Организация работы педагога в школе с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами развития
статья
Краткое описание видов и форм работы коррекционных педагогов с родителями детей с ОВЗ различного характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_semyoy_imeyushchey_rebyonka_s_problemami_v_razvitii_v_shkole.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в развитии в школе
Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме.
Следующий этап получения обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации взаимодействия с семьей. При этом выделяем,на наш взгляд, наиболее значимые приемы для получения первого результата , таких как: -Тестирование , анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам . Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.
Выбираем формы проведения работы с родителями:
1 Узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор, выход на проблемы и нахождение конкретных путей их решения. Это могут быть беседы, консультации, тесты- опросники, наглядная пропаганда, тренинг, видеоматериал , встреча -дискуссия, выставка методической литературы.
2. Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.
3. Интересная и результативная форма работы с родителями - практическая деятельность педагога с родителями. Это практикумы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке.
4. Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком. Родителям и ребенку предлагаем стать партнерами в занимательных упражнениях. Предлагаем каждому родителю использовать любой удобный момент игрового контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен для взрослого вне зависимости от его удач и просчетов, внимательно относиться к его трудностям, любить, ценить и принимать ребенка таким, какой он есть. Ведь семья нужна ребенку, а он не будет для других людей столь же близким и желанным.
5. Показ коррекционно- интегрированных занятий. Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции. Владея полной информацией, родители быстро адаптируются к существующему положению вещей, принимают конструктивные решения и правильно выбирают путь общения с ребенком.
Цель работа педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
оказать квалифицированную поддержку родителям; помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду; создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Функции специалиста при работе с родителями ребенка с разными образовательными потребностями (в том числе, с ОВЗ и инвалидностью):.
- Информационная функция: задача специалиста - выслушать запрос и корректно его сформулировать, дать адекватный ответ согласно, в первую очередь, нормативно-правовым основаниям.
- Поддерживающая функция: речь идет об опоре, в первую очередь, на психолого-педагогическую компетентность специалиста. Данная функция проявляется в профессиональном принятии эмоций и чувств человека, обратившегося за помощью; в эмпатическом слушании; активном слушании. В применении адекватных вопросов как инструментов поддержки личного выбора, проявление связи между последствиями сделанного выбора и ценностями человека.
- Посредническая функция: соорганизация образовательных программ разных уровней и координация взаимодействия с разными социальными институтами (например, выбор территориально доступной «Школы приемных родителей», составление плана по оформлению замещающей семьи; подбор необходимых документов для перехода на семейное образование и прочее).
- Функция развития семьи как малой социальной группы (сообщества), являющейся поддержкой образовательного ресурса ребенка с разными потребностями: фиксация удач и продвижения родителей в решении поставленных ими задач, постепенная передача способов действий.
- Функция обучения родителей (и, опосредованно, детей): объяснение способов пошагового выполнения оперативных задач (запись сформулированной цели в виде достигнутого результата; составление плана решения; подбор необходимых ресурсов; сопоставление с временными ограничениями; формулирование критериев и индикаторов (показателей) достижения цели).
Принципы, положенные в основу работы с семьей:
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог и др. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза».
Принцип учета интересов.
По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями.
Успех осуществления поставленных перед МКОУ школой – интернат для обучающихся с ОВЗ задач во многом зависит от характера взаимоотношений, которые складываются между родителями и педагогом. Эффективность коррекционной работы зависит от правильной постановки всего учебно- воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения и воспитания.
При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью надо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педагогического воздействия. Коррекционная работа должна сопровождать весь процесс обучения детей с нарушениями интеллекта. При правильной организации специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены. Когда в семье рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с нарушениями интеллекта, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.
Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Как правило, изучая семьи, имеющие проблемных детей, мы можем выделить следующие виды отношений родителей к своему ребенку:
1.Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.
2.Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания . Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.
Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Если возникают воспитательные проблемы с ребенком с нарушением интеллекта, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Не следует думать, что ребенок с нарушением интеллекта- это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения.
Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости.
Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с нарушением интеллекта. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса. Семья, имеющая ребенка с нарушением интеллекта, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния.
В связи с этим необходимо подчеркнуть важность роли педагога-дефектолога в формировании личности ребенка. Педагог ставит перед родителями краткосрочные цели, ведет разъяснительную работу, связанную с нехваткой информации по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, рассказывает, что делали на занятиях, как реагировал ученик, что необходимо повторять дома, чем заинтересовать ученика. Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка – инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи.
Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей – инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи.
Источники для статьи:
- Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. 2003
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008
- Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Особенности организации работы во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Работа с детьми ОВЗ....
Основные направления социально – психологической работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.
В последнее время огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Особый ребёнок» - так мягко называют педагоги детей, нуждающихся в особых условиях жизнед...
Статья «Инновационные подходы к организации работы педагога-организатора в школе»
Новые веяния времени требуют и от педагога-организатора постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов воспитания....
Методическая разработка "Организация работы педагога-организатора школы"
Создание благоприятных условий для организации содержательных, полезных и интересных мероприятий школы с целью привлечения привлечения учащихся...
Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)
Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...
Организация работы педагога-организатора в школе
Описание основных функций педагога-организатора...