрямую воздействует школьная действительность. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить [18].

На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.

Таким образом, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце 3-4 класса и индивидуальные нравственные качества. Особенностью межличностных отношений младших школьников является то, что они проявляются в форме дружбы, и во время построения данных отношений ребенок учится взаимодействовать с социумом. Положение ребенка в группе сверстников зависит от их общей приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах одноклассники. Больше всего страдают от неприятия ровесников дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие свое поведение. Как правило, они отличаются замкнутостью, необщительностью, застенчивостью.

1.4 Диагностика межличностных отношений младших школьников

Учитель играет определяющую роль в установлении межличностных отношений в классе среди младших школьников. Учитель выявляет, изучает особенности межличностных отношений в классе, корректирует поведение детей, определяет возникающие проблемы в общении. Для этого используются различные диагностические методики.

Метод социометрии изучает эмоционально-психологические отношения в детском коллективе, роль каждого ученика в классе. Метод социометрии был разработан Дж.Морено (1951). Этот метод применяется как для диагностики межличностных отношений, так и для изучения межгрупповых взаимодействий для улучшения, изменения и совершенствования их. Посредством социометрического метода можно изучить типы социального поведения в группе, социально-психологическую совместимость членов группы [34].

Методика одномоментных срезов структуры группы Т. Репиной (актометрия) (1989). Методика заключается в наблюдении за учащимися во время самостоятельных занятий и игр. Именно в непосредственном общении у младших школьников формируются межличностные отношения. Наблюдать за классом следует во время перемены, когда дети самостоятельно играют. В каждый момент наблюдения группа детей будет находиться в различных состояниях. Эта методика даёт возможность собрать сведения о контактировании детей, на основе собранных данных можно выстроить модель групповой структуры [31].

Тест «Дом. Дерево. Человек» (как познать себя и научиться ладить с людьми), предложенный Дж. Буком в 1948 г., помогает определить оценку личности испытуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции, а также получить данные, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности [32].

Метод проблемных ситуаций (Смирнова О.Е., Холмогорова В.М., 1998). Метод используется для диагностики коммуникативного развития младших школьников, изучения межличностных отношений младших школьников.
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это - игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь [12].

Диагностика социального интеллекта «Картинки» (Смирнова О.Е., Холмогорова В.М., 1998). Методика используется в качестве диагностики коммуникативного развития младших школьников, изучения межличностных отношений младших школьников, диагностики ориентации ребенка в социальной действительности, диагностики социального интеллекта. Общей особенностью методики является то, что ребенку предъявляют определенную проблемную ситуацию. В отличие от метода проблемных ситуаций, здесь ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме.

 Это может быть изображение какого-либо знакомого и понятного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях и пр. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы. Способность решать социальные задачи нашла свое отражение в термине «социальный интеллект» (или «социальные когниции»). Решение такого рода задач предполагает не только интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и проекцию собственного возможного поведения в предложенные обстоятельства [20].

Личность ребёнка активно устанавливается в младшей школе. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей межличностных отношений в детском коллективе и тех трудностей, которые у них при этом могут возникнуть, может оказать серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками. Общение с детьми ‒ необходимое условие психологического развития ребенка. Общение является основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Через общение ребёнок формирует свои социальные качества, учится взаимодействовать с коллективом во внеучебной совместной деятельности. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный. Удачным фактором, способствующим формированию коллектива и коллективных взаимоотношений, является дополнительная совместная деятельность.

Таким образом, изучение межличностных отношений младших школьников целесообразно проводить одновременно с несколькими методиками, для получения более полной картины взаимодействия ребенка с классом., таких как «Социометрия» или «Дом. Дерево. Человек». Сопоставление полученных данных по методике и тесту позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Межличностные отношения – эмоциональное восприятие человеком окружающих его людей, возникающее в процессе совместной деятельности. Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности группы. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в группе.

2. В младшем школьном возрасте дружба является основным видом межличностных отношений. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

3. Потребность в общении лежит в основе развития взаимоотношений в группе, и она изменяется с возрастом. Дети по-разному удовлетворяют данную потребность.

4. Изучение межличностных отношений младших школьников необходимо проводить в совокупности тестов с методиками для получения более полной картины взаимодействия ребенка с классом. Для диагностики можно использовать такие методики, как метод социометрии, метод актометрии, метод проблемных ситуаций, метод «картинки», тест «Дом. Дерево. Человек». Сопоставление полученных данных диагностики позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучать межличностные отношения, а особенно у младших школьников очень важно, т.к. именно на таком возрастном этапе человек учится выстраивать отношения с другими. И правильное развитие взаимоотношений формирует личность человека, развивает его коммуникативные способности и навыки общения. В процессе изучения данной темы, нам удалось выяснить, что понятие межличностные отношения рассматриваются в трех аспектах: как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, как система установок и как взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия [5, 6, 14. 15, 17, 25]. Так же в структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий

Таким образом, межличностные отношения – абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Важнейшей чертой межличностных отношений является то, что они выстроены на эмоциональной основе. Межличностные отношения возникают и складываются на основе чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Основными характеристиками межличностных отношений являются: эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в группе.

Так же очень важно понимать, что межличностные отношения начинают формироваться еще в детском возрасте. И если их не развивать, то личность ребенка не сформируется, и он будет дезадаптирован. Грамотного развития отношений в классе и их своевременной корректировки можно добиться с помощью различным методик. В нашей работе можно ознакомиться с данными методиками: метод социометрии, методика одномоментных срезов структуры группы, тест «Дом. Дерево. Человек», метод проблемных ситуаций, диагностика социального интеллекта «Картинки». Эти методики помогут учителю отслеживать психологический климат в классе.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней был проведен анализ понятия, видов и особенностей межличностных отношений младших школьников. Полученные материалы расширяют научные представления об особенностях формирования взаимоотношений в классе. Составленный блок психодиагностических методик может применяться для диагностики межличностных отношений и их прогнозирования отклонений от нормы, с целью реализации своевременной профилактической и коррекционной работы. Материалы работы могут быть интересны преподавателям начальных классов, воспитателей группы продленного дня и родителям школьников. Так же работа может послужить основой для дальнейших исследований в обозначенном направлении.

Рекомендации по предотвращения деструкций межличностных отношений младших школьников:

  1. интересоваться жизнью ребенка, спрашивать, что он делает в школе и с кем общается;
  2. если ребенок начинает изолироваться от социума, то необходимо обратиться к психологу, для того что бы он помог найти решение для проблемы;
  3. педагогам следует проводить мероприятия для сближения учеников в классе (1-2 раза в четверть);
  4. детей нужно увлекать в группы сверстников вне школы. Например, отвести ребенка в спортивную секцию, художественную школу, танцевальные студии и т.д. Школьник должен как можно чаще общаться со своими сверстниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 376 с.
  2. Безродных Т.В. Организация конструктивных взаимодействий в учебной деятельности как фактора развития межличностных отношений младших школьников. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Чита: Уральский гос. педагогический университет, 2005. – 22 с.
  3. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. - №1. - С. 122-137.
  4. Бурыкина М.Ю. Межличностные супружеские отношения и удовлетворенность браком женщин-педагогов, воспитанных в неполных семьях // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 4. - С. 3.
  5. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. - М.: Флинта, 2012. – 144 с.
  6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
  7. Гаврилина И.Ю. Варианты межличностных отношений в группе детского сада. Автореферат дисс. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. – 9 с.
  8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
  9. Долганов Д.Н. Классификация межличностных отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. - №4-1(64). – 6 с.
  10. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. – 1983. - №1. – С. 58-65.
  11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 930 с.
  12. Казанцева В.А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – С. 36–40.
  13. Канаматова А.К. Межличностные отношения студентов вуза как детерминанта развития карьерных устремлений. Дисс. … канд. псих. наук. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2010. – 216 с.  
  14. Карзенкова Е.П. Коммуникативно-речевая категория «дружба» // Вестник Пермского университета. – 2011. - № 2. – С. 89-94.
  15. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 505 с.
  16. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М: Педагогика, 1987. - 160 с.
  17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (общие и возрастные особенности). – Минск: БГУ, 1976. – 350 с.
  18. Колоненко Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях // Молодой ученый. — 2014. — №20. — с. 657-659.
  19. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. – СПб.: Питер, 2005. – 262 с.
  20. Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. 2015. №7. – С. 177-183.
  21. Митина Ю.С. Влияние родителей на агрессивное поведение детей // Проблемы инновационного развития Балтийского региона. – Калининград: Витрина, 2011. – с.314-318
  22. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2012. – 400 с.
  23. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Ленинград: ЛГУ, 1979. – 151 c.
  24. Попова-Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. ‒ №41. – С. 110.
  25. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Владос Пресс, 2008. – 384 с.
  27. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.
  28. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 475 с.
  29. Стрыгина М.Н. Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника // Наука и школа. – 2011. - №6. – С. 117-123.
  30. Тодорова М.С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе // Перспективы науки и образования. – 2014. - №5. – С. 94-98.
  31. Трофимова М. Секреты дружного класса // Здоровье школьника. — 2010. — № 6. – С. 9.
  32. А.Я. Психология [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/tests/tests_ddch.html (дата обращения: 09.04.2017).
  33. Утратина О.Г. Исследование межличностных отношений детей школьного возраста / Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/09/15/issledovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey (дата обращения 22.03.2017).
  34. Чернова О.В. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов / Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/52631/ (дата обращения 22.03.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

Исследование "Межличностные отношения младших школьников"

Исследование межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста...

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.  Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....