Адаптированная основная общеобразовательная программа (8.3.)
методическая разработка (1 класс)
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с РАС в освоении АООП НОО (вариант 8.3), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и интеграцию.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с РАС.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно- развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с РАС и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_8.3_noo_gotovo.docx | 68.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с РАС в освоении АООП НОО (вариант 8.3), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и интеграцию.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с РАС.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно- развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с РАС и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;
- оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.
Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно- развивающей области (направления) через:
- коррекционные курсы, что позволяет формировать у обучающихся с РАС адекватное учебное поведение и социально-бытовые навыки; преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими; развивать средства вербальной и невербальной коммуникации; что способствует осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающихся; упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления; развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей; развитие избирательных способностей обучающихся.
- обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;
- организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий;
- взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с РАС.
Программа коррекционной работы содержит:
- цель, задачи, программы коррекционных курсов;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское);
- описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с РАС;
- планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей области;
- механизмы реализации программы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
- формирование у обучающихся с РАС адекватного учебного поведения и социально-бытовых навыков;
- преодоление недостатков аффективной сферы и трудностей во взаимодействии с окружающими;
- развитие средств вербальной и невербальной коммуникации;
- развитие внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей;
- развитие избирательных способностей обучающихся.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с РАС содержания АООП НОО (вариант 8.3) педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое сохраняет свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы(класса) обучающийся с РАС направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС осуществляют специалисты: педагог-психолог, логопед, педагоги, имеющие соответствующую профильную подготовку, социальный педагог.
Цель, задачи, программы коррекционных курсов
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с РАС (вариант 8.3), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
- Определение особых образовательных потребностей, обучающихся с РАС;
- Повышение возможностей, обучающихся с РАС в освоении АООП НОО (вариант 8.3) и интегрировании в образовательный процесс;
- Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно – воспитательном процессе;
- Создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико- синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого- медико-педагогической коррекции;
- Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с РАС консультативнойи методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с РАС.
Принципы коррекционной работы:
- Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
- Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно- воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
- Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
- Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
- Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Коррекционная работа с обучающимися с РАС осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
- через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный учебный план, индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Программы коррекционных курсов:
Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения». Основные задачи реализации содержания: Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения. Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Коррекционный курс «Музыкально-ритмические занятия». Основные задачи реализации содержания: Эстетическое воспитание, развитие эмоционально-волевой ипознавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора. Развитие восприятия музыки. Формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), правильной осанки, умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку. Формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со сверстниками.
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка». Основные задачи реализации содержания: Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально-бытовой деятельности, развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности». Основные задачи реализации содержания: Коррекция и развитие высших психических функций (сенсорно- перцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и других), активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося.
Коррекционный курс « Коррекция речи». Основные задачи реализации содержания: коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения. Задачи программы: развитие понимания обращенной речи; формирование простой фразы; развитие навыка диалогического взаимодействия; формирование произвольного речевого высказывания; накопление, расширение и активизация словаря; формирование навыков и профилактика нарушений письма и чтения; формирование альтернативных средств коммуникации; развитие высших психических функций.
Система комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно- развивающее, консультативное, информационно-просветительское)
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования обучающихся с РАС включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с РАС с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО (вариант 8.3).
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
- мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;
- анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование обучающегося с РАС
Изучение ребенка | Содержание работы | Где и кем выполняется работа |
Медицинское | Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов | Медицинский работник, классный руководитель Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом во время плановых осмотров. |
Психолого- логопедическое | Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание, темп деятельности, утомляемость. Мышление. Память. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Особенности сенсорного, моторного развития, графических навыков. Речь. | Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель) Диагностическое обследование (педагог – психолог, логопед) Изучение письменных работ (учитель, логопед) |
Социально- педагогическое | Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Эмоционально-волевая сфера. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение (социализация). | Беседа с родителями и учителями- предметниками (социальный педагог) Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности Диагностическое обследование (педагог - психолог) |
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организация деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, эмоциональное и общее социально-личностное развитие;
- разработка оптимальных для развития обучающихся с РАС групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционная работа включает систематическое психолого-педагогическое наблюдение в учебной и внеучебной деятельности, разработку и реализацию комплексного психолого–педагогического сопровождения каждого обучающегося с РАС на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми и др.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с РАС в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, обучающихся с РАС.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
- разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию вобщество,
- взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
Описание специальных условий обучения и воспитании обучающихся с РАС
Психолого-педагогическое обеспечение
Психолого-педагогические условия реализации АООП НОО (вариант8.3) в МБОУ «СОШ №110» обеспечивают:
- учет специфики возрастного и психофизического развития обучающихся с РАС;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических иадминистративныхработников,родителей(законныхпредставителей)обучающихсясРАС;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся с РАС; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; использование здоровьесберегающих технологий; дифференциация и индивидуализация обучения с учетом степени и структуры нарушения, особенностей психофизического развития обучающихся с РАС, состояния здоровья и индивидуальных личностных особенностей каждого ребенка; мониторинг образовательных потребностей, компенсаторных возможностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);
- обеспечение оптимального режима учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей ребенка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных коррекционных образовательных технологий и специальных приемов обучения;
- комплексное коррекционное воздействие на обучающихся с РАС на индивидуальных и групповых психологических и логопедических занятиях.
Кадровое обеспечение
В реализации АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3) в школе принимают участие следующие специалисты: учителя, имеющие специальную курсовую подготовку, педагог-психолог, учитель – логопед,учитель – дефектолог, социальный педагог, классный руководитель, медицинский работник.
Педагогические работники имеют четкое представление об особенностях психофизического развития обучающихся с РАС, коррекционных методиках, технологиях и приемах коррекционно-развивающей работы. Уровень квалификации работников МБОУ «СОШ №110», реализующих АООП НОО для обучающихся с РАС, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.
Материально-технические условия
Временной режим обучения
Большинству детей с РАС для адаптации к школе требуется более длительный период времени, чем обычным школьникам. Поэтому, одним из основных условий является необходимость длительного периода адаптации к новым условиям обучения. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь- май - по 4 урока по 40 минут каждый); - в середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью не менее 40минут.
Основные изменения в режиме обучения заложены в рекомендации ПМПК. При внесении существенных изменений в режим (уменьшение количества учебных дней, дополнительный выходной, снижение количества уроков) недостающее количество часов может восполняться дистанционно.
Организация пространства школы, класса
Все помещения школы обеспечены полными комплектами оборудованиядляреализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарём.
Для того чтобы ребенок с РАС постепенно мог адаптироваться в ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована. Наличие четкой структурированной среды (разделение пространства на определенные зоны в соответствии с планируемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха) дает возможность снизить беспокойство, страхи, а также помогает ребенку самостоятельно организовать свою деятельность. Классы обеспечены зоной отдыха, с диваном для лежания, релаксации.
Для поддержания стереотипа школьного обучения закрепляется за ребенком постоянство места в классе (в соответствии с особенностями обучающегося, он может сидеть за одной партой с одноклассником, или может быть отдельно стоящее учебное место).
Для того чтобы дать возможность ребенку с РАС быстрее адаптироваться в новом помещении и лучше ориентироваться в своих вещах, может вводиться индивидуальная маркировка мебели и его личных вещей. Выбор маркировки зависит от возраста ребенка и уровня его интеллектуального развития. Это могут быть и картинки, и определенный цвет, и обозначение имени.
Организация рабочего пространства
При необходимости определяются особенности индивидуального пространства для обучения. К таким особенностям могут относиться: использование боковых ширм, которые помогают сконцентрироваться и не обращать внимание на других детей в классе; отдельная парта; специальные устройства, липучки, крепления и т.д.
В зависимости от особенностей развития обучающегося с РАС используются индивидуальные визуальные подсказки и визуальные инструкции. Подсказки могут быть расположены на парте, на обороте тетради и т.д. Такие подсказки могут помочь ребенку самостоятельно организовать свою деятельность, не дожидаясь дополнительных указаний или помощи взрослого.
С помощью визуальных подсказок могут быть специально отработаны: последовательность подготовки к уроку; наглядная схема организации рабочего пространства; схема подбора необходимых для выполнения деятельности учебных материалов; последовательность выполнения отдельных операций деятельности и т.д. Наличие таких подсказок чрезвычайно важно, так как ребенку проще самому посмотреть на расписание и приготовить нужные предметы к следующему уроку, чем ориентироваться на длинную инструкцию учителя.
Визуальные инструкции помогают ребенку правильно выполнить задание учителя и минимизируют дополнительные временные затраты педагога на уроке.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются специальные коррекционно-развивающие методики и технологии, диагностический коррекционно- развивающий инструментарий, в том чисел цифровые образовательные ресурсы.
Информационное обеспечение
Создаются условия для функционирования современной информационно- образовательной среды, обеспечивающей достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результат освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования. Все участники коррекционного образовательного процесса имеют доступ к организационной технике в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребѐнка с РАС. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечѐнных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с РАС. Для специалистов предусматривается возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей посредством сетевых ресурсов и технологий.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей области
Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения»:
- Положительная динамика в формировании мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, позитивные изменения в аффективном, сенсорно-перцептивном, коммуникативном и личностном развитии, сглаживание дезадаптивных форм поведения;
- Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения;
- Развитие средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Коррекционный курс «Музыкально-ритмические занятия»:
- Положительное отношение к музыкально-ритмическим занятиям;
- Развитие восприятия музыки, интереса и внимания к музыкальному звучанию;
- Развитие правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку;
- Умения эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя;
- Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе, при реализации совместных проектов со сверстниками.
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка»:
- Формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их использование в ходе специально организованной практической социально-бытовой деятельности;
- Развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности;
- Повышение уровня социальной адаптации.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»:
- Развитие высших психических функций (сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и других);
- Активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося.
Коррекционный курс «Коррекция речи»:
- Ученик с положительной мотивацией к изучению русского языка и литературы.
- Ученик, имеющий индивидуальный уровень речевого развития, необходимый для усвоения программ по русскому языку.
Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются через систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.3), которая предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений обучающимися следующих результатов образования: личностных и предметных.
Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с РАС планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.3) школы.
Механизм реализации программы
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов учреждения, обеспечивающее
комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие учреждения с внешними ресурсами (сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации здоровьесбережения обучающихся с РАС; сотрудничество со средствами массовой информации; сотрудничество с семьей).
Модель коррекционно-развивающего образования Учреждения предусматривает координацию усилий всех субъектов образовательного процесса для создания адаптивной педагогической среды, направленной на коррекцию отклонений в развитии обучающихся, формирование их положительных личностных качеств, социальную реабилитацию, подготовку к самостоятельной жизни, труду, интеграции в общество и представляет собой специально организованную систему комплексной помощи детям, учитывая индивидуальные психические и речевые особенности их развития.
Комплексное сопровождение в нашем учреждении сегодня является не просто суммой разнообразных индивидуальных методов коррекционно-развивающей работы конкретного специалиста с детьми, а выступает как основная педагогическая технология, особая культура поддержки и помощи ребенку, его развития, обучения, воспитания, социализации как особой формы взаимодействия команды сопровождения, обеспечивающей это развитие. Специалисты (команда сопровождения) по комплексному сопровождению не только владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию своей деятельности и совместной деятельности команды сопровождения, направленных на их разрешение и соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
Целью комплексного сопровождения обучающегося в образовательном процессе является обеспечение максимально возможного его развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи комплексного сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- комплексное (психолого-педагогическое и медико-социальное) обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Структурные компоненты комплексного, мультипрофессионального сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Медицинское сопровождение.
- Социально-педагогическое сопровождение
Функции ППк:
а) сбор медицинского анамнеза на каждого обучающегося;
б) исследование соматического и функционального состояния обучающегося;
в) педагогическое обследование обучающегося;
г) логопедическое обследование обучающегося;
д) психологическое исследование обучающегося;
е) социальное обследование обучающегося;
е) мониторинг учебной деятельности обучающегося.
На заседаниях ППк рассматриваются следующие вопросы:
а) итоги комплексной диагностики психофизического развития и обучаемости обучающихся;
б) организация психолого – педагогического сопровождения;
в) динамика развития вновь прибывших обучающихся;
г) готовность обучающихся 4 класса (выпускников) к получению основного общего образования.
Служба сопровождения (ППк) приступает к работе с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка и на основании имеющегося заключения ПМПК.
Этапы работы службы сопровождения образовательной организации:
Подготовительный этап- обследование ребенка с РАС всеми имеющимися специалистами в образовательной организации или приглашенными на основе договорных отношений. Проводятся психологическое, логопедическое, медицинское и педагогическое обследования ребенка с РАС. Индивидуальные заключения и данные диагностик заносятся в карту развития ребенка с РАС.
Этап планирования - проводится коллегиальное обсуждение результатов диагностики, уточняется представление об особенностях развития ребенка после выступления каждого специалиста. Определяется вероятный прогноз его дальнейшего развития и планируется комплекс коррекционных мероприятий. Вырабатывается решение по специфике адаптированной образовательной программы. Определяются сроки реализации и ответственные.
Коррекционно-развивающий этап - реализация адаптированной образовательной программы, проведение мониторинга и при необходимости - корректировка.
Контрольный этап - итоговая диагностика и отслеживание результативности адаптированной образовательной программы.
Организация деятельности ППк.
- Состав консилиума – команда сопровождения, работающая с ребенком: учителя предметники, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель – дефектолог.
- Руководит консилиумом заместитель директора по учебной работе.
- Деятельность ППк осуществляется в соответствии с планом работы школы.
- В течение года проводятся плановые консилиумы и внеплановые по необходимости.
Содержание работы | Организационная деятельность |
I этап. Подготовительный | |
подбор методов изучения личности; подбор методик изученияпсихологических особенностей; подбор методик для определения уровня обученности, обучаемости, воспитанности, воспитуемости; подбор методик изучения семьи обучающихся; методическая и практическая подготовка педагогических кадров | изучение состояние вопроса; предварительное планирование; разработка и отбор оптимального содержания, методов и формпредстоящей деятельности; обеспечение условийпредстоящей деятельности; подбор педагогических кадров и распределение конкретных участников работы; постановка задач перед исполнителями и создание настроя на работу |
II этап. Сбор информации (начало учебного года) | |
проведение бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования; изучение личных дел учащихся; изучение листа здоровья учащихся; консультация специалистов. | консультативная помощь в процессе сбора информации; контроль за сбором информации на входе в коррекционно-развивающую деятельность |
III этап. Систематизация потока информации (начало учебного года) Консилиум (плановый) | |
уточнение полученной информации; определение особенностей развития обучающегося; выделение группы контроля за учебно- познавательной деятельностью, группы контроля за поведением, группы контроля за семьей учащегося, профиля личностного развития; выработка рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса | анализ результатов психолого-медико- педагогического обследования на входе в коррекционно-развивающую работу; анализ состояния здоровья обучающихся; планирование коррекционно-развивающей деятельности |
IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности | |
включение коррекционно-развивающих целей в учебно-воспитательное планирование, привлечение к работе других специалистов; проведение занятий школьным психологом, учителем-логопедом, педагогами; проведение игр и упражнений педагогами; медикаментозное лечение учащихся; работа с родителями | помощь в процессе реализации коррекционно-развивающей работы; контроль за проведением коррекционно- развивающей работы |
V этап. Сбор информации (конец учебного года) | |
проведение бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования | консультативная помощь в процессе сбора информации; контроль за сбором информации на выходе в коррекционно-развивающую деятельность |
VI этап. Систематизация потока информации (конец учебного года) Консилиум (плановый) | |
уточнение полученной информации; оценка динамики развития: положительный результат – завершение работы, отрицательный результат – корректировка деятельности, возврат на II – VIэтап | анализ хода и результатов коррекционно- развивающей работы; подведение итогов |
VII этап. Завершение работы (при положительных результатах). Консилиум (заключительный). | |
отбор оптимальных форм, методов, средств, способов, приемов взаимодействия педагогов с обучающимися, родителями, повышение профессиональной подготовки педагогов; перспективное планирование | обобщение опыта работы; подведение итогов; планирование дальнейшей коррекционной работы |
Содержание работы
Программа коррекционной работы в структуре АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.3) включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают основное содержание деятельности специалистов Учреждения в области коррекционной педагогики и психологии:
Субъекты реализации коррекционной рабо ты МБОУ «СОШ №110» | Содержание деятельности специалистов |
Заместитель директора по УВР, председатель ППк | курирует работу по реализации программы; руководит работой ППк; взаимодействует с ТПМПК, лечебными учреждениями; осуществляет просветительскую деятельность при работе с родителями детей |
Психолог | Проводит индивидуальное обследование обучающихся с целью выявления уровня сформированности психических функций и установления психологической структуры дефекта; Выявляет потенциальные возможности ребенка и зону его ближайшего развития; Протоколирует результаты проведенных обследований; Разрабатывает программу индивидуальной коррекционно – развивающей работы с обучающимся |
Учитель | Проводит педагогическое изучение детей с учетом реализуемой в ОО программы и соответствующих ей педагогических технологий; Определяет зону ближайшего развития ребенка. |
Учитель-логопед | Проводит индивидуальное обследование с целью выявления проблем в развитии речи. Разрабатывает программу коррекционной работы. |
Социальный педагог | Изучает условия жизни обучающегося в семье; Участвует в разработке и реализации программ медико-социальной и психолого- педагогической помощи детям из семей группы риска социально опасного положения и социального сиротства |
Медицинский работник | изучает медицинскую документацию обучающихся, историю развития ребенка; выявляет уровень физического и психического здоровья обу-чающихся; участвует в заседаниях ППк; консультирует родителей по вопросам профилактики заболеваний; консультирует педагогов по вопросам организации режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся |
Классный руководитель | изучает интересы учащихся; создает условия для их реализации; развивает творческие возможности личности; решает проблемы ра-циональной организации свободного времени. |
Взаимодействие специалистов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»
Мероприятия | Специалисты | Формаработы | Планируемый результат |
Диагностическая работа | |||
Входящая психолого- медико- педагогическая диагностика | Заместитель директора по УВР; педагог-психолог учитель-логопед мед.работник соц. педагог | Анализ документов ТПМПК/ЦПМПК и медицинских карт; проведение входных диагностик | Выявление причин и характера затруднений в освоении учащимися АООП НОО для детей с РАС; Планирование коррекционной работы |
Коррекционно-развивающая деятельность | |||
Выбор Оптимальных для | Заместитель директорапо УВР | Приказы, протоколы | Фиксирование запланированных и |
развития ребёнка с РАС методик, методов и приёмов коррекционно- развивающего обучения | и ВР; педагог-психолог; учитель-логопед; учитель; классный руководитель; соц.педагог | ППк, рабочие программы, планы коррекционных занятий | проведенных мероприятий коррекционно-развивающей работы в индивидуальной папке сопровождения обучающего с РАС; Организация системы комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения учащихся с РАС в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №110» |
Организация и проведение специалистами групповых и индивидуальных коррекционно- развивающих занятий, направленных на преодоление пробелов в развитии и трудностей в обучении | педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог | Заседания ППк; индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия | Выполнение рекомендаций ТПМПК, ППк; Реализация и корректировка рабочих программ, индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы |
Системное воздействие на учебно- познавательную деятельность учащихся с РАС в ходе образовательного процесса | Заместитель директора по УВР; Педагог-психолог; учитель-логопед; учитель; мед.работник; социальный педагог; Классный руководитель | Мониторинг развития учащихся; План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с РАС. | Целенаправленное воздействие педагогов и специалистов на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии, использование специальных рабочих образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Развитие эмоционально- волевой, коммуникативной и личностной сферы ребенка и Психокоррекция его поведения | Педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог; Классный руководитель | Программа курсов внеурочной деятельности; План воспитательной работы. | Выявление и анализ факторов, влияющих на состояние и обучение ребенка: взаимоотношения с окружающими, детско- родительские отношения, уровень учебной мотивации. |
Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни | Социальный педагог; учитель | Рекомендации специалистов служб сопровождения. Индивидуальная работа с ребенком и семьей в соответствии с планом мероприятий. Организация взаимодействия школы с внешними социальными партнерами по вопросам социальной защиты | Учет выявленных особенностей отклоняющегося развития ребенка и определение путей развития, с помощью которых их можно скомпенсировать в специально созданных условиях обучения |
Консультативная деятельность | |||
Консультативная помощь учителям в организации коррекционно- развивающего процесса обучающихся с РАС | Заместитель директора по УВР; педагог-психолог; учитель-логопед; учитель - социальныйпедагог; медицинскийработник | заседания ПМПК; педагогические советы; семинары; индивидуальные и групповые консультации специалистовдля педагогов | Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с РАС; создание условий для освоения АООП НОО (вариант 8.3) |
Консультативная помощь семье в вопросах воспитания и обучения ребенка с РАС | Заместитель директора по УВР и ВР; педагог-психолог; учитель-логопед; соц. педагог; классный руководитель | собрания; консультации; индивидуальная работа; круглые столы | Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с РАС; создание условий для освоения АООП НОО (вариант 8.3) |
Информационно-просветительская деятельность | |||
Просветительская деятельность по разъяснению индивидуальных особенностей детей с РАС | Заместитель директора по УВР и ВР; педагог-психолог; учитель-логопед; учитель; социальный педагог | лекции; беседы; круглые столы; тренинги; памятки, сайтшколы | Целенаправленная разъяснительная работа со всеми участниками образовательного процесса с целью повышения компетенции в вопросах коррекции и развития детей с РАС. |
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами школы, Городским психолого-педагогическим центром «Потенциал», МБУ ДО ДОО(П)Ц «Гармония».
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с расстройством аутистического спектра;
- сотрудничество с родительской общественностью, семьей обучающегося сРАС.
Программа сотрудничества с семьей
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения с семьей обучающегося, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Программа сотрудничества с семьей направлена на построение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
- Психологическая поддержка семьи;
- Повышение осведомленности об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации ИУП;
- Участие родителей в деятельности образовательной организации.
- Психологическая поддержка семьи.
Актуальность психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра обусловлена тем, что члены такой семьи, зачастую, испытывают негативные последствия психической травмы после выявления у ребенка нарушений развития, трудности принятия особенностей ребенка и его индивидуального пути развития, дефицит информации об оптимальных направлениях помощи ребенку и необходимых психолого-педагогических знаний.
Задачи психологической поддержки:
- содействие созданию благоприятного эмоционального климата в семьях детей с особенностямиразвития;
- формирование у родителей позитивного восприятия личностиребенка;
- формирование конструктивной родительской позиции.
Психологическая помощь способствует решению проблем, возникающих в семье, воспитывающих особого ребенка через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений. Создание благоприятной развивающей среды для ребенка дома имеет важнейшее значение для его эффективного обучения и воспитания. Для этого родителям необходимы знания, способствующие пониманию особенностей и возможностей ребенка. Важно, чтобы члены семьи владели практическими навыками, позволяющими успешно выстраивать отношения с ребенком в процессе взаимодействия с ним. Команда специалистов, сопровождающая ребенка в образовательном процессе, выявляет запросы, потребности семьи и выстраивает маршрут взаимодействия с семьей, используя для этого оптимальные формы работы.
- Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностяхребенка.
В рамках данного направления сотрудничества с семьями проводятся индивидуальные консультации с педагогами, а также тематическиесеминары.
- Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации ИУП, индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения образования ребенка-инвалида.
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации ИУП, ИПППСОРИ обеспечивает заинтересованную вовлеченность сторон в планирование и реализацию индивидуальной программы в условиях образовательной организации и дома. Для организации такого взаимодействия планируются и осуществляются такие мероприятия, как:
- заключение договора о сопровождении между родителями и МБОУ «СОШ №110»;
- обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого вИПППСОРИ;
- регулярный обмен информацией между школой и семьей о ходе реализации ИПППСОРИ;
- посещение уроков/занятий родителями в образовательной организации.
- Участие родителей в деятельности образовательной организации
Участие родителей во внеурочной деятельности направлено на социальную интеграцию семей с детьми-инвалидами, способствует включению членов семей обучающихся в мероприятия, расширению контактов ребенка и семьи, формированию доверительных отношений между участниками образовательных отношений, обеспечивается индивидуальное сопровождение ребенка в ходе мероприятий и др.
Корректировка коррекционных мероприятий
Школьный психолого-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными обучающимися с РАС, даёт рекомендации для следующего этапа обучения, проводит выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их речевого и коммуникативного развития, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития. Коррекционная работа ведѐтся в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) обучающегося с РАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать и развивать познавательную деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...
Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...